Информационно - практический материал для воспитателей "Массаж и самомассаж - как одна из основ иновационного оздоровления детского организма в детском саду"
консультация

Могилевиц (Кузнецова) Юлия Борисовна

Массаж и самомассж - как основа закаливания и оздоровления детского организма в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt1.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – практический материал для педагогов

«Массаж, самомассаж –

основа закаливания и оздоровления детского организма в детском саду»

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, нервной системы.

Массаж и самомассаж

Массаж— система приемов дозированного меха­нического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лим­фы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др.), стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦНС.

Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кроветока. Детей учат выполнять поглажива­ющие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока — от периферии к центру.

Виды массажа:

  • Массаж лица, носа, ушей, головы
  • Массаж живота
  • Массаж спины
  • Массаж ног
  • Массаж рук и пальцев
  • Массаж БАЗ (биологически активных зон - точек)
  • Массаж шеи и шейных позвонков

Регулярный массаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.

Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ.

Цель:

Сохранять и укреплять здоровья детей, повышать функциональную деятельность коры головного мозга.

Задачи:

  • Закаливать организм детей.
  • Способствовать улучшению деятельности центральной нервной системы.
  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

  • Формировать у детей умения заботится о своѐм здоровье.
  • Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Овладения навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений игрового массажа.
  • Повышение у детей физической работоспособности.
  • Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов.

Рекомендации:

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка надавливая

или легко поглаживая и постукивая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей к плечу и т.д.).

При массаже пальцев рук можно использовать следующие приѐмы: Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.

Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый палец колечко.

Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами оздоровления.

Самомассаж проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Выполнять массаж следует вместе с педагогом и под его контролем.

Педагог должен использовать любую свободную минуту во благо ребенка. Предлагается использовать разнообразные упражнения для разных частей тела. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т.е. в каждую свободную минутку. Продолжитель­ность их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.

Массаж обладает тонизирующим действием, поэтому его нежелательно осуществлять перед дневным сном.

Практический материал:

Массаж лица

Цель: Предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять мимикой, «лепить» красивое лицо.

1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой.

2. Надавливает        пальцами        на        переносицу,        на        середину        каждой        брови,        делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).

3. С усилием надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Массаж рук

Цель. Воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

1 . «Мыть» кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

          2.Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

          3.Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

4.Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; «смывать водичкой мыло»: од­ной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и

«стряхнуть воду».

Массаж головы

Цель. Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Совершает спиралевидные движения вальцами от висков к затылку.

4. «Догонялки». Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок»

Массаж: ушных раковин

Цель. Вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах. Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

  3. нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);

 4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки - ушки будут чистыми и всеслышащими);

 5. с усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

Массаж ног

Цель. Воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.

1 . Ребенок, сидя по-турецки, подтягивает к себе стопу левой ноги, затем разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!..». То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, с силой растирает голени и бедра. Делает пассы поочередно над каждой ногой, сначала «надевая» воображаемый чулок, затем «снимая его и сбрасывая».

Массаж спины «Дождик»

Движения выполняются в направлении сверху вниз. Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше —

Бом! Бом! Бом! Постукивают пальчиками.

— Дома, дома посидите —

Бом! Бом! Бом! Легко постукивают

кулачками.

Никуда не выходите —

Бом! Бом! Бом! Растирают ребрами ладоней («пилят»).

Почитайте, поиграйте —

Бом! Бом! Бом! Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

А уйду — тогда гуляйте...

Бом... Бом... Бом... Поглаживают спину мягкими движениями ладоней. Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

Массаж бедра «Дождик» Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька,

Легко, в ритме стихотворения постукивают пальчиками по бедрам.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

Делают пилящие движения ребрами ладоней.

И устал,

И перестал.

Поглаживают бедра ладошками.

И. Токмакова

Массаж тела «Грибной дождик»

Дождевые капли,

Хлопают правой ладонью по левой. Прыгайте в ладошки!

Так же хлопают по правой ладони. Дождевые капли,

Вымойте мне ножки!

Пошлепывают ладошками по ногам от лодыжки вверх.

 Дождевые капли,

Бейте по спине!

Стучат правой рукой по левому плечу сзади. Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной, Но нужно подрасти и мне!

Вытягивают обе руки вверх, выпрямляя спину.

Массаж пальцев «Умывалочка»

Оздоровительный тонизирующий эффект данного вида массажа связан с тем, что на кончиках пальцев находится множество биологически активных точек.

Знаем, знаем — да-да-да, Где ты прячешься, вода! Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Поочередно массируют каждый палец. Нет, не понемножку —

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

ГЛАВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ – ОДНА ИЗ ОСНОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

«Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни...

Практический материал по массажу и самомассажу кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

материал будет полезен для педагогов, работающих с дошкольниками и учениками начальных классов. Упражнения просты, понятны и интересны детям, не требуют особой подготовки....