ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал

Калючина Татьяна Гаринулловна

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью телевидения, интернета – все это требует крепкого здоровья. Это обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».

Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи. Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Любое образовательное учреждение в своей работе опирается на нормативные документы, документы  которые регламентируют сохранение и укрепление здоровья детей: закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, СанПиН, «Конвенция о правах ребёнка».

В настоящее время работа по формированию у детей здорового образа жизни осмысливается как фактор повышения качества образования. ФГОС ДО рассматривает ценности здорового образа жизни в контексте общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

С момента внедрения ФГОС ДО созданы все необходимые условия для решения поставленных задач по сохранению и укреплению здоровья детей. Но как показывает практика, здоровье детей не становится проблемой вчерашнего дня.

Благодаря реализованным мероприятиям по внедрению ФГОС ДО, усилилась пропаганда здорового образа жизни, среди детей и родителей, в том числе и педагогов, увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции, спортзалы, стало модным среди родителей быть здоровым. Но в тоже время, здоровый образ жизни не стал основным, среди доброй половины остальных родителей и детей. Они по-прежнему убеждены в том, что в жизни есть столько всего хорошего, но не полезного, что отказываться от этого глупо. Именно эта часть родителей и детей требует сегодня особого внимания.

 С целью привлечения внимания таких родителей к вопросу предпочтения и выбора здорового образа жизни, нами были организована наглядно-агитационная деятельность. Эта форма является традиционной, и именно это доказывает ее эффективность. Были разработаны и оформлены буклеты с информацией для родителей: «Насколько подвижный образ жизни я веду?», информационные листовки «Здоровьесберегающие технологии – технологии сохранения здоровья», «Наши выходные».

Но использование новых приемов, доказывает инновационную составляющую заявленной формы работы. Например, нами оформлен практический материал «Спортивный Маркс», в папку-накопитель вошли: перечень всех спортивных секций города Маркса, с указанием телефонов, адресов, режима работы, видов деятельности. Затем такой же перечень, но только для детей дошкольного возраста. В данной папке расположили фотографии победителей в соответствующих видах спорта.

Еще одним примером использования традиционных форм трансформирующихся в инновационный подход, является использование ставшей уже традиционной у нас в учреждении игры «Городки».

Хорошо знакомые и с детства любимые игры не потеряли своей актуальности и сегодня! Городки – старинная русская игра. Стараясь по максимуму использовать игровые технологии мы адаптировали и приспособили их к возможностям своей группы. Мы создали «Городки» для начинающих, или для игры в групповом помещении.

У такого варианта «Групповых городков» есть даже свои преимущества над традиционными:

- в деревянные городки можно играть только на улице, необходимо четко соблюдать инструкции и правила игры (что подходит для старшего возраста),  а в «групповые городки» можно играть и в групповой комнате, и в зале, и в раздевалке…

 - деревянные городки представляют собой некоторую опасность при попадании в игрока или окружающих, «групповые городки» совершенно безопасны, всё оборудование мягкое, легкое…

- для дошкольника среднего возраста игра в «групповые городки» позволяет снять напряжение от боязни проигрыша, или неудачи, или боязни навредить ударом другому, тем самым позволяет в непринужденной форме развить навык игры…

- традиционные деревянные городки требуют контроля со стороны взрослого, а «групповые городки» после объяснения взрослым правил игры, вполне доступны детям для самостоятельного использования…

Правила игры мы упростили, для детей среднего возраста, а с освоением игры добавляются варианты: индивидуальные соревнования, эстафеты, фигуры разной сложности и т.д.

 

Еще одно пособие, основанное на традиционной русской игре «Горячая картошка». Пособие предназначено для тренировки моторики рук, координации движений, быстроты реакции ребенка. Можно закреплять понятия «посередине», «слева», «справа», «вверх», «вниз». Помогает снять напряжение, сконцентрироваться. Для такого пособия использовалась упаковка из-под жалюзи, шарики для тенниса и скотч. Варианты игры: «Удержи шарик посередине», «Не коснись шарика рукой», «Перекати быстрее влево или вправо», «Положи шарик или поставь», «Перекати, держа одной рукой».

 

Говоря о здоровьесбережении в дошкольном возрасте, невозможно обойти тему правильного питания детей. На сегодняшний день число так называемых «малоежеек» катастрофически растет, и к тому же увеличивается число детей, нуждающихся в особых диетах. Все это заставляет искать новые пути решения возникших проблем.

Инновационными приемами стали следующие приемы:

1. Картотека сказок, в которых говорится о продуктах питания, приеме или изготовлении пищи;

2. Присвоение каждому блюду в детском саду «сказочного» названия (например: «Молодильные яблоки», «Салат от Репки», «Суп от Царя Гороха» – гороховый суп, «Каша от Сороки» – молочная каша, «Омлет от Курочки Рябы» – омлет, «Каша лисья» – манная каша, «Золотая рыбка с откупом» – рыба, «Кашка от Петушка», «Молоко от Крошечки-Хаврошечки», «Пирожки от Красной Шапочки», «Кисель от гусей-лебедей») и т.д.

3. Изготовление подставок под салфетки с изображение овощей, фруктов, ягод.

 

4. Родители принимали активное участие в составлении «Меню на наш взгляд», которое обязательно должно было соответствовать правилам здорового питания (1. Чем быстрее готовиться еда, тем она полезнее; 2. Питайтесь по сезону; 3. Чем проще, тем лучше; 4. Что лучше усваивается в течении суток; 5. Соответствие меню СанПин);

5. Был составлен фотоотчет «Меню выходного дня», где родители запечатлели прием пищи детьми в выходные дни дома;

6. В раздевалке группы представлен плакат «За и против!», на котором размещены необходимые продукты для нормального роста и развития ребенка дошкольного возраста и продукты вредные для употребления детьми, плакат «представляют» сказочные герои;

7. Снят видеоролик «Правильно питаемся, живем и развиваемся!», видеоролик состоит из сюжетов снятых родителями детей.

По завершении реализации мероприятий проекта, нами были отмечены следующие результаты: - дети стали отдавать предпочтение фруктам (по опросу родителей и наблюдению в группе – ранее дети на десерт всегда выбирали печенье, пряник, булку, батон (из 26 человек 16);

- сейчас отсутствуют дети, которые категорически отказывались от еды (из 26 человек 6);

- дети стали завтракать в саду, ранее не завтракали (из 26 человек 10).

Таким образом, перечисленные выше мероприятия позволили резервам здоровья дошкольника формироваться, развиваться и укрепляться в процессе воспитания. Агитационная деятельность среди родителей достигла своей цели – родители стали ответственно относиться к формированию у детей здорового образа жизни, 7 человек стали посещать спортивные секции (гимнастика, борьба, плавание), дома 4 семьи пересмотрели рацион питания в пользу потребления овощей и фруктов, 3 семьи стали регулярно гулять пред сном и т.д.

Спасибо за внимание! Надеюсь мой опыт работы был вам полезен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью телевидения, интернета – все это требует крепкого здоровья. Это обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».

Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи. Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Любое образовательное учреждение в своей работе опирается на нормативные документы, документы  которые регламентируют сохранение и укрепление здоровья детей: закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, СанПиН, «Конвенция о правах ребёнка».

В настоящее время работа по формированию у детей здорового образа жизни осмысливается как фактор повышения качества образования. ФГОС ДО рассматривает ценности здорового образа жизни в контексте общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

С момента внедрения ФГОС ДО созданы все необходимые условия для решения поставленных задач по сохранению и укреплению здоровья детей. Но как показывает практика, здоровье детей не становится проблемой вчерашнего дня.

Благодаря реализованным мероприятиям по внедрению ФГОС ДО, усилилась пропаганда здорового образа жизни, среди детей и родителей, в том числе и педагогов, увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции, спортзалы, стало модным среди родителей быть здоровым. Но в тоже время, здоровый образ жизни не стал основным, среди доброй половины остальных родителей и детей. Они по-прежнему убеждены в том, что в жизни есть столько всего хорошего, но не полезного, что отказываться от этого глупо. Именно эта часть родителей и детей требует сегодня особого внимания.

 С целью привлечения внимания таких родителей к вопросу предпочтения и выбора здорового образа жизни, нами были организована наглядно-агитационная деятельность. Эта форма является традиционной, и именно это доказывает ее эффективность. Были разработаны и оформлены буклеты с информацией для родителей: «Насколько подвижный образ жизни я веду?», информационные листовки «Здоровьесберегающие технологии – технологии сохранения здоровья», «Наши выходные».

Но использование новых приемов, доказывает инновационную составляющую заявленной формы работы. Например, нами оформлен практический материал «Спортивный Маркс», в папку-накопитель вошли: перечень всех спортивных секций города Маркса, с указанием телефонов, адресов, режима работы, видов деятельности. Затем такой же перечень, но только для детей дошкольного возраста. В данной папке расположили фотографии победителей в соответствующих видах спорта.

Еще одним примером использования традиционных форм трансформирующихся в инновационный подход, является использование ставшей уже традиционной у нас в учреждении игры «Городки».

Хорошо знакомые и с детства любимые игры не потеряли своей актуальности и сегодня! Городки – старинная русская игра. Стараясь по максимуму использовать игровые технологии мы адаптировали и приспособили их к возможностям своей группы. Мы создали «Городки» для начинающих, или для игры в групповом помещении.

У такого варианта «Групповых городков» есть даже свои преимущества над традиционными:

− в деревянные городки можно играть только на улице, необходимо четко соблюдать инструкции и правила игры (что подходит для старшего возраста),  а в «групповые городки» можно играть и в групповой комнате, и в зале, и в раздевалке…

 − деревянные городки представляют собой некоторую опасность при попадании в игрока или окружающих, «групповые городки» совершенно безопасны, всё оборудование мягкое, легкое…

− для дошкольника среднего возраста игра в «групповые городки» позволяет снять напряжение от боязни проигрыша, или неудачи, или боязни навредить ударом другому, тем самым позволяет в непринужденной форме развить навык игры…

− традиционные деревянные городки требуют контроля со стороны взрослого, а «групповые городки» после объяснения взрослым правил игры, вполне доступны детям для самостоятельного использования…

Правила игры мы упростили, для детей среднего возраста, а с освоением игры добавляются варианты: индивидуальные соревнования, эстафеты, фигуры разной сложности и т.д.

Еще одно пособие, основанное на традиционной русской игре «Горячая картошка». Пособие предназначено для тренировки моторики рук, координации движений, быстроты реакции ребенка. Можно закреплять понятия «посередине», «слева», «справа», «вверх», «вниз». Помогает снять напряжение, сконцентрироваться. Для такого пособия использовалась упаковка из-под жалюзи, шарики для тенниса и скотч. Варианты игры: «Удержи шарик посередине», «Не коснись шарика рукой», «Перекати быстрее влево или вправо», «Положи шарик или поставь», «Перекати, держа одной рукой».

Говоря о здоровьесбережении в дошкольном возрасте, невозможно обойти тему правильного питания детей. На сегодняшний день число так называемых «малоежеек» катастрофически растет, и к тому же увеличивается число детей, нуждающихся в особых диетах. Все это заставляет искать новые пути решения возникших проблем.

Инновационными приемами стали следующие приемы:

1. Картотека сказок, в которых говорится о продуктах питания, приеме или изготовлении пищи;

2. Присвоение каждому блюду в детском саду «сказочного» названия (например: «Молодильные яблоки», «Салат от Репки», «Суп от Царя Гороха» – гороховый суп, «Каша от Сороки» – молочная каша, «Омлет от Курочки Рябы» – омлет, «Каша лисья» – манная каша, «Золотая рыбка с откупом» – рыба, «Кашка от Петушка», «Молоко от Крошечки-Хаврошечки», «Пирожки от Красной Шапочки», «Кисель от гусей-лебедей») и т.д.

3. Изготовление подставок под салфетки с изображение овощей, фруктов, ягод.

4. Родители принимали активное участие в составлении «Меню на наш взгляд», которое обязательно должно было соответствовать правилам здорового питания (1. Чем быстрее готовиться еда, тем она полезнее; 2. Питайтесь по сезону; 3. Чем проще, тем лучше; 4. Что лучше усваивается в течении суток; 5. Соответствие меню СанПин);

5. Был составлен фотоотчет «Меню выходного дня», где родители запечатлели прием пищи детьми в выходные дни дома;

6. В раздевалке группы представлен плакат «За и против!», на котором размещены необходимые продукты для нормального роста и развития ребенка дошкольного возраста и продукты вредные для употребления детьми, плакат «представляют» сказочные герои;

7. Снят видеоролик «Правильно питаемся, живем и развиваемся!», видеоролик состоит из сюжетов снятых родителями детей.

По завершении реализации мероприятий проекта, нами были отмечены следующие результаты: − дети стали отдавать предпочтение фруктам (по опросу родителей и наблюдению в группе – ранее дети на десерт всегда выбирали печенье, пряник, булку, батон (из 26 человек 16);

− сейчас отсутствуют дети, которые категорически отказывались от еды (из 26 человек 6);

− дети стали завтракать в саду, ранее не завтракали (из 26 человек 10).

Таким образом, перечисленные выше мероприятия позволили резервам здоровья дошкольника формироваться, развиваться и укрепляться в процессе воспитания. Агитационная деятельность среди родителей достигла своей цели – родители стали ответственно относиться к формированию у детей здорового образа жизни, 7 человек стали посещать спортивные секции (гимнастика, борьба, плавание), дома 4 семьи пересмотрели рацион питания в пользу потребления овощей и фруктов, 3 семьи стали регулярно гулять пред сном и т.д.

Спасибо за внимание! Надеюсь мой опыт работы был вам полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год  и итоги....

Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...