«Снятие физического и психоэмоционального напряжения у дошкольников подготовительной группы» (по материалам программы «Родничок» под редакцией Сековец)
статья (подготовительная группа)

Фомина Наталья Ефимовна

 «Снятие физического и

психоэмоционального

напряжения у дошкольников

подготовительной группы»

 

(по материалам программы «Родничок»

под редакцией Сековец)

 

В переводе с английского «напряжение» означает «как общее ощущение равновесия и готовности изменить поведение при угрожающей ситуации».

Напряжение бывает физическое, интеллектуальное.

Оно выражается в перевозбуждении, капризах, снижении тонуса, преболезненном состоянии ребенка.

Основной причиной напряжения, считают многие исследователи, является неудовлетворенная потребность.

Понятие «напряжение» связано с понятием «стресс» - ответ организма и личности на экстремальные воздействие и повышенную нагрузку. (Из медицинского словаря, АМН РФ, 1989 г.)

Стрессовое воздействие на детей в дошкольном учреждении могут вызвать:

  1. Нарушение режима.
  2. Нарушение двигательного режима, т.е. неудовлетворение естественных потребностей организма в движениях.
  3. Сокращение времени пребывания детей на прогулке.
  4. Неправильная организация взаимодействия взрослых и детей, преобладание авторитарного стиля общения.
  5. Интеллектуальные перегрузки, затянутость занятий, завышенное содержание.
  6. Неправильная организация адаптационного периода.
  7. Нерациональное питание.
  8. Нарушение режима сна.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка радости и приводит к неврозам.

Любое занятие для ребенка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и сопряжен со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс.

Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата рекомендует упражнения для снятия напряжения, утомления.

Основной целью упражнений для снятия напряжения, утомления является:

- укрепление психофизического здоровья детей;

- коррекция патологического напряжения мышц.

Выполнять предполагаемые упражнения для снятия напряжения помогали рекомендации к их проведению:

  1. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений или образов, которые сначала приучают чувствовать сильное напряжение мышц, а затем их расслабление;
  2. Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц. При этом важно создать ощущение контраста между напряжением и свободным их состоянием;
  3. Силу напряжения полезно контролировать как с помощью телесных ощущений, так и визуально, такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению;
  4. Для получения оптимального результата необходимо, чтобы ощущение комфорта запомнилось. Для этого – активно включать воображение;
  5. Выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;
  6. Свободно дышать во время упражнений;
  7. В процессе общей релаксации полезно давать установки на расслабление, отдых, укрепление здоровья, хорошее самочувствие; выход из глубокого мышечного расслабления (из положения – лежа на спине) должен быть постепенным – активизацией дыхания мышц и частей тела – настраивающим на положительный эмоциональный фон.

В работе по программе «Родничок»: направление «Снятие напряжения» принимала участие 10 группа (подготовительная). Предложенные упражнения для снятия напряжения, утомления, упражнения для отдельных групп мышц мы проводили во время занятий, перед занятиями, после занятий, в конце утренней гимнастики, в свободное время. Работа по проведению упражнений была организована по подгруппам, индивидуально и со всей группой. Упражнения для снятия напряжения для снятия напряжения, утомления включают в себя упражнения, снимающие напряжение мышц: туловища, ног, рук, шеи. А также регулируют дыхание, улучшают эмоциональное состояние.

Мышечная и эмоциональная раскованность - главное условие для правильных телодвижений. Мышечная напряженность приводит к появлению статических поз, влияющих на формирование деформаций осанки. И поэтому такие упражнения как «Перекрестные движения», «Слон»,  «Глубокий поклон», «Играем-подражаем» мы проводим во время занятий со всей группой, в качестве физ. минуток, отдельных упражнений на физ. занятиях.

Упражнения, снимающие напряжения с глаз использование в индивидуальной работе:

- рисование в воздухе горизонтально восьмерку, двигая только рукой, глазами, следя за ее движением;

- переводили взгляд с близкого предмета на дальний;

- рисование глазами круги, квадраты, волны, цифры, буквы и т.п.

Упражнения с элементами самомассажа помогают снять усталость, собрать внимание, активизировать работу речевых зон, память, повышают работоспособность, настроение. Такие упражнения как: «Массаж точек мозга», «Шапка мудреца», «Энергетический зевок», «Точки Кука», «Массаж позитивных точек». Можно организовать во время занятий, после и  до занятий.

Упражнения для отдельных групп мышц мы проводили во время утренней гимнастики, в свободное от занятий время. Эти упражнения способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, повышению уверенности в своих силах. С помощью упражнений «Арлекин», «Штанга», «Веревочка», «Шарик», «Кольцо из рук», «Следы», «Любопытная Варвара», «Спящий котенок», «Отдых» и др. У детей развиваются навыки концентрации, пластики, координации движений.

Все предложенные упражнения игрового характера. Они оказывают благоприятное влияние на организм ребенка:

- на общий тонус;

- способствуют тренировке центральной нервной системы;

- развивают внимание, память;

- создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение;

- развивают внимание, память;

- создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение;

- развивают способность произвольно расслаблять мышцы.

Было бы неплохо, если все упражнения сопровождались различными текстами, помогающими детям лучше запомнить, представить тот или иной образ, войти в него. Не во всех упражнениях указана дозировка выполнения.

Понравилось то, что в упражнениях с элементами самомассажа, есть пояснения для чего необходимо то, или иное упражнение. Это помогает определить, на каких конкретно занятиях можно использовать данные упражнения.

Все упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Выполняли дети упражнения с удовольствием, было видно, что они приятны детям, а это значит, что предложенное направление эффективно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Календарно-тематическое планирование по физическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое и пояснительная записка планирование по физическому развитию для средней группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А...

Календарно-тематическое планирование по физическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по физическому развитию для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...