Картотека физкультминуток
картотека (средняя группа)

Физкультминутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizkulminutok.docx133.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Средняя группа

Цели и задачи физкультминуток для средней группы

   Физкультурная минутка в процессе занятий образовательной деятельностью представляет собой необязательный режимный момент продолжительностью в средней группе 1–2 минуты, который заключается в выполнении 1–2 физических упражнений. Как правило, такие паузы организуются в промежуток между 12–16 минутами занятия, когда внимание ребят снижается, и они утомляются.

Целями проведения таких пауз является:

- предупреждение утомляемости малышей;

- восстановление функции работоспособности мозга (так, на занятиях познавательного характера двигательная активность на физкультминутке возбуждает участки коры головного мозга, которые на уроке не были задействованы, а те, которые работали, наоборот, отдыхают).

Задачами проведения физкультурных пауз является:

- развитие координации движений;

- тренировка мелкой моторики (для средней группы это начальный этап подготовки руки к письму);

совершенствование осанки;

- развитие речи, произвольного внимания и памяти (за счёт запоминания движений и слов их иллюстрирующих);

- стимулирование интереса детей к совместному с педагогом и товарищами выполнению заданий.

Как проводится физкультминутка

   Движения выполняются стоя. Причём дети могут стоять у столов или выходить на свободное место. Упражнения могут заключаться в:

- потягивании;

- наклонах туловища;

- махах руками вверх и вниз;

- беге на месте;

- приседаниях;

- невысоких прыжках;

- ходьбе.

  Задания могут совмещать несколько видов упражнений. Например, физкультминутка «Мебель» совмещает ходьбу на месте, приседания, тренировку кистей рук:

утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать — на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезём домой (крутят руль).

  Каждый вид движений сопровождается текстом — потешкой или стихотворением, которые могут быть связанными с темой занятия, а могут быть отвлечёнными от неё. Дети произносят текст по строчкам, делая вдох на начале строки и выдыхая в конце — это принципиально важно, так как в этом случае после выполнения упражнений дыхание будет спокойным и ритмичным.

Когда проводится физкультминутка

   Физкультурная пауза, как уже было сказано, не является обязательным элементом режима. Более того, она проводится не на всех занятиях непосредственной образовательной деятельностью (НОД). Так, физкультурные и музыкальные занятия уже насыщены движениями, то есть вводить их дополнительно не имеет смысла. Что касается уроков по изобразительной деятельности, то в работе со средней группой педагогу нужно ориентироваться на состояние ребят. В 4–5 лет ребята могут довольно долго заниматься тем, что им интересно, что особенно проявляется на уроках рисования или лепки. Поэтому если малыши работают увлечённо, не отвлекаются, то и физкультминутку проводить не стоит. Исключение составляют занятия по рисованию карандашами: недостаточность развития мелкой моторики у воспитанников средней группы приводит к тому, что у них сильно устают пальцы, поэтому физкультминутку для пальчиков делать необходимо.

Карточка№ 1

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда детям рад.

Хлопки на каждое слово.

Беду в садике играть

Разовый показ жеста "ку-ку".

И конструктор собирать,

Развороты кистей в разные стороны, пальцы

кистей соприкасаются.

И игрушки за собой убирать.

Рука двигается вправо-влево.

Буду бойко танцевать

Приседание.

И лепить, и рисовать,

Имитировать лепку, рисование.

Карточка№ 2

«Игрушки»

Буратино потянулся.

Руки поднять вверх и потянуться на

носочках.

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Наклоны влево и вправо.

Руки в стороны развел,

Развести руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел.

Вращения руками перед грудью.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Руки поднять вверх и потянуться на

носочках.

Карточка№ 3

«Овощи»

В огород пойдем,

Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Имитировать, как срезают, таскают,

копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками. Щавеля нарвем немножко "Рвут".

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Карточка  № 4

«Грибы»

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),

Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

 По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

● ● ●

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Маршируют на месте

 Белочки скакали, Рыжики срывали.

Прыгают на месте

Лисички бежали, Лисички срывали.

 Бегут на месте

Скакали зайчатки, Искали опятки.

 Прыгают на месте

Медведь приходил, Мухомор раздавил. Маршируют на месте

Карточка № 5

«Осень»

Мы, листочки осенние, на веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Карточка  № 6

«Откуда хлеб пришёл»

Тесто месим, месим, месим

(энергично делаем круговые движения руками)

Тесто мнём, мнём, мнём

Тесто жмём, жмём, жмём

(энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)

Пироги мы испечём.

(движения , как будто лепим пирожки)

Карточка № 7

«Перелётные птицы»

 Птички прыгают, летают,

(машут руками и подпрыгивают)

 Птички весело поют,

 Птички крошки собирают,

 Птички зернышки клюют. (клюют)

 Перышки почистили,

 Клювики почистили,

(погладить руки, носики)

 Дальше полетели

 И на место сели.

Карточка № 8

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Кря, кря, кря!

(идут вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда – га-га-га! Га-га-га!

(идут, вытянув шеи и отставив руки назад)

Наши курочки в окно – Ко, ко , ко! Ко, ко, ко!

(останавливаются, бьют руками по бокам)

А как Петя -  петушок

Рано – рано поутру нам споёт: Ку – ка – ре – ку!

(вытягивают шеи, поднимаясь на цыпочки)

Карточка № 9

«Дикие животные»

Медведи.

Старший мишка шагает: топ-топ.

Ноги мишка поднимает топ- топ (топать ногами)

Средний мишка догоняет: хлоп - хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп-хлоп.

(хлопки у правой и левой щеки)

Младший мишка – торопыжка: шлёп-шлёп-шлёп.

Шлёпает по лужам мишка: шлёп-шлёп-шлёп.

(Ударять ладонями по коленям)

Зайка.

Скок – поскок, скок- поскок,

Прыгнул зайка на пенёк.

Зайцу холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем в присядку, чтоб не мёрзли лапки.

Карточка № 10

«Домашние животные»

Телёнок.

Бу-бу, я рогатый

(«рожки» из пальчиков ставят на голову два прыжка).

Бу –бу, я хвостатый

(« хвостик» из руки – за спину два прыжка)

Бу – бу, я ушастый

(«ушки» из ладошек – на голову, два прыжка)

Бу – бу, очень страшный

(«рожки» бодаются)

Бу – бу испугаю,

Бу – бу забодаю.

«Котёнок»

Кто там маленький живет,               Пожимают плечами.

Утром рано он встает.                      Потягиваются.

Молочко из блюдца пьет,

Любит пеночки лизать,                    «Лакают молочко» из ладошки.

Любит хвостиком  махать,  Машут рукой, как хвостиком.

Лапкой умывается.                           Умываются.

Карточка № 11

«Мебель»

Раз, два, три, четыре –

 Много мебели в квартире.

 Поднимают и опускают плечи

В шкаф повесим мы рубашку,

 А в буфет поставим чашку.

Руки в стороны

 Поднимают руки вверх, потягиваются 

Посидим чуть-чуть на стуле,

Чтобы ножки отдохнули. Приседают

А потом мы с котом посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

 Наклоняют туловище вправо, влево

Много мебели в квартире.

Разводят руки в стороны

Карточка № 12

«Зима»

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.(шагаем)

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу (поднимание ног с высоким коленом)

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.(активное поглаживание ног)

Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём (присесть).

● ● ●

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

(Шагать на месте.)

Ручки согревают,

ручки потирают.(потирают)

Чтоб не зябли ножки,

потопаем немножко.(топаем)

Нам мороз не страшен,

весело мы пляшем.

(Потирать рукой об руку, топать,

приплясывать по тексту физкультминутки.)

Карточка № 13

«Зимующие птицы»

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны (прыжки)

Кар – Кар – Кар-Кар – Кар – Кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.(летают и кричат)

Кар – Кар - Кар-Кар – Кар – Кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.(присели на корточки и закрыли глаза)

Карточка № 14

«Новый год»

Н  Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Н  Наша ёлка высока (встать на носочки),

     Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

 Будем весело плясать.(потанцевать)Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

● ● ●

Ой. Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем. Хлопают в ладоши

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем.

Руки на поясе, наклоняют туловище вперёд

Ой, Мороз Красный нос,

Песню запеваем Хлопают в ладоши 

И тебя в хоровод к детям приглашаем.

Хлопают в ладоши

Карточка № 15

«Зимние забавы»

Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,

Прыгают как мячики прыг- скок, прыг- скок.

Ножками топочут топ, топ, топ.

Весело хохочут: ха-ха-ха.

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)

После отдыхают (приседают\, руки свободные)

На лыжах

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех.

Дети машут руками перед собой.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Имитировать, как встают на лыжи и едут

Карточка № 16

«Спорт»

Мы проверили осанку  и  свели лопатки, Мы походим на носках, а потом   на   пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка

И как серый волк-волчица.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

 Ёжик сладко потянулся.

Карточка № 17

«Труд взрослых»

Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли! (руки в замке)

И, руками сделав взмах,

 (высоко поднять руки, завести за голову)

По полену сильно – бах, бах, бах! (наклон )

● ● ●

Не дарите мне игрушек: Зайцев, мишек, безделушек. Маршируют на месте

 Мне совсем-совсем не надо, Ни конфет, ни шоколада. Наклоняют туловище вправо, влево

Я люблю пилить, строгать, Гвозди ловко забивать. Поочерёдно поднимают правую, левую руки 

Стану взрослым я когда, Буду строить города! Маршируют с высоким подниманием ног

Карточка № 18

«Комнатные растения»

Наши красные цветки

Открывают лепестки.

(поднимаясь плавно развести сомкнутые руки)

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет.(плавное помахивание руками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки. (сводим руки над головой)

Головой качают

Тихо засыпают.

(опускаются на корточки и закрываются руками)

Карточка № 19

«Транспорт»

Машина

Завели машину: ш-ш-ш. (ращения руками перед грудью. )

Накачали шину: ш-ш-ш. (Насос".)

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза).

(ращение воображаемого руля.)

Самолёты

Самолёты загудели (вращение перед грудью вращательными движениями)

Самолёты полетели (руки в сторон поочерёдные наклоны влево и право)

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели.

Карточка № 20

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

"Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседать, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Кружиться, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Потянуться, руки сомкнуть над головой.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

Сделать большой круг.

Карточка № 21

«Моя семья»

Солнце глянуло в окошко,

 Раз, два, три, четыре, пять       (потянуться)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

 Руки вытянуть пошире, Наклониться, три – четыре

 И на месте поскакать - пять.

Карточка № 22

«Весна»

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад! (руки отведены назад)

Карточка № 23

«Дом, мебель»

Стоит в поле теремок,

(пальцы раздвинуты)

На двери весит замок

(пальцы переплетены в замок)

Открывает его волк:

(движение сомкнутыми кистями влево, вправо)

Дёрг- дёрг - дёрг – дёрг.

(движение сомкнутыми кистями к себе и от себя)

Пришёл Петя петушок

И ключом открыл замок.

(пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)

Карточка № 24

«Одежда, обувь»

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

(дети скачут на двух ногах)

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

(прыжки на месте)

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

(дети приседают)

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

(разводят руки в стороны)

Карточка № 25

«Рыбы»

Улитки ползут, свои домики везут.

(передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)

Рогами шевелят, на рыбок глядят.

(Останавливаются , делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.)

Рыбки плывут, плавничками гребут.

(Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперёд . назад.)

Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.

(повороты туловища влево – вправо и наоборот)

Карточка № 26

«Космос»

Раз – два – стоит ракета.

 (руки над головой)

Три – четыре – самолёт,

(руки в стороны)

Раз – два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз ,два, три, четыре –

(хлопки в ладоши)

И на месте походили.

(ходьба)

Карточка № 27

«Лес»

 Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон,

И два наклон,

руки за голову, наклоны туловища влево, вправо)

Зашумел листвою клён.

(руки вверх, помахать кистями)

Повторить два - три раза.

Карточка № 28

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела

(машут ладошками )

А за нею шмель – шмелёк,

И весёлый мотылёк.

Два  жука и стрекоза

(на каждое название насекомого загибают пальчики)

Как фонарики глаза

(делают кружки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

(жужжат и двигаются)

От усталости упали.

(роняют ладошки вниз)

Карточка № 29

«Моя Родина Россия»

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём. Поднимают руки вверх 

И тропинку, вдоль которой Рядом с мамой мы идём. Маршируют на месте 

Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём. Одновременно поднимают и опускают плечи

И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. Кружатся, руки на пояс

Карточка № 30        

«Защитники Отечества»

 На одной ноге постой – ка,

Если  ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой ноге,

Если ты солдатик смелый.

Карточка№ 31

«Дорожная азбука»

Три цвета есть у светофора. Они понятны для шофера: Маршируют на месте

 Красный свет: проезда нет. Останавливаются

Желтый: будь готов к пути, Приседают на корточки

А зеленый свет – кати.  Бегут на месте

Карточка№ 32

«Неделя здоровья»

Бедный доктор Айболит!

Третий день не ест не спит.

 Тянутся на носочках вверх

Раздает таблетки

Непослушным деткам.

 Поочерёдно поднимают руки вверх Тем, кто рук не мыл к обеду,

Кто без счета ел конфеты. Поворачивают туловище вправо - влево 

Кто босой гулял по лужам,

Тем, кто мамочку не слушал. Маршируют

Карточка№ 33

«Уроки вежливости и этикета»

Вот мы руки развели,

 Словно удивились. Разводят руки в стороны

 И друг другу до земли

В пояс поклонились! Наклоняются вперед 

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь

Наклоняются вперед и выпрямляемся

Карточка№ 34

« Народная игрушка»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. Хлопают в ладоши 

На ногах сапожки, Топают матрешки.

Поочерёдно выставляют правую, левую ногу Влево, вправо наклонились,

 Всем знакомым поклонились.

Наклоняют туловище вправо – влево

Карточка№ 35

«День Победы»

Майский праздник – день Победы Отмечает вся страна.

Маршируют

 Надевают наши деды

Боевые ордена.

 Поворачивают туловище вправо - влево Их с утра зовёт дорога

 На торжественный парад,

Маршируют

 И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Поднимают и опускают плечи

Карточка№ 36

«Безопасное поведение в природе»

Чтоб не страдали звери, птицы,

 Природу портить не годится!

Маршируют

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Наклоняются вперёд

Костёр в лесу не оставляйте –

 Песком, землёю засыпайте.

Приседают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток

Карточки с описанием движений в соответствии с текстом физкультминуток....

Картотека физкультминуток и гимнастики для глаз

Комплекс физкультминуток и гимнастики для глаз предназначен для детей дошкольного возраста с целью предупреждения утомляемости и профилактики нарушений зрения...

Картотека физкультминуток

Физкультминутки для занятий...

картотека физкультминуток

веселые физкультминутки...

Картотека Физкультминуток

Картотека физкультминуток будет полезна воспитателям, а также и родителям...