Консультация воспитателям по применению здоровьесберегающих технологий при работе с детьми младшей группы.
консультация (младшая группа)

Ильина Юлия Закировна

Мною был разработан проект , по применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в младшей группе. Данная консультация входила в проект, так как подразумевалась совместная работа музыкального руководителя и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam.1.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии и их применение при работе с детьми.

(консультация для воспитателей)

 Автор-составитель: Ильина Юлия Закировна

                                                                                    Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Но в последние десятилетия во всём мире наметились тенденции к ухудшению здоровья детей. Привычка взрослых слушать чрезмерно громко и ритмично современную музыки, у детей вызывает повреждение и разрушение тонких структур мозга, безвозвратно уничтожает хранилище памяти (низкие частоты) ,разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта (высокие частоты). Такая музыка замедляет рост, и снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже их гибель.

Всё это говорит о том, что нам, педагогам и специалистам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.

 Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В течение дня непрерывного образовательного процесса здоровьесберегающие технологии осуществляется комплексно, с участием  педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, учителя – логопеда.

В данной рекомендации я предлагаю  несколько видов здоровьесберегающих технологий, которые вы, педагоги, можете использовать при работе с детьми.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей.

Музыка, оказывающая седативное действие:

  • В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
  • Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
  • П.Чайковский: Мелодия
  • Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
  • Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
  • К.Дебюсси: Лунный свет
  • Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
  • А.Вивальди: Времена года – Весна
  • С.Рахманинов: Вокализ
  • Ф.Шуберт: Музыкальный момент
  • Т.Альбинони: Адажио

Произведения, оказывающие тонизирующее действие

  • П.Чайковский: Лебединое озеро- Вальс
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
  • А.Рубинштейн: Мелодия
  • Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
  • И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
  • В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
  • И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
  • Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
  • Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
  • Ф.Синатра: «Forget Domani» 

Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Массаж можно проводить  под музыку, либо песенку, либо под стихотворение, либо просто под текст. Наиболее эффективными являются массажи биологически активных зон в периоды неблагоприятных природных условий, особенно – это осень – весна. Очень нравятся детям коммуникативные массажи, такие, как «Дружок», «Дождик», «Вот они, ручки». И плавно переходим к пальчиковым играм, как одному из компонентов массажа вообще.  

Пальчиковые игры. 

Важное место на  занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые можно исполнять под музыку.

• Игры развивают речь ребенка,

• двигательные качества,

• совершенствуют внимание и память,

• повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму,

• соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,

• формируют образно-ассоциативное мышление.

Дыхательная гимнастика.

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствуют восстановлению центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

• Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Но важно помнить, что длительность дыхательной гимнастики  в младшей группе не должно превышать 2-5 минут.

Артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе. 

Ритмотерапия.

Это профилактика, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости (музыкально – ритмические упражнения). При выполнении музыкально – ритмических упражнений дети получают эмоциональную разрядку, снижается нервно – психическое напряжение , помогает установить дружеские отношения.

Сказкотерапия.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

• Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;

• Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;

• Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;

• Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д);

Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Надеюсь те технологии, которые были перечислены в данной рекомендации помогут вам при работе с детьми. Спасибо за внимание!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшей группы.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.          Существуют разнообразные формы и виды де...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и п...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...

«Применение здоровьесберегающих технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....