Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом развитии дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Березина Ирина Николаевна

Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом   развитии дошкольников.

Нарушения речи - одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше.

Следствие нарушения речи может быть: - неблагоприятное речевое окружение ребенка (наличие родственников имеющих речевые нарушения отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка);

-  отсутствие эмоционального и речевого общения с близкими людьми.

- недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будет проявляться задержка в  речевом развитии.

       Перед педагогами стоит важная задача, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и методами, вполне обосновано использование нетрадиционных методик. Одной из таких, является мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти , развитие мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Донную методику в педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Задачи  для всех видов мнемотаблиц:

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

• Развитие логики;

• Развитие образного мышления;

• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

• Решение дидактических, образовательных задач;

• Развитие смекалки;

• Тренировка внимания;

• Навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц.

• развивающие (тренинг основных психических процессов);

• обучающие;

В мнемотаблице можно изображать графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображать  так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Символы приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных- ёлка. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.  

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, для старших дошкольников  -  чёрно-белые .

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

     3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа .

   Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

             Ожидаемые    результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • увеличивается словарный запас;
  • повышается  робость;
  • преодолевается застенчивость.

       Вывод: мнемотехника в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность

коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника - как нетрадиционная методика в речевом   развитии дошкольников.

Нарушения речи - одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше.

Следствие нарушения речи может быть: - неблагоприятное речевое окружение ребенка (наличие родственников имеющих речевые нарушения отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка);

-  отсутствие эмоционального и речевого общения с близкими людьми.

- недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будет проявляться задержка в  речевом развитии.

       Перед педагогами стоит важная задача, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и методами, вполне обосновано использование нетрадиционных методик. Одной из таких, является мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти , развитие мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Донную методику в педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Задачи  для всех видов мнемотаблиц:

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

• Развитие логики;

• Развитие образного мышления;

• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;

• Решение дидактических, образовательных задач;

• Развитие смекалки;

• Тренировка внимания;

• Навык правильного графического изображения;

Виды мнемотаблиц.

• развивающие (тренинг основных психических процессов);

• обучающие;

В мнемотаблице можно изображать графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображать  так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Символы приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных- ёлка. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.  

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, для старших дошкольников  -  чёрно-белые .

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

     3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа .

   Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

             Ожидаемые    результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • увеличивается словарный запас;
  • повышается  робость;
  • преодолевается застенчивость.

       Вывод: мнемотехника в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность

коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом   развитии дошкольников.Консультация для воспитателей и презентация...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

Статья : "МНЕМОТЕХНИКА - КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс для педагогов на тему: «Мнемотехника, как инновационная технология в речевом развитии дошкольников»    ...

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Давно известно, что образы– это язык мозга. В первую очередь - это зрительные образы. Мнемотехника и является такой программой, которая позволяет человеку общаться с мозгом, дает ...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Каковы же факторы, облегчающие процесс становления ...