Реализация программы «Здравствуй» по формированию здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Формирование здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_programmy_zdravstvuy.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

               Конспект на тему:

Реализация программы «Здравствуй» по формированию здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду

Подготовительная группа № 9

Воспитатель: Н. В. Ануфриева

     Любой технологический прогресс (считаем процесс формирования здоровья строго технологическим), процесс формирования здоровья в дошкольном учреждении проходит в несколько этапов. Важно использовать термины, связанные со здоровьем, которые адекватно понимаются всеми принимающими участие в работе.

     Отметим, что размышлением над вопросами о том, что такое здоровье и болезнь, рисунки здоровья, - является началом формирования «внутренней картины здоровья» - важнейшего психологического фактора, влияющего на физическое здоровье детей.

     Считаем формирование «внутренней картины здоровья» детей важным психологическим фактором и условием физического здоровья, поэтому даём общие представления.

    Ведущую роль в сформировании картины здоровья играет образ здоровья на визуальном и информационном уровнях. Поэтому выявление визуальных и смысловых представлений о здоровье с дальнейшей их корректурой – важнейшая задача первых этапов формирования здоровья. На данном этапе начинается постепенное формирование визуального образа.

   Следует отметить, что после специально проведенного конкурса эмблем здоровья, дети, кроме рисунка, дают подробное объяснение своей эмблемы. В группе дошкольного учреждения выявляется победитель и эмблема становится символом группы или сада, что послужит очень мощным подтверждением ребенка в коллективе. Под эмблемой понимается визуализация главного смысла проблемы, сути, поэтому ее поиск является сущностным и очень полезным для формирования внутренней картины здоровья ребенка.

   Разрабатывается стратегия программы развития психофизических качеств ребенка в семье и детском саду. Она заключается в том, что обсуждаются возможности оздоровления ребенка в каждой семье.

   В детском саду разрабатывается комплексная программа здоровья, центром которой является занятие здоровья. Для разработки этой программы желательно провести семинар для коллектива сотрудников совместно с родителями.

   Только проговаривая все реальные местные условия и проблемы, можно разработать действительно эффективную программу формирования здоровья.

    Центр здоровья сада предполагает создание оздоровительной материальной базы: кабинета медико – педагогической диагностики, кабинетов врача, массажа, бассейна, физкультурного и музыкального залов, спортивных площадок на улице. Важным элементом программы «Сад здоровья» является проведение совместных спортивных соревнований, праздников с детьми, родителями, сотрудниками.

      В основных принципах «Кодекса здоровья», главной целью становится не окружающий мир, а ребенок. Педагогические программы, их основные задачи должны быть направлены на его изучение и развитие. Данный подход, безусловно, требует большого внимания к детям. Кроме фронтальных форм работы он предусматривает индивидуальные, которые опираются на планы развития каждого ребенка, тогда в детском саду и школе он будет достаточно изучен. В программе «Здравствуй!» этот принцип реализуется в виде системы самодиагностики, которая предоставлена в графиках (мониторинг).

    Принцип «успешность» заключается в том, что ребенок предъявляет себя, а педагог подтверждает его. Иными словами, в образовательном учреждении должна быть создана атмосфера, где каждый воспитанник проявляет все свои способности, а педагог – замечает их и развивает. Практика показывает, что «неподтверждение» человека является страшным наказанием.

   Принцип «воспитание достоинства», духовная осанка, по нашему мнению, является одним из производных чувства собственного достоинства. Напомним об осанке российских дворян, которая всегда подчеркивала это высочайшее качество. Необходимо сказать о существовании связи между системой образования и чувством достоинства. Можно наблюдать, как перегрузка в образовательном процессе приводит к подавлению личности, а в конечном счете, к искривлению духовной осанки.

   Следует подчеркнуть, что система образования в тоталитарном государстве не предоставляла детям и педагогом право на выбор. Примером такого обучения может служить урок здоровья из американского курса «Расти здоровым». Цель взрослых – показать ребенку путь здорового и не здорового поведения.

   Реализация данного принципа даёт ребенку право на индивидуальный путь развития. Он начинает осознавать, что его тело, мысли, чувства, весь его внутренний разносторонний мир принадлежат только ему. Программа «Здравствуй!» определяет это термином «частная собственность личности». Ребенок берет ответственность за свое здоровье. Для успешной реализации этого принципа нужна иная диагностика – самодиагностика, иные виды тренинга. Все это и предусмотрено в программе «Здравствуй!».

   Принцип «учиться у ребенка» направлен на то, что педагог стремится не учить, а сам учится у детей. Если считать, что здоровье – это не стесненная в своих проявлениях жизнь, то необходимо признать, что ребенок более раскрепощен, свободен и талантлив, чем взрослый.

   Реализация этого принципа заключается в том, что на уроках здоровья дети делятся опытом, рассказывают случаи и эпизоды из своей жизни, а воспитатель, анализируя их, помогает сформировать собственное отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её п...

Воспитание навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста в детском саду

Как воспитать у детей дошкольного возраста навыки здорового образа жизни...