Применение сдоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы
проект (средняя группа)

Железняк Виктория Викторовна

Применение сдоровьесберегающих технологий в работе с детьми средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ. Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.

Целью моей работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год было:  повышение  своего  профессионального  уровня  по  вопросам здоровьесбережения в средней группе.

В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

 изучить  методическую  литературу,  интернет-ресурсы  по  данной теме;  разработать  комплекс  организационных,  методических  и практических  мероприятий  на  основе  использования  здоровьесберегающих технологий;  организовать  предметно  -  пространственную  развивающую  среду, расширить возможности «зоны оздоровления»;  создать информационно-консультативное пространство по вопросам использования  здоровьесберегающих  технологий  для  всех  участников образовательных отношений: воспитанники – педагоги – родители (законные представители).

В  процессе   работы  по  самообразованию,  я  изучила  следующую литературу:  1.Вавилова  Е.Н.  «Укрепляйте  здоровье  детей»  Пособие  для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 2014 г. 2.Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие  технологии  в  ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 г. 3.«От  рождения  до  школы.  Примерная  общеобразовательная программа  дошкольного  образования»  /  Под  ред.  Н.  Е.  Вераксы,  Т.  С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2016. 4.Пензулаева  Л.И.  «Оздоровительная  гимнастика  для  детей дошкольного возраста (3-7 лет)» М.: ВЛАДОС, 2016г. 5.Тихомирова  Л.  Ф.  «  Формируем  у  детей  правильное  отношение  к своему здоровью» Ярославль, 2017 г. 6.Кенеман  А.В.,  Хухлаева  Д.В.  «Теория  и  методика  физического воспитания детей дошкольного возраста» М., " Просвещение" 2017 г.

В работе с детьми я способствовала:  

•  сформированности  у  детей    первоначальных  знаний  о  здоровом образе жизни;

•  сформированности  культурно-гигиенических  навыков,  знаний детьми  элементарных правил личной гигиены;

•  проявлению  самостоятельной  инициативы  в  рассматривании иллюстраций,  участия  в  беседах,  проявлении  творчества  и  активности  в работе.

 Для  работы  с  детьми  я  использовала  современные здоровьесберегающие  технологии.  Нужны  они  мне  были  для  поддержки  у детей  интереса  к  организованной  образовательной  деятельности,  снятию усталости,  поднятию  эмоционального  настроя  и  повышению работоспособности. Для этого были оформлены картотеки: «Гимнастика для глаз»,    «Дыхательная  гимнастика»,  «Подвижные  игры  для  среднего  возраста»,  «Физкультминутки»,  «Гимнастика  после  сна»,  « Утренняя гимнастика».

Для  создания  целостной  системы  здоровьесбережения  очень  важным является  организация  двигательной  развивающей  среды,  поэтому  в  группе создано  здоровьесберегающее  пространство:  спортивный  уголок  с физкультурным  оборудованием,  что  позволило  мне  проводить индивидуальную  и  групповую  работу.  Я  старалась  создать  комфортную уютную среду, приближенную к домашней, где можно организовать разные

виды  игровой  деятельности    и  удовлетворить  естественную  потребность  в движении.  Для этого было изготовлено  нестандартное оборудование (тихий тренажер).

Также  я  проводила  работу  с  родителями,  в  ходе  которой  дала представление  о  значимости  совместной  деятельности  с  детьми,  о соблюдении  навыков  гигиены,  двигательной  активности.  Повысила компетентность  родителей  о  здоровом  образе  жизни,  о  здоровом  климате  в семье через информационные ширмы, памятки. Родителям  были  предложены  консультации «Помогите  ребёнку укрепить  здоровье»,  «Формирование  культурно-гигиенических  навыков  у детей 2  – 3  лет», проведены индивидуальные беседы с родителями на темы «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду» и «Прогулки на свежем воздухе», изготовлены памятки для родителей: «Правила мытья рук», «Профилактика  кишечных  инфекций»,  буклеты  «Профилактика  Гриппа  и ОРВИ».

Вывод:  в результате реализации плана работы по самообразованию у детей  группы  повысился  уровень  мотивации  к  здоровому  образу  жизни. Таким  образом,  за  7  месяцев  работы  был  заложен  фундамент  моей дальнейшей  педагогической  деятельности  в  атмосфере  ориентированной  на успешное физическое развитие ребенка.

Задачи на следующий учебный год:  •  опубликовать    проекты  и  методические  разработки  на  сайте nsportal.ru  и в журнале Дошкольник, рф; •  продолжать внедрять в работу   методики спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.

Приложение   «Виды здоровьесберегающих технологий и особенности методики проведения»           «Здоровье детей — здоровье нации!».  Этот  лозунг  нашел  свое  отражение  во  многих  образовательных документах,  в  том  числе  и  в  Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных  направлений  деятельности  детского  сада  является проведение  физкультурно-оздоровительной  работы,  в  том  числе  и  путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ Здоровьесберегающие  технологии  это  один  из  видов  современных инновационных  технологий,  которые  направлены  на  сохранение  и улучшение  здоровья  всех  участников  образовательного  процесса  в  ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: •  формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; •  организация  образовательного  процесса  в  детском  садике  без негативного влияния на здоровье детей. Здоровьесберегающие  технологии  в  ДОУ  по  ФГОС отлично сочетаются  с  традиционными  формами  и  методами  в  педагогике,  дополняя их  различными  способами  осуществления  оздоровительной  работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:   •  закладывание фундамента хорошего физического здоровья; •  повышение  уровня  психического  и  социального  здоровья воспитанников; •  проведение профилактической оздоровительной работы; •  ознакомление  дошкольников  с  принципами  ведения  здорового образа жизни; •  мотивация детей на здоровый образ жизни; •  формирование полезных привычек; •  формирование валеологических навыков; •  формирование  осознанной  потребности  в  регулярных  занятиях физкультурой; •  воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Для  обеспечения  комплексного  подхода  к  охране  и  улучшению здоровья  воспитанников,  требуемого  по  ФГОС,  в  ДОУ  используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий: •  медико-профилактические  (проведение  медосмотров,  контроль состояния  здоровья  детей,  противоэпидемиологическая  работа,  организация специализированных  коррекционных  групп,  профилактика  многих заболеваний,  санитарно-гигиеническая  работа,  контроль  качества организации питания и т.д.);

•  физкультурно-оздоровительные  (проведение  подвижных  игр, спортивных  мероприятий,  валеологических  занятий,  процедур закаливания, организация прогулок и т.д.) •  валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению  здорового  образа  жизни,  обучение  родителей  способам взаимодействия  с  детьми  по  формированию  у  них  валеологической культуры); •  валеологическое  просвещение  педагогов  (ознакомление воспитателей  с  инновационными  здоровьесберегающими  технологиями  и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников); •  здоровьесберегающее  образование  детей  (формирование валеологических знаний и навыков). Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.  Картотека здоровьесберегающих технологий Существует  много  эффективных  разновидностей  современных здоровьесберегающих  технологий,  которые  должны  находиться  в  картотеке воспитателя детского сада. Физкультминутки Одним  из  наиболее  простых  и  распространенных  видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной  или  практической  деятельности,   во  время  которых  дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: •  смене вида деятельности; •  предупреждение утомляемости; •  снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения; •  активизации кровообращения; •  активизации мышления; •  повышение интереса детей к ходу занятия; •  создание положительного эмоционального фона.   Проведение  динамичных  пауз  имеет  некоторые  особенности.  Они предназначены  для  выполнения  в  условиях  ограниченного  пространства (возле  парты  или  стола,  в  центре  комнаты  и  т.п.).  Большинство физкультминуток  сопровождаются  стихотворным  текстом  или  же выполняются под музыку. Длятся  такие  динамичные  паузы  1-2  минуты.  К  выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма  или  инвентарь.  Время  для  проведения  выбирается  произвольно  в зависимости  от  степени  утомляемости  ребят.  Физкультминутка  может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

ыхательная гимнастика Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает,  что  к  самым  популярным  видам  здоровьесберегающих технологий  в  ДОУ  относится  дыхательная  гимнастика.  Она  представляет собой  систему  дыхательных  упражнений,  которые  входят  в  комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: •  улучшить работу внутренних органов; •  активизировать  мозговое  кровообращение,  повысить  насыщение организма кислородом; •  тренировать дыхательный аппарат; •  осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; •  повысить защитные механизмы организма; •  восстановить душевное равновесие, успокоиться; •  развивать речевое дыхание. На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема  пищи.  Такие  занятия  должны  быть  ежедневными  и  длиться  3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В  ходе  выполнения  упражнений  нужно  особое  внимание  уделять характеру  производимых  вдохов  и  выдохов.  Следует  учить  детей  вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох  долгий).  Также  дыхательная  гимнастика  включает  упражнения  на задержку  дыхания.  Важно,  чтобы  у  детей  при  выполнении  упражнений  на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который  применяется  не  только  для  развития  мелкой  моторики  рук  (что важно  для  подготовки  ребенка  к  рисованию,  лепке  и  письму),  но  и  для решения  проблем  с  речевым  развитием  у  детей.  Помимо  этого  такая гимнастика способствует развитию: •  осязательных ощущений; •  координации движений пальцев и рук; •  творческих способностей дошкольников. Пальчиковая  гимнастика  проводится  в  форме  инсценировки стихотворных  текстов  с  помощью  пальцев.  Это  чуть  ли  не  первая разновидность  гимнастики,  которую  можно  выполнять  с  детьми.  В  ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: •  массаж; •  действия с предметами или материалами; •  пальчиковые игры. Рекомендуется  делать  пальчиковую  гимнастику  ежедневно.  В  ходе  ее выполнения  нужно  следить,  чтобы  нагрузка  на  обе  руки  была  одинаковой.

Кроме  этого  необходимо  помнить,  что  каждый  сеанс  пальчиковой гимнастики  должен  оканчиваться  расслабляющими  упражнениями.  Такие занятия  можно  проводить  коллективно,  в  группах  или  индивидуально  с каждым ребенком. Гимнастика для глаз Также  к  здоровьесберегающим  технологиям  в  ДОУ  относится гимнастика  для  глаз.  Она  подразумевает  проведение  системы  упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: •  снятия напряжения; •  предупреждения утомления; •  тренировки глазных мышц; •  укрепления глазного аппарата. Для  выполнения  такой  гимнастики  достаточно  2-4  минуты.  Главное правило  данной  гимнастики  состоит  в  том,  что  двигаться  должны  только глаза,  а  голова  остается  в  неподвижном  состоянии  (кроме  случаев,  где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Обычно  образец  выполнения  каждого  действия  показывает воспитатель,  а  дети  повторяют  за  ним.  Часто  такая  гимнастика  имеет стихотворное  сопровождение.  Она  может  включать  упражнения  с предметами, специальными таблицами или ИКТ. Психогимнастика   Психогимнастика  относится  к  инновационным  здоровьесберегающим технологиям,  которые  используются  в  детском  саду  для  развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем: •  проведение психофизической разрядки; •  развитие познавательных психических процессов; •  нормализация  состояния  у  детей  с  неврозами  или  нервно-психическими расстройствами; •  коррекция отклонений в поведении или характере. Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые  проводятся  в  игровой  форме.  Они  организовываются  два  раза  в неделю  и  длятся  от  25  до  90  минут.  Каждое  занятие  состоит  из  четырех этапов, которые предполагают разыгрывание: •  этюдов с использованием мимики и пантомимы; •  этюдов на изображение эмоций или качеств характера; •  этюдов с психотерапевтической направленностью. Оканчивается  занятие  психомышечной  тренировкой.  В  ходе  занятия проводится  «минутка  шалости»,  когда  дети  могут  выполнять  любые действия, которые им захочется. Ритмопластика Ритмопластика  это  инновационный  метод  работы  с  детьми,  который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

•  восполнение «двигательного дефицита»; •  развитие двигательной сферы детей; •  укрепление мышечного корсета; •  совершенствование познавательных процессов; •  формирование эстетических понятий. Ритмопластика  организовывается  в  форме  специальных  музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут  каждое.  Рекомендуется  заниматься  ритмопластикой  не  раньше,  чем через полчаса после приема пищи. Игротерапия В  ФГОС  указывается,  что  у  дошкольников  ведущим  видом деятельности  является  игра.  Поэтому  обязательным  видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология  подразумевает  привлечение  детей  к  участию  в  разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: •  проявить эмоции, переживания, фантазию; •  самовыразиться; •  снять психоэмоциональное напряжение; •  избавиться от страхов; •  стать увереннее в себе. Игротерапия  считается  отличным  средством  для  борьбы  с  детскими неврозами. Ароматерапия Ароматерапия  предполагает  использование  в  комнате,  где  находятся дети  специальных  предметов  с  эфирными  маслами.  Ее  можно  назвать пассивной  методикой  воздействия  на  здоровье  дошкольников,  поскольку сами  дети  никаких  действий  не  должны  выполнять.  Они  могут  заниматься любым  видом  деятельности  и  одновременно  с  этим  вдыхать  ароматические пары. Таким образом происходит: •  улучшение самочувствия и настроения детей; •  профилактика простудных заболеваний; •  решение проблем со сном. Эфирные  масла  можно  наносить  на  фигурки  из  глины  или необработанного  дерева  (доза  ароматического  вещества  должна  быть минимальна).  Также  рекомендуется  изготовить  с  родителями  специальные ароматические  подушки,  наполнив  их  высушенными  травами,  или индивидуальные аромамедальоны. Помимо  описанных  здоровьесберегающих  технологий  в  ДОУ  можно использовать и другие их виды: •  фитотерапию; •  цветотерапию; •  музыкотерапию; •  витаминотерапию; •  физиотерапию;

  гелиотерапию; •  песочную терапию. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения  результативности  учебно-воспитательного  процесса.  Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей в средней группе

Презентация по применению здоровьесберегающих технологий в детском саду....

Проект «Мы за здоровый образ жизни» с применением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего возраста.

Автор: Брегадзе Екатерина Михайловна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №18 села Львовского Краснодарский край.      Пояснительная записка...

Консультация воспитателям по применению здоровьесберегающих технологий при работе с детьми младшей группы.

Мною был разработан проект , по применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в младшей группе. Данная консультация входила в проект, так как подразумевалась совместная работа музы...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в средней группе

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя! От жизнерадостности  бодрости детей зависит их духовная жизнь. В.А. Сухомлинский....