мастер - класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Гусева Наталья Анатольевна

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии - кинезиологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов                                                                          «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста c ОВЗ»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 15 городского округа – город Камышин.

         Добрый день, уважаемые коллеги. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с речевой патологией, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением  мышления, изменениями качеств психики. Уже доказана тесная взаимосвязь  речевой и моторной деятельности.                             Педагоги нашего ДОУ  в своей практической деятельности для решения данной проблемы  применяют  различные здоровьесберегающие технологии.                                                                                                                              Цель моего  мастер-класса -  познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезеологией -  через организацию системы специальных упражнений для детей дошкольного возраста.                                                                                                                        Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего        движение,        и        «логос»-наука.                                                                 Кинезеология- это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные   упражнения.                                                    Одним из простых и доступных методов коррекции и проблем у детей с ОВЗ являются кинезеологические упражнения. Применение данной методики позволяет создать новые нейронные сети,  активизировать межполушарное воздействие, а именно, задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.                                                                                                                              Эти упражнения ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой,        а        после                двумя        руками        вместе.                                                                            Я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной.

Колечки.        Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.                                                           Пальчики перебираем     И колечки получаем.

Кулак        -        ладонь.  Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Вот ладошка, вот кулак.                                                                                               Всѐ быстрей делай так.

Кулак – ребро – ладонь.   Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.  Сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь         

Лезгинка.         Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.                                                                                                                             Лезгинку пальцы танцевали  И  нисколько не устали                                                                                                                                     Ухо-нос   Левой  рукой  взяться за кончик носа, правой рукой  взяться за противоположное  ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот.                                                                                                                                                                                                             Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

        Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно предложить им придумывать сказки с использованием этих упражнений.

                        Кинезиологическаясказка про котёнка.                               Жил-был котик  ( рука в кулак).   Лежал он на диване, лапки вытянул       (руки ладошками вниз ).    Услышал шум, побежал посмотреть ( кулак-ладонь ).  Видит- бабушка клубочки мотает: большой, поменьше, поменьше и самый маленький   (колечки ).   Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал   (цепочка ). Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик ( соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки).  А бабушка позвала внучку и попросила еѐ распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неѐ клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький  (колечки ).                                                                     А котѐнку девочка дала мячик, чтобы не скучал  (соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук ).  Стал котѐнок с мячом играть (покачивание, соединѐнными пальцами, словно катится мяч).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

А внучка Лезгинку танцевать   (лезгинка). Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась ( лезгинка ).                                                                                                                                       Тут и сказочке конец, кто всѐ сделал молодец.

Для  результативности  коррекционно – развивающей работы желательно соблюдать  определённые условия:  упражнения необходимо проводить ежедневно;  сначала учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;  занятия проводятся  ежедневно, без пропусков;  занятия проводятся в доброжелательной обстановке;  от детей требуется точное выполнение движений и приемов;    упражнения проводятся стоя или сидя за столом;  упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.                                                                                                                      Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения.  Спокойная, мелодичная музыка создает определенный положительный  настрой у детей.

        Общеизвестная фраза  «все болезни от нервов»  давным   - давно никого не удивляет, мы привыкли к стрессу, практически сроднились с ним, и невдомек нам, что жизнь в стрессе - это постоянное хождение по лезвию бритвы, начало большинства заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы каждый из нас мог на минутку остановиться и задуматься, как помочь себе справиться с проблемами прямо сейчас. А выход есть, и он очень простой. Кинезиология – это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического заболевания, быстро избавляет организм от стресса. Поэтому кинезиологические упражнения будут полезны и для нас, взрослых.                                           Будьте здоровы! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологическихупражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционн...