Экскурсии и походы в природу как средство экологического воспитания дошкольников
консультация по теме

Гранже Надежда Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1.docx6.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии и походы в природу как средство эколого-валеологического воспитания старших дошкольников.

Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно это позитивно-ориентированное общение обеспечит успех воспитания у ребенка основ ценностного отношения к природному окружению, удовлетворит его потребность в эмоциональном, чувственном взаимодействии с объектами природы, позволит как можно полнее познать и осознать те процессы и явления, которые происходят в мире природы. Исходя из этого, одной из важнейших форм организации экологической работы с детьми должны стать экскурсии и походы в природу.

Современное экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе, который должен обеспечить овладение детьми необходимыми практическими умениями и навыками экологически-ориентированной деятельности, развитие способности к самостоятельному выбору объектов, приложения сил.

Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время экскурсий и походов  становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.

 С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Педагогическая целесообразность организации и проведения экскурсий и походов в природу основана на уникальной системе экологического воспитания В.А. Сухомлинского. Основа этой системы – воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития.

Экскурсии и походы в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Экскурсии и походы в природу имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и оздоровительные, и воспитательные. Надо уже с детского сада воспитывать в детях любовь к природе, желание вести здоровый образ жизни , помогать им видеть прекрасное в окружающей их природе, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Как разновидность экскурсионной работы предлагаю использовать походы в природу.

Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.

Походы сложнее в организации, поэтому могут проводиться реже, чем экскурсии.

Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом - воспитателем всех их этапов.

Первый этап - подготовительный. 

Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят подготовка воспитателя и детей.

Второй этап экскурсии и похода – организация познавательной и практической деятельности детей.

Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой.

Третий этап – заключительный.

Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми.

Экскурсии и походы в природу будут эффективным средством экологического образования дошкольников только при условии их методически грамотной организации и систематического применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников

Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл....

Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников

Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...

Интерес к природе - как средство экологического воспитания дошкольников

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений для уголка природы следует учитывать, чтобы растение было подходящим для той или и...

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Презентация.

Отчет о работе по экологическому воспитанию дошкольников....

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...