Семинар-практикум «Использование нестандартного спортивного оборудования в ДОУ»
методическая разработка

Брежнева Любовь Сергеевна

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима детей и повышения интереса к физкультурным занятиям, через использование нестандартного спортивного оборудования.

Задачи:

1 этап.

- Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах физического воспитания.

- Определить возможные пути оптимизации двигательного режима детей.

- Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.

2 этап.

- Познакомить с техникой изготовления некоторых видов нестандартного оборудования.

- Дать практические навыки по использованию нестандартного оборудования.

 - Дать практические навыки по изготовлению нестандартного спортивного оборудования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

центр раннего развития № 5 г. Усть-Лабинска

Семинар-практикум                для педагогов ДОУ

«Использование нестандартного спортивного оборудования в ДОУ»

Подготовила: Брежнева Любовь Сергеевна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ ЦРР ДС № 5

 г. Усть-Лабинска

2020-2021 учебный год

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима детей и повышения интереса к физкультурным занятиям, через использование нестандартного спортивного оборудования.

Задачи:

1 этап.

- Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах физического воспитания.

- Определить возможные пути оптимизации двигательного режима детей.

- Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.

2 этап.

- Познакомить с техникой изготовления некоторых видов нестандартного оборудования.

- Дать практические навыки по использованию нестандартного оборудования.

 - Дать практические навыки по изготовлению нестандартного спортивного оборудования

1. Теоретическая часть. «Роль нестандартного спортивного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми».

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, планшетов, телефонов, за столами. Поэтому мы должны строить свой педагогический процесс с учетом повышения двигательной активности детей, с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей. Очень важно как организованна предметно-пространственная среда в ДОУ, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна быть направлена на формирование здорового образа жизни детей, а также должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформированной, полифункциональной. В дошкольных учреждениях физкультурные занятия является ведущей формой организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. В целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям очень важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием, используем и нетрадиционное оборудование. Нетрадиционное физкультурное оборудование повышает интерес детей к занятиям, делает его наиболее эффективным, улучшает качество выполнения упражнений, и что самое важное способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, повышению устойчивости вестибулярного аппарата, увеличению жизненной ёмкости лёгких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов. При отборе нетрадиционного физкультурного оборудования важно учитывать его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой. Так же оно должно соответствовать размерам зала, быть безопасным, максимально эффективным, значительно повышающим моторную плотность занятия, удобным к применению, компактным, универсальным, технологическим и дешевым в изготовлении, эстетическим. Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нетрадиционного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, мы решаем следующие задачи:

- обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;

- развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности;

- развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нетрадиционного оборудования;

 - создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние;

 - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.

Нетрадиционное физкультурное оборудование может быть фабричным и изготовленным педагогами или родителями. Материалы для изготовления нетрадиционного оборудования разнообразны и мало затратные: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из-под линолеума и т.д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Это массажные и ребристые дорожки, следовая дорожка, дорожка из пуговиц, косички, верёвочки разной длины, платочки и многое другое, при использовании, которых идет прекрасная работа стоп, профилактика и лечение плоскостопия, сменяются ощущения, устанавливается спокойное и хорошее настроение. Многофункциональные мешочки, наполненные песком, с помощью которых происходит тренировка в равновесии, выравнивание и сохранение правильной осанки, развитие мелкой мускулатуры рук. Для проведения праздников и развлечений можно использовать нетрадиционные пособия - листочки, грибочки, звёздочки, фонарики, снежинки, ленточки и мн.др. В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать и естественное природное окружение. Во время прогулок учитывать индивидуальные особенности детей, стараться заинтересовать их, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложнять упражнения по мере их усвоения, стремиться научить детей выполнять разные виды движений. Зимой для развития двигательных навыков детей используются различные игровые упражнения. Например: «Попади в цель (для метания снежков), «Следопыты», ходьба по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие, прыжки по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами; «Не упади» (для скольжения по ледяным дорожкам), «Пройти по снежному валу», выполняя разные задания. Дети всех возрастов с большим удовольствием выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием и достигают хороших результатов. Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе, праздниках и развлечениях мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой, тем самым благотворно влияем на их физическое и умственное развитие, на состояние здоровья.

2. Ознакомительная часть:

Теперь я хочу представить нестандартное спортивное оборудование, изготовленное мной и моими помощниками.

  1. Боулинг.

Материал: линолеум, цветной скотч, стойка, ткань, пластиковые бутылочки.

Служит для развития: меткости, точности, координации движений.

Правила игры: положить мяч на линию финиша, ноги поставить на красные линии, отмеченные на дорожке и двумя руками оттолкнуть мяч, так чтобы он сбил как можно больше кеглей.

  1.  Игра «Кто быстрее?»

Материал: ленточка, картинки животных, скотч, дорожка для игры в боулинг.

Служит для развития: мелкой моторики ног.

Правила игры: разложить ленточку на дорожку, на линию старта положить край с изображением животного, свободный край ленточки на линию финиша, пальцы ног поставить на край ленты, которая находится на финише.  По сигналу воспитателя начать подтягивать ленточку к линии финиша. Чья карточка первой окажется на линии финиша, тот и выиграл. Играть можно как сидя, так и стоя.

  1. Игра «Палочка-моталочка»

Материал: ленточка, фигурки животных из киндеров, клей, палочка.

Служит для развития: мелкой моторики рук.

Правила игры: размотать ленточку.  По сигналу воспитателя начать накручивать ленточку на палочку, до тех пор пока фигурка не окажется на палочке. Чья фигурка первой окажется на палочке, тот и выиграл. Играть можно как сидя, так и стоя.

  1. «Мягкий бильярд»

Материал: ткань, нитки.

Служит для развития: ловкости, координации движений.

Учит: согласовывать действия  в команде.

Правила игры: 4 или 6 ребятам взяться за края полотна, выбрать лунку в которую они будут закатывать мяч и с помощью совместных действий выполнить задание.

  1. «Сугробы»

Материал: ткань, нитки.

Служит для развития: ловкости, координации движений.

Способ применения: ребята по очереди наступают в «сугроб», либо выныривают  из сугроба.

  1. «Дорожка для прыжков»

Материал: ткань, нитки, липучка.

Служит для развития: ловкости, координации движений, прыгучести, глазомера.

Учит: правильно рассчитывать силу толчка, точному приземлению.

Способ применения: разложить дорожку на ровной поверхности, прикрепить следочку различным способом. Согласно разложенным следочкам выполнить задание.

  1. «Бильбоке»

Материал: пластиковые бутылки, нитка для вязания, капсула от киндера, самоклейка.

Служит для развития: ловкости, координации движений, глазомера, выдержки, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, Для  устойчивости вестибулярного аппарата.

Способ применения: раскачивая, подбросить шарик вверх  и поймать его в стаканчик.

Можно дать готовые бильбоке детям на занятиях по аппликации. Дать возможность детям пофантазировать и украсить их на свой вкус.

  1. «Кубик движений»

Материал: картинки с изображением различных спортивных движений (приседание, поднимание туловища, бег, наклоны, прыжки и .д.), листы для ламинирования, скотч, мягкий кубик.

Правила игры: в начале игры загадываем число (в зависимости от возраста детей), затем кидаем кубик, выполняем выпавшее движение загаданное количество раз.  Можно изготовить еще один кубик с цифрами. И тогда не загадывать число, а кидать два кубика. Один будет показывать количество движений, второй что за движение нужно сделать.

  1. «Волшебные платочки»

Материал: ткань, нитки.

Служит для развития: мелкой моторики рук и ног, ловкости, координации движений. Используется для дыхательной гимнастики

Способ применения: держа за верхние края платочка, дуем как на парус, затем отпускаем и смотрим как далеко улетит. Подбросить вверх и поймать. Меняем руки. Скатываем и завязываем на узел, предаем друг другу пальцами ног. Развешиваем на веревки, прикрепляя прищепками. Собираем в кулак «фокус».

  1. «Балансиры»

Материал: бревно, доска, коврик, гвозди, клей.

Служит для развития: ловкости, равновесия, координации движений, памяти, речи, равновесия, укрепляются все мышцы тела. Для устойчивости вестибулярного аппарата. Способствует формированию правильной осанки и свода стопы.

Способ применения: становимся на края доски и балансирую стараемся удержаться.

Здесь представлены два вида балансиров. Для балансировки по одному и вдвоем.

  1. Игра «Собери бусы»

Материал: веревка, мячики для сухого бассейна, гимнастическая палка.

Служит для развития: координации движений, ловкости, вестибулярного аппарата. Укрепляет шейный отдел позвоночника, лучезапястный сустав, нервную систему.

Способ применения: держа гимнастическую палочку за нижний край, передвигать шарики с одного края веревки на другой («собирать бусы»). Для детей повыше короткие палочки, для детей пониже - длинные. Собираем командами на скорость. Можно усложнить игру, поставив на пути препятствия.

  1.  Игра «Паутина»

Материал: веревки, прищепки, клей, картинки мух, пауков, бабочек.

Служит для развития: мелкой моторики рук, ловкости, координации движений, Устойчивости вестибулярного аппарата, сообразительности. Укрепления всех групп мышц.

Правила игры: собрать только мух и бабочек (спасаем) или собрать в  коробочки,  отдельно пауков, отдельно мух и бабочек. Снимать можно только по одной прищепке.

  1. Игра для дыхательной гимнастики «Воздушные спасатели»

Материал: коробка, картинки, бумажные фигурки детей, огоньки, песочные часы, пожарная машинка, пожарный гидрант, коктейльные трубочки, клей.

Служит для: увеличения жизненной емкости легких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов.

Правила игры: нужно успеть спасти детей и потушить огонь пока не закончится песок в песочных часах. Для этого вставляем коктейльную трубочку в пожарный гидрант и вдыхая через трубочку притягиваем к себе фигурки детей, а затем выдыхая через трубочку сдуваем огонь.  

  1. Игра для дыхательной гимнастики «Задуй мяч в лунку»

Материал: коробка, веревка, карабины, прищепки, теннисные шарики, нитка.

Служит для: увеличения жизненной емкости легких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов.

Правила игры: нужно с помощью дыхания приподнять шарик и задуть его в лунку, находящуюся в коробке. Можно играть как одному так и вдвоем.

Третья часть:

Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования «Осьминожка»

Но пред тем как мы приступим к мастер-классу, нужно провести физминутку. Мы долго сидели и слушали, наши мышцы заскучали надо бы их размять. Предлагаю  пройти к разложенным на полу колечкам.

Песенка «Разминка» Малышарики

 Материалы: ножки изготовленные из ткани, липучки, холлофайбер, различные крупы (нуд, горох, гречка, фасоль и т.д.)

Служит для развития: мелкой моторики рук, ловкости, координации движений. Устойчивости вестибулярного аппарата. Развивает моторику рук и ног.

Способ применения: для массажа стоп и ладошек, перепрыгивания, перешагивания.

Последовательность работы

  • В каждую ножку насыпать достаточное количество любой крупы;
  • Остальную часть ножки заполнить холлофабером;
  • Закрыть ножку на липучку, чтобы не выпало содержимое;
  • Прикрепить ножку к голове осьминожка.

Осьминожка готов!

А теперь предлагаю отделить мух от пауков.

Мелодия № 5

В заключении хочется пожелать вам творческих успехов в поисках новых нестандартных решений и вы сможете без значительных финансовых затрат усовершенствовать традиционное оборудование, разработать и внедрить авторские, оригинальные, вариативные модели и конструкции.

Всем спасибо за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре по методу круговой тренировки с использованием нестандартного спортивного оборудования

Укрепление  здоровья детей и совершенствование двигательных умений и навыков, используя метод круговой тренировки и нестандартное спортивное оборудование....

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Леопарду» с использованием нестандартного спортивного оборудования фирмы «Энсико» (Словения)

Целью является формирование у детей чувства причастности к Олимпийскому движению, а так же совершенствование физических навыков....

Семинар-практикум для педагогов "Нестандартное физкультурное оборудование"

Семинар-практикум для педагогов "Нестандартное физкультурное оборудование"...

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием нестандартного спортивного оборудования) «На пикник»

Оптимизировать общую моторику детей старшего дошкольного возраста за счет обогащения двигательного опыта с использованием нестандартного спортивного оборудования...