Закаливание детей в дошкольном учреждении
статья
Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов: - наследственности; - состояния окружающей среды, экологии; - воспитания – условия жизни и воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание детей в дошкольном учреждении.
Введение.
Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов: - наследственности; - состояния окружающей среды, экологии; - воспитания – условия жизни и воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т.д. В комплексе социально-экономических факторов, воздействующих на здоровье и его формирование с раннего возраста, важнейшими являются условия воспитания и развития детей в учреждениях системы образования.
Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.
Профилактическая и оздоровительная деятельность дошкольных учреждений является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей. Профилактическая деятельность дошкольных учреждений ориентирована на создание здоровой развивающей среды и укрепление природного защитного организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к природе, социуму, миру). Образование и физкультурно-оздоровительные мероприятия – это взаимовлияющие и дополняющие друг друга процессы.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию ребенка. Медико-педагогический контроль за правильной организацией физкультурно-оздоровительных занятий проводят воспитатели и медицинские работники. Важным требованием, предъявляемым к организации физкультурно-оздоровительных занятий, является индивидуализация нагрузки. Она осуществляется с учетом уровня двигательной подготовленности ребенка, состояния здоровья и физического развития, типа высшей нервной деятельности.
В своей работе я остановлюсь на проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия- закаливание. В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года. Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне – зимне – весенний период.
Организация закаливания.
Под закаливанием понимают проведение комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление детского организма, на актуализацию, развитие и формирование защитных сил организма, способных противостоять влиянию негативных природных и антропогенных факторов окружающей среды. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет. Положительный результат возможен только при соблюдении основных принципов проведения закаливающих процедур.
К ним относятся:
- учет индивидуальных особенностей ребенка и состояние здоровья;
- постепенное увеличение дозировки и силы закаливающего фактора;
- последовательность процедур;
- систематичность закаливания;
- комплексность.
Перед началом закаливания необходима консультация педиатра, а при проведении закаливающих процедур следует учитывать врачебные рекомендации и поведенческие реакции ребенка.
Дети 1 группы здоровья (практически здоровые дети) и 2 группы здоровья (с функциональными нарушениями соматофункционального характера) не имеют ограничений при проведении закаливающих процедур. Для детей 2 группы здоровья, имеющих предрасположенность к частым ОРВИ, заболеваниям бронхолегочной системы, закаливание проводится с учетом состояния здоровья. Организация закаливания 3 и 4 групп здоровья, имеющих хронические заболевания в стадиях компенсации, субкомпенсации и декомпенсации и сниженные функциональные возможности организма, требует постоянного медицинского контроля.
Наряду с постепенностью следует строго выполнять принцип последовательности проведения закаливающих процедур. Начинать закаливание необходимо с минимально воздействующих факторов (воздушные ванны) с последовательным переходом к солнечным и водным процедурам. Нельзя прерывать закаливание без серьезных на то оснований, так как при этом исчезают те приспособительные механизмы, которые были выработаны организмом в процессе закаливания, и вновь повышается чувствительность к воздействующему фактору. Комплексность закаливания дошкольников – это не только сочетание различных закаливающих мероприятий, но и совместная деятельность педагогов, медицинских работников и семьи.
Закаливание воздухом.
Воздушные ванны являются наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой. Местные воздушные ванны – это:
- обнаженные руки и ноги во время утренней гимнастики,
- физкультурных и музыкальных занятий,
- хождение босиком;
Общие воздушные ванны дети получают:
- при переодевании, смене белья, а в летнее время находясь на открытом воздухе в облегченной одежде или без одежды в майке и трусах.
Одежда детей во время прогулки должна изменяться в зависимости от погодных условий.
Продолжительность воздушных ванн в ДУ ограничена режимными моментами:
- длительностью гимнастики,
- физкультурного и музыкального занятий,
- прогулками.
Температура воздуха при организации закаливания, учетом начальной и конечной температуры воздуха при организации закаливания.
Местные воздушные ванны
Возраст детей:
До 2-х лет - Начальная темпера от +23 градусаС - Конечная температура +18 - +20 градусовС
3 - 4 года - Начальная температура +22 градусаС - Конечная температура +16 - +18 градусовС
5 – 7 лет - Начальная температура +22 градусаС - Конечная температура +14 - +16 градусовС
Начальная температура +22 - Конечная температура
Общие воздушные ванны
До 2-х лет - Начальная температура +23 градусаС - Конечная температура +20 – 21 градусовС
3-4 года - Начальная температура +22 - Конечная температура +20 градусовС
5-7 лет - Начальная температура +22 - Конечная температура +18-19 градусовС
Эффективность закаливания обеспечивается созданием соответствующих гигиенических условий и соответствие одежды ребенка
Закаливание водой.
К общим закаливающим процедурам относятся:
- умывание,
- мытье рук, ног, г
- гигиенические ванны,
- полоскание рта,
- игры с водой и песком и т. д.
Специальные водные закаливающие процедуры в порядке нарастания силы раздражения распределяются следующим образом:
- обтирание,
- обливание,
- ванна (душ),
- купание в открытом или закрытом водоеме.
Сила раздражения водой достигается увеличением площади сопротивления, снижением температуры воды и удлинением времени воздействия.
Наиболее приемлемыми для ДОУ закаливающими мероприятиями считаются водные процедуры местного значения:
- ножные ванны,
- обливание голени и стопы,
- контрастное обливание ног.
Ножные ванны являются не только хорошим закаливающим средством, но и способствует профилактике плоскостопия у детей. Закаливание данным способом проводят, опуская ноги детей в емкость с водой +36 С. Впоследствии каждые 3-4 дня температура снижается на 1-2 С и доводится до +15-16 С, после чего целесообразно перейти на обливание ног.
Местное обливание ног (голени и стопы) оказывает большой раздражающий эффект, должно проводиться при температуре воздуха не ниже +20градусовС. Длительность процедуры начинается с 15секунд, постепенно увеличивается до 35секунд. Начальная температура воды +30 С, конечная +14 - +16градусовС. Эффект закаливания будет в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка.
Контрастное обливание ног проводят поочередно холодной (+24 - +2 5градусовС) и теплой (+35 - +36 С) водой. Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40градусовС, а холодной снижается до +18градусовС. Заканчивается процедура сухим растиранием ног до покраснения.
Особое внимание стоит уделить. При проведении закаливающих процедур следует помнить, что во время заболевания ребенка и в период выздоровления, а также после профилактических прививок, как правило, требуется выдержать паузу от 5 дней до 2-х недель
Закаливание солнечным и ультрафиолетовым светом.
Закаливание с применением светового потока включает в себя:
- естественные ванны и использование искусственных световых источников.
В летнее время года солнечные ванны рекомендуются принимать после проведенного курса воздушных ванн. На голову ребенка надевается легкая светлая шапочка или косынка.
Одномоментное пребывание под солнечными лучами для детей 2-3 лет должны быть 1,5-3 мин, для детей 3-6 лет – 3-5 мин. В течение 15-20 дней доза облучения увеличивается, для младших детей до 15-20 мин, для старших – до 25-30 мин.
Использование искусственных световых источников. С целью компенсации природного сезонного дефицита ультрафиолета, показано искусственное ультрафиолетовое облучение (УФО). Для этой цели могут быть использованы групповые облучатели и индивидуальные. Индивидуальные лампы УФО используют для детей до 3-х лет, групповые – старше 3-х лет. Использование индивидуальных ламп УФО рекомендуется в домашних условиях с целью оздоровления детей дошкольного возраста.
Заключение.
В рамках обновления содержания работы по оздоровительно-физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровья детей, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников. Создаются условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников посредством воспитания и закрепления навыков, привычки к здоровому образу жизни. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование. В рамках этих занятий, с родителями проводятся ознакомительные и разъяснительные уроки по правилам проведения оздоровительной системы закаливания в домашних условиях.
Литература
1. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников». М. Творческий Центр Сфера, 2007.
2. Кузнецова М.Н. «Оздоровление детей в детском саду». М.Айрис Пресс, 2008.
3. Морозов В.О. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении». Флинта, 2011.
4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях». СПб.: Детство – Пресс, 2008.
5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Волгоград «Учитель», 2009.
6. Праздникова Т.В., Праздников В.П. «Закаливание детей дошкольного возраста». 2012
7. Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7 лет». Мозаика –Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....
Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"
Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/06/picture-399844-1433600664.jpg)
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951207-1506151407.png)
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738334-1453128918.jpg)
Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1279810-1617733793.jpg)
Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "
ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...