Массаж, самомассаж
картотека

Ирина Сергеевна Овчарова

Дождик

 

                       Дождик, дождик,

                       Что ты льёшь?

                       Погулять нам не даёшь?

                       Постукивание пальцами по спине сверху вниз, затем снизу вверх.

                       Грянул гром, как из пушек, 

                       Мягкое поколачивание кулаками по рукам (от плеч к кистям).

                       Будет праздник у лягушек, 

                       Пощипывание от кистей рук к плечам.

                       А мы под крышами сидим и молчим!

                       Соединить ладони над головой, сжать губы, затем улыбнуться, расслабиться.

 

Пау-паучина

 

                       Пау-паучина паутину шил. 

              Круговые движения по спине впереди стоящего косточками пальцев кулачка.

                       Вдруг закапал дождик,  Стук пальчиков по спине.

                       Паутину смыл.  Поглаживание ладонью по спине

                       Выглянуло солнце,  Рисуем лучики на спине.

                       Стало припекать.  Похлопывание ладонью по спине.

                       Пау-паучина начал всё плести опять.

                       Круговые движения.

 

Веселые прищепки

                                      Мы весёлые прищепки,

                                      Коль поймаем, держим крепко!

                                      Раз, два, три, четыре, пять!

                                      Прищепки будем мы катать!      

                        (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой

                          рукой и прокатываем между ладонями)

                                       Большой пальчик мы поймаем

                                       И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

                                       Указательный поймаем

                                       И немного покачаем!       (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

                                       Средний пальчик мы поймаем

                                       И немного покачаем!       (Ловим средний палец левой руки и качаем)

                                       Безымянный мы поймаем

                                       И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

                                       И мизинец мы поймаем

                                       И немного покачаем!       (Ловим мизинец левой руки и качаем)

                                       Раз, два, три, четыре, пять!

                                       Прищепки будем мы катать!     

                        (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями,

                           затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

                                        1, 2, 3, 4, 5!

                                        Мы закончили играть.

                                        Пальчики свои встряхнём

                                        И немного отдохнём!    

                          (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук).

 

Вот у нас игра какая

                           Вот у нас игра какая:

                           Хлоп ладошка,

                           Хлоп другая!

                           Разотру ладошки сильно,

                           Каждый пальчик покручу.

                           Поздороваюсь со всеми,

                           Никого не обойду.

                           С ноготками поиграю,

                           Друг о друга их потру.

                           Потом руки «помочалю»,

                           Плечи нежно разомну.

                           Затем руки я помою,

                           Пальчик в пальчик я вложу,

                           На замочек их закрою

                           И тепло поберегу.

                           Вытяну я пальчики,

                           Пусть бегут, как зайчики.

                           Раз, два! Раз, два!

                           Вот и кончилась игра!

                           Вот и кончилась игра,

                           Отдыхает детвора!

 

Вот на улице мороз

                       Вот на улице мороз!   Руки на поясе.

                       Ну-ка, все потрите нос!  Трут кончик носа.

                       Ни к чему нам бить баклуши,  Грозят правым указательным пальцем.

                       Ну-ка, взялись все за уши:

                       Покрутили, повертели,

                       Вот и уши отогрели!

                       Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперёд, затем назад.

                       По коленкам постучали,  Стучат ладонями по коленям.

                       По плечам похлопали,  Руки скрестить на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

                       Ножками затопали!  Топают ногами.

 

Массаж спины «Дождик»

                                   Дети встают друг за другом «паровозиком» и поглаживают друг другу ладошками спинку

                              Движения выполняются в направлении сверху вниз.

                                  Постукивают пальчиками.

                                   Дождик бегает по крыше —

                                   Бом! Бом! Бом!

                                   По веселой звонкой крыше —

                                   Бом! Бом! Бом!

                                 Легко постукивают кулачками.

                                 — Дома, дома посидите —

                                   Бом! Бом! Бом!

                                  Никуда не выходите —

                                  Бом! Бом! Бом!

                                Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

                                  Почитайте, поиграйте —

                                  Бом! Бом! Бом! 

                                 Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

                                А уйду — тогда гуляйте...

                                  Бом... Бом... Бом...

                                Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

                                                       

Дятел

                         Дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего.

                                Дятел жил в дупле пустом,

                                Дуб долбил, как долотом.

                                Поколачивают пальцами.

                                Тук-тук-тук, тук-тук-тук! 

                                Долбит дятел крепкий сук.

                                Постукивают кулачками.

                                Клювом, клювом он стучит,

                                Дятел ствол уже долбит.

                                Постукивают ребром ладоней.

                                Дятел в дуб всё тук да тук…

                                Дуб скрипит: «Что там за стук?»

                                Поглаживают ладонями.

                                Дятел клювом постучал,

                                Постучал и замолчал,

                                Потому что он устал.

                  

Козочка (для стопы)

                     Наша козочка скакала, 

                     Да и ноженьку сломала,                              

                     Дети переступают на месте, не отрывая носков от пола.

                     Правда!

                     Но скажу тебе по чести:

                     Ведь нельзя сидеть на месте,

                         Поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями

                     в одну сторону.

                     Правда!

                     Это всем давно известно –

                     Без игры не интересно,

                     Вращают ступнями в другую сторону.

                     Трудно!

                     Наша козочка поплачет,  

                     Поглаживают ноги снизу вверх.

                     А поправится – заскачет.

                     Прыжки на месте.

                     Чудно!

 

Ласковый котёнок

                    Любит котик умываться,

                    Вместе с нами закаляться:

                    Лапку правую потрёт.

                    Похлопывание правой руки левой рукой от кончиков пальцев вверх по руке в течение 20 секунд.

                    А затем её встряхнёт.  Потрясти правой рукой.

                    И о левой лапке тоже  Похлопывание левой руки правой рукой в течение 20 секунд.

                    Он забыть никак не может.  Потрясти левой рукой.

                    Ножки быстры у котят.  Растирание правой ноги в течение 20 секунд.

                    Будем к ножкам приступать.  Потрясти правой ногой.

                    Котик ножки моет чисто.  Растирание левой ноги в течение 20 секунд.

                    Ножки бегать буду быстро.  Потрясти левой ногой.

                    Котик, лобик не забудь.

                   Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 4 раза.

                   Глазки, 

                   Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Повторить 4 раза.

                   Ушки, 

                   Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла в течение 20 секунд.

                    Носик, 

                   Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа от ноздрей к переносице и обратно

                    в течение 20 секунд.

                    Грудь.  Постукивание по груди кулачками обеих рук в течение 20 секунд.

                    Всё помыл пушистый зверь,

                    Чистым стал на целый день.

 

Закаливающий массаж подошв

                          Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки устали.

                         Сядем все мы, отдохнём, и массаж подошв начнём.

                         Проведём по ножке нежно, будет ноженька прилежной.

                         Ласка всем, друзья, нужна, это помни ты всегда!

                         Разминка тоже обязательно, выполняй её старательно,

                         Растирай, старайся и не отвлекайся.

                         Погладить «граблями».

                         По подошве, как граблями, проведём сейчас руками.

                         Одной рукой держим ногу, другой – поглаживаем.

                         И полезно, и приятно – это всем давно понятно!

                         Похлопать подошву ладошкой.

                         Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней,

                         Будут быстрыми они, потом попробуй, догони!

                         Согнуть стопу.

                         Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда.

                         Раз – сгибай, два – выпрямляй, ну, активнее давай!

                        Катать ногами палку, не сильно нажимать.

                         Вот работа, так работа, палочку катать охота.

                         Веселее ты катай, да за нею поспевай.

                         Большим пальцем растираем закаливающую зону в центре подошвы.

                         В центре зону мы найдём, хорошенько разотрём,

                         Надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть.

                        Поглаживание стоп.

                         Скажем все: «СПАСИБО!» –

                         Ноженькам своим, будем их беречь мы

                         И всегда любить.

                         Посидеть спокойно, расслабившись.

                              

Массаж тела

                     Любят мои ушки

                     Мягкую подушку.

                     (погладить ушки)

                     Сразу глазки засыпают,

                     (погладить веки)

                     Ручки, (погладить ручки)

                     Ножки отдыхают, (погладить ножки)

                     Широко зевает ротик (похлопать ладошкой по открытому ротику)

                     И посапывает носик. («шумное» дышать носиком)

                     Ночь поёт мне: - Баю-бай!

                     Сладко спи и подрастай!

                     (сложить ладошки вместе, приложить их к щеке и закрыть глаза).

 

Массаж всего тела

                        выполнение движений по тексту

                        Кран, откройся!

                        Нос, умойся!

                        (поглаживающие движения носа)

                        Мойтесь сразу,

                        Оба глаза!

                        (поглаживающие движения глаз)

                        Мойтесь, уши,

                        (поглаживающие движения ушей)

                        Мойся, шейка!

                        Шейка, мойся хорошенько!

                        (поглаживающие движения шеи)

                        Мойся, мойся,

                        Обливайся!

                        (поглаживающие движения рук)

                        Грязь, смывайся!

                        Грязь, смывайся!

                        (поглаживающие движения туловища и ног)

 

Массаж рук

                          Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.

                             Раз, два, три, четыре, пять

                             Вышли пальцы погулять.

                             (хлопают в ладоши)

                             Этот пальчик самый сильный,

                             (массаж правого большого пальца)

                             Самый толстый и большой.

                             (массаж левого большого пальца)

                             Этот пальчик для того,

                             (массаж правого указательного пальца)

                             Чтоб показывать его.

                             (массаж левого указательного пальца)

                             Этот пальчик самый длинный

                             (массаж правого среднего пальца)

                             И стоит он в середине.

                             (массаж левого среднего пальца)

                             Этот пальчик безымянный,

                             (массаж правого безымянного пальца)

                             Избалованный он самый.

                             (массаж левого безымянного пальца)

                             А мизинчик хоть и мал,

                             (массаж правого мизинца)

                             Очень ловок и удал.

                             (массаж левого мизинца)

 

Массаж ушек

                       – Доктор, доктор,

                        Как нам быть:

                       Уши мыть или не мыть?

                       (Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.)

                        Если мыть, то как нам быть:

                        Часто мыть

                        Или пореже?

                        (Ребёнок массажирует указательными пальцами слуховые проходы)

                        Отвечает доктор:

                        – ЕЖЕ…-

                        Отвечает доктор гневно:

                        (Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их)

                        – ЕЖЕ-

                        ЕЖЕ-

                        ЕЖЕДНЕВНО!

                        (ритмичное закрывание ушей ладонями).

 

Мимическая зарядка

                   При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать

                          нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу.

                          Здесь живёт Хмурилка,

                     Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей.

                          Здесь живёт Дразнилка, 

                     Упражнение «Буратино», ребёнок показывает язык.

                          Здесь живёт Смешилка, 

                     Указательные пальчики на щеках, ребёнок улыбается.

                          Здесь живёт Страшилка. 

                     Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальцы растопырены, рот открыт.

                          Это носик Бибка! 

                     Указательные пальцы сведены на кончике носа.

                          А где твоя улыбка?

                      Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога.

                         Здесь живёт Хмурилка,

                     Массируется точка на лбу между бровями;

                          Здесь живёт Дразнилка, 

                     Массируются точки по краям крыльев носа;

                         Здесь живёт Смешилка,

                    Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком.

                          Здесь живёт Страшилка. 

                     Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной

                    силой руками мочки ушей сверху вниз.

                          Это носик Бибка! 

                     Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа.

                          А где твоя улыбка?

                     Подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта.

 

«Ручки греем»

                                   растирание ладони

                               упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

                                    Очень холодно зимой,

                                    Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

                                    Надо ручки нам погреть,

                                    Посильнее растереть.

 

«Точилка»

                 сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой

                руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

                                              Мы точили карандаш,

                                              Мы вертели карандаш.

                                              Мы точилку раскрутили,

                                              Острый кончик получили.

 

«Пила»

                                ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

                                     Пилим, пилим мы бревно,

                                     Очень толстое оно.

                                     Надо сильно постараться,

                                     И терпения набраться.

 

Озорные ножки

                       Ножка, ножка, не ленись!

                       Раз – согнись, два – согнись. 

                       Сгибание и разгибание ног в коленях.

                       Раз, два, три, четыре, пять!

                       Пришло время собирать 

                       Хлопки в ладошки.

                       Камешки любые,

                       Шарики цветные.

                       Ножками возьмите,

                       По местам всё разложите.

                       Пальцами ног захватывают предметы и раскладывают по кучкам.

 

                                Пальчики на ножках (самомассаж для ступней и пальцев ног)

                       Пальчики на ножках –

                       как на ладошках.

                       Массаж правой рукой левого пальчика и наоборот.

                       Я их смело покручу

                       и шагать начну.

                       Разведу вперёд-назад 

                       Играют пальчиками ног.

                       И сожму руками.

                       Сжимают ладонями пальцы ног.

             

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Массаж самомассаж рук

Массаж самомассаж рук...

Игровой массаж самомассаж и пальчиковая гимнастика.

Подборка игровых упражнений используемых на музыкальных занятиях и рекомендованных для занятий с детьми дома....

.Мастер – класс для детей и их родителей «Изготовление игрушки для массажа (самомассажа) ладони ребёнка».

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Мы предложили  вниманию родителей мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, ...

Картотека "Игровой массаж, самомассаж и пальчиковая гимнастика на занятиях и дома"

Чем полезен игровой массаж?С некоторыми видами оздоровительного массажа дети знакомятся уже с 3 месяцев. Ближе к году, когда ребенок уже уверенно сидит и владеет своими ручками, можно проводить более ...

Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...

«Массаж, самомассаж – основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ»

laquo;Массаж, самомассаж –основа закаливанияи оздоровления детского организмав ДОУ»...