«Создание модели «Детский сад- семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» как инновационное направление деятельности МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
консультация на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_oyu_gmts_2013.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание модели «Детский сад- семья» в формировании  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» как инновационное направление деятельности МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Кислякова Ольга Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

        «От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благополучие - требуют от работников системы дошкольного образования  осмысления стоящих перед ними задач. От этого зависит здоровье детей, их жизнедеятельность, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы. В сохранении здоровья не менее важен и образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек.

        С 2006 г. по 2011 г. в МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» работал  инновационном режиме по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения». В 2011-2012 уч. году на последнем этапе  был обобщён и систематизирован накопленный опыт работы по инновационной деятельности.

      Приказом Управления образования Администрации г.о. Саранск  №01 – 02/93 от 18.04.2012 г. МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» присвоен статус учреждения работающего в инновационном режиме по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».  

       По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

       Необходимость работы по созданию модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста основывается на:

  1. потребности родителей в поддержке;
  2. праве ребенка на педагогически образованных родителей;
  3. стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).

        Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания, обучения и оздоровления ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия.

        Целью нашей работы стало повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровьесберегающей среды;
  • расширить спектр средств и способов работы с родителями;

          Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию.

В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает три блока: информационно-аналитический, практический, контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок входит сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Необходимая информация собирается с помощью бесед, анкетирования, опроса, наблюдения, изучения медицинских документов.

Практический блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

- просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и групповое консультирование, групповые родительские встречи, оформление информационных стендов и памяток для родителей, домашнее визитирование);

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами. С этой целью проводятся праздничные и досуговые мероприятия. Также на индивидуальных и групповых игровых сеансах создаются условия для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе совместной деятельности: рисунок, поделка, подготовка к празднику и т. д.

Контрольно – оценочный блок позволяет нам проанализировать эффективность работы, проводимой в детском саду. Качество контролируется на групповых и индивидуальных обсуждениях, а также на основе анализа в книге отзывов.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

     В рамках инновационной деятельности постоянно совершенствуется материально-техническая база детского сада. Отремонтированы пищеблок, прачечная, коридор, физкультурный зал. Оконные блоки заменены на пластиковые. Дополнительно к уже имеющимся приобретаются и обновляются пособия и оборудование в физкультурно – оздоровительном центре, медицинском кабинете, музыкальном зале. Для групповых помещений купили современную игровую мебель, столы, стулья, шкафчики в приемную.

       Физкультурно-оздоровительные уголки в группах ежегодно пополняются традиционным и нетрадиционным оборудованием, сделанным совместно педагогами и родителями.  Обновлены уголки для родителей в приемных (во всех группах), уголок «Здоровячок» в физкультурном зале. Во всех группах имеются уголки по правилам дорожного движения, оснащенные дидактическими играми, пособиями, картотекой, подборкой художественной литературы. В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» проводится оформление и пополнение здоровьесберегающей среды групп:

- центра ОБЖ;

- центра ПДД;

- центра Здоровья;

- арт – терапевтического центра;

- центр книги и театрализованной деятельности  пополняются атрибутами соответствующей тематики.

        Для развития физической подготовленности детей на прогулке оформлены разметки для игр, обучения правилам дорожного движения.  Пополняется оснащение предметно - развивающей среды для работы с детьми на свежем воздухе: групповые игровые площадки, спортивная площадка (в соответствии с требованиями СанПиН).

Такой подход к организации жизненного пространства в группах создает у детей   благоприятное эмоциональное состояние и способствует сохранению и  укреплению здоровья детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

    В группах созданы здоровьесберегающие условия: образовательный процесс строится в соответствии с ФГТ, с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. С целью создания эффективной комплексной системы оздоровления детей в детском саду была пересмотрена  организация воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и обучение детей  строится так, что возможно проведение лечебно - оздоровительных мероприятий. Оздоровительное направление интегрируется с физическим,  познавательно – речевым, социально – личностным, художественно – эстетическим направлениями развития дошкольников.

В рамках инновационной деятельности по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» педагоги разработали и внедряют в работу с детьми проекты «Страна Детсадия» (адаптация детей младшего дошкольного возраста) - воспитатель Ефанова В.Н.,  «Законы улиц и дорог» (взаимодействие с семьей по обучению дошкольников ПДД) – воспитатель Шахоткина С.В., «Кинезиологические упражнения в оздоровительной работе с детьми» - воспитатель Гришунина Л.В., «Профилактика вредных привычек» (детско – родительский проект) – воспитатель Кантеева В.П., «Неделя без опасности», «Познай себя» - воспитатель Иванова М.В.

              Большая работа проводится с родителями по данному направлению. Педагоги систематически   организовывают выставки детских работ  в уголке  изодеятельности, проводят индивидуальные и коллективные консультации, дают рекомендации, практические советы. Проводят анкетирование, совместные мероприятия: развлечения, досуги, викторины. Родители активно участвуют в изготовлении пособий,  атрибутов для работы с детьми.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы позволяет широко знакомить родителей с разнообразными вопросами. В уголках здоровья размещается обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике заболеваний, использованию одежды, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию, питанию дошкольников.

Основная форма с коллективом родителей – групповое родительское собрание, которое обычно проводится один раз в квартал. Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом совместной деятельности с детьми, выставкой детских работ детских работ, экскурсий по детскому саду. Мы планируем создание видеотеки, материалы которой можно будет демонстрировать с использованием мультимедийной аппаратуры на родительских собраниях. Формы проведения родительских собраний в настоящее время самые разнообразные.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

форма

тематика

Возрастная группа

Собрание – вечер - встреча

«Огонек знакомств»

1 младшая группа

Собрание – консультация

«Как помочь ребенку в период адаптации»

1 младшая группа

Собрание - деловая игра

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

2 младшая группа

Собрание – круглый стол с элементами игротртенинга

 «Наши верные друзья – полезные привычки

2 младшая группа

Собрание – конференция

«Бережем здоровье с детства»

2 младшая группа

Собрание – конкурс:

«Мы  - спортивная семья», «Мы – читающая семья»

средняя группа

Собрание семинар – практикум

«Детское питание»

средняя группа

Собрание - тренинг  

«Психологический климат в семье»

старшая группа

Собрание - диспут:

«Сигналы опасности природы»

старшая группа

Собрание – познавательно – игровой конкурс

«Правила дорожного движения знают все без исключения»

подготовительная к школе группа

Собрание- беседа с элементами практикума

«Семья – здоровый образ жизни»

подготовительная к школе группа

Собрание – опыт

«На пути к школе»

подготовительная к школе группа

  Действенной формой педагогической пропаганды и здорового образа жизни является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей – не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной, оздоровительной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.

       В рамках городской декады «Качество социальных услуг» проводились различные мероприятия с детьми. По итогам проведения декадника проводилось анкетирование: родителям была предоставлена возможность обменяться мнениями, высказать пожелания и предложения о работе ДОУ. Результаты анкетирования показали, что родители довольны проведением оздоровительной работы в ДОУ и оказанием дополнительных платных услуг. И надеются, что в дальнейшем все проводимые  мероприятия окажут положительное влияние на здоровье детей.  

       Эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка. Для родителей организован клуб «Здоровый малыш», целью которого является ознакомление родителей с оздоровительной работой в ДОУ, обучение методам и приемам оздоровления детей. Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень знаний родителей, так и скорость формирования жизненно важных представлений и навыков у дошкольников. Безусловно, занятия в семейном клубе приносят ощутимые результаты. В каждой семье есть газеты, журналы, книги, радио, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Таким образом, занятия в семейном клубе «Здоровый малыш», не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Родители подключаются к педагогическому и оздоровительному процессу.

Педагоги, воспитанники, родители нашего ДОУ принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях:  семья Ширманкиных  заняла 1 место в соревнованиях «Мама, папа, я- спортивная семья!» (по Пролетарскому району), семья Нугаевых в городских соревнованиях «Семейная Олимпиада» заняла 3 место (апрель, 2010 г.). Воспитанники нашего дошкольного учреждения совместно с педагогами и родителями принимали участие в республиканских соревнованиях «Комплексная зарядка для детей 5 – 7 лет» (2010, 2011 г.г.), которые проводились в Центре Олимпийской подготовки по спортивной ходьбе В.М.Чегина.

       Тесное сотрудничество идет  с МГУ им. Огарева. Большой интерес у родителей вызывает конференция по оздоровлению детей с участием кандидата медицинских наук, доцента МГУ им.Н.П.Огарёва Дзюбич Л.И. (2009, 2010, 2012г.г.) Родители знакомятся с рекомендациями по профилактике дизбактериоза, частых простудных заболеваний у детей, получают индивидуальные консультации по данной теме. Совместно с родителями организуются выставки детских рисунков «Мы растём здоровыми, сильными, весёлыми!».

      Педагогический  коллектив активно участвует в городских и республиканских конкурсах «Зеленый огонек», «Безопасная дорога детства», «Моя семья», «Здоровье дошкольника», «Внимание - огонь», «Зимняя площадка ДОУ», «Лучшая организация летнее – оздоровительной работы».

Большие возможности в формировании здорового образа жизни у дошкольников и их родителей способствует открытие в ближайшем будущем сайта дошкольного учреждения. На сайте мы планируем размещать опыт работы по созданию модели «Детский сад – семья», используя фото-, видеоматериалы,  презентации, методические разработки педагогического коллектива.

          Результаты мониторинга образовательного процесса показали, что организованная таким образом воспитательно - образовательная работа положительно влияет на расширение и закрепление знаний и умений по обучению детей основам безопасного поведения в ДОУ, семье, природе, социуме, формировании здорового образа жизни. К концу года многие дошкольники улучшили свои показатели физического развития. Выполнение программы по реализации образовательных областей в 2011-2012 уч.году составило: ОО «Здоровье» - 89%, ОО «Безопасность» - 90%, ОО «Физическая культура» -  89%. Мониторинг здоровья дошкольников  показал заболеваемость на одного ребенка 8,1.

       В заключении хочется сказать, что ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...

Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год

В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов  к инновационной деятельности....

презентация«Создание интеллектуальной карты в систематизации привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.Интеллект – карта (или ...

"Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.Из опыта работы....

«Создание интеллектуальной карты в систематизации привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Метод интеллект-карт был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.Интеллектуальная карта –это ...


 

Комментарии

спасибо за полезный материал.