Физическое развитие и физическое воспитание ребенка дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Физическое воспитание при правильной организации спо­собствует сохранению физического и психического здоровья, повы­шению функциональных возможностей, иммунитета, обогащению двигательного опыта ребенка, а это в свою очередь обеспечивает ему социальное благополучие (А Г. Сухарев, Н. М. Амосов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz.razvitie_i_fiz.vospit_rebenka.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое  развитие и физическое воспитание ребенка дошкольного возраста

Физическое воспитание ребенка рассматривается как социальный, организованный процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное физическое и психическое развитие, формирование двигательных навыков, физических качеств, знаний, необходимых для участия в доступных видах деятельности: игровой, учебной, элементарной трудовой.

Физическому воспитанию детей во все времена уделялось большое внимание. Это объясняется тем, что ребенок рождается беспомощным, но с потенциальными возможностями развития, реализация которых в большей степени зависит от правильной организации физического воспитания в семье и дошкольном учреждении.

В настоящее время актуальность физического воспитания возросла. Это связано с экологическими, социальными проблемами нашего общества. Известно, что неблагоприятная экологическая среда, неустойчивое социальное положение родителей, нервные перегрузки и  отрицательно сказываются на здоровье детей. Однако учеными (А Г. Сухарев, И. А Аршавский) доказано, что рациональное физическое воспитание может повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Итак, физическое воспитание при правильной организации способствует сохранению физического и психического здоровья, повышению функциональных возможностей, иммунитета, обогащению двигательного опыта ребенка, а это в свою очередь обеспечивает ему социальное благополучие (А Г. Сухарев, Н. М. Амосов).

Крайне интересны также работы и методики Г. Домана по раннему физическому развитию ребенка. Этой проблемой он начал заниматься еще в 1940 году, обратившись к лечению детей с мозговыми травмами.

Как уже отмечалось, мозг растет и развивается только в процессе его использования. Но мозг работает не только при умственной деятельности человека. Он управляет любым его действием и движением. Исходя из этого и на основе многолетних исследований Г. Доман делает важнейший вывод: «Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук. Движение - это фундамент для всех других человеческих способностей».

Существует шесть функций, которыми человек выделяется среди всех других созданий: ходьба, бег и прыжки в вертикальном положении, способность писать и читать, говорить и понимать устную речь, осязание. Все эти уникальные способности человека являются продуктом его уникальной коры головного мозга. Самое важное состоит в том, что если ребенок выполняет эти функции лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным. И чем больше он превосходит сверстников, тем более одарен. Превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приводит и к превосходству в жизни.

Эти функции полностью взаимосвязаны и взаимозависимы одна от другой на всех стадиях развития мозга, особенно в раннем возрасте. Так что, развивая у маленького ребенка какую-либо одну из этих функций, мы одновременно развиваем и все остальные функции. Причем из этих шести видов интеллекта основным является двигательный интеллект.

Превосходством  каждой из этих шести функций является не врожденной, как это было принято думать, а приобретенной в процессе развития ребенка после рождения. И чтобы максимально развить способности ребенка, необходимо предоставить ему возможность как можно больше двигаться, причем с первых дней жизни, так как именно движение - фундамент для всех других человеческих способностей, в том числе для высокоразвитого интеллекта. Все будущее ребенка зависит от его физического развития в первые 6 лет жизни.

Физическое развитие - это морфофункциональные изменения, про исходящие в организме индивида, развитие его органов и функций (Л. П. Матвеев).

Физическое развитие ребенка обусловлено довольно устойчивой генетической программой. Но надо иметь в виду, что реализация этой программы зависит от условий жизни и в большей степени от физического воспитания.

Физическое развитие ребенка может быть гармоничным (соответствие роста и веса) или дисгармоничным (несоответствие роста и веса). Социальная функция физического воспитания  заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для гармоничного физического развития. Физическое воспитание выступает как фактор рационального регулирования физического развития (определяет физические нагрузки, объем двигательных действий, физических качеств, методы и приемы воздействия на ребенка и т. п. В разные возрастные периоды).

Здоровье. Единого понятия «здоровье» в научной литературе нет. Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Наиболее полное определение здоровья детей дает  А.Г. Сухарев, который рассматривает здоровье как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивость его к воздействию неблагоприятных факторов.

С. М. Громбах, А Г. Сухарев выделяют несколько наиболее информативных критериев, по которым можно судить о здоровье ребенка:

• наличие или отсутствие хронических заболеваний, физических и психических дефектов;

• уровень функционирования основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.);

• степень сопротивляемости организма к наиболее неблагоприятным воздействиям окружающей среды (определяется количеством, длительностью заболеваний за прошедший год);

• уровень физического и психического развития и степень его

гармоничности;         

• уровень физической работоспособности, отражающей функциональные возможности организма (физическая работоспособность - готовность организма осуществлять максимальную мышечную или умственную деятельность).

В зависимости от состояния здоровья дети подразделяются на пять групп здоровья:

Первая группа. Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болеющие или редко болеющие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно- психическое развитие.

Вторая группа. К ней относятся дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре раза в год и более) или длительно (более 25 дней) болеющие. Другими словами в эту группу входят дети практически здоровые, но имеющие морфологические отклонения и сниженную сопротивляемость.

Третья группа. У детей этой группы имеются хронические заболевания или врожденная патология в состоянии компенсации, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронических заболеваний, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

Четвертая группа. К ней относятся дети- с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после болезни.

Пятая группа. К данной группе относятся дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями.

Чаще всего детские учреждения посещают дети первых трех групп здоровья. Воспитатели, родители должны знать, к какой группе относится тот или иной ребенок, и в соответствии с этим строить весь педагогический процесс и процесс физического воспитания (определять средства, методы, физическую нагрузку и т. д.).

Анализ заболеваемости детей раннего и дошкольного возраста в промышленных городах позволил выделить наиболее распространенные среди них группы заболеваний и некоторые причины их.

Таблица 1

Наиболее распространенные группы заболеваний

Причины

1

Заболевания верхних дыхательных путей, в том числе и ОРВИ

Нарушение экологии; отсутствие или недостаточная эффективность средств закаливания

2

Заболевания костно – мышечной системы (разные виды нарушений осанки, плоскостопие)

Недостаток двигательной активности; несоответствие мебели росту детей; длительные  статистические состояния

3

Заболевания нервной системы

Нарушение режима дня; перегрузка нервной системы, неправомерное увеличение умственной нагрузки, недостаточно полный отдых (сон), малоэффективный отдых, отсутствие психологического комфорта в ДОУ и семье, бесконтрольный просмотр телепередач; неправильное использование компьютера

4

Нарушения зрения

Нарушение гигиенических норм освещения помещения в ДОУ и семье; нарушение гигиенических норм просмотра телепередач в семье; недостаточная профилактическая работа в ДОУ и семье

5

Болезни органов пищеварения

Нарушение экологии питания; нарушение режима питания в семье; отсутствие у детей навыков приема пищи (тщательное пережевывание, неторопливость и т.п.)

6

Нервные заболевания (8-10% детей находятся на учете у невропатолога)

Нарушение режима, неполноценный дневной и ночной сон; отсутствие комфорта в семье и ДОУ; неправильно организованный активный отдых.

Статистика показывает, что только 5-6% детей, посещающих дошкольные учреждения, не имеют тех или иных отклонений в здоровье. Это должно вызывать тревогу не только у медиков, но, прежде всего у родителей и педагогов. Формирующиеся в детском возрасте заболевания могут перейти в хронические и в дальнейшем оказаться причиной нетрудоспособности, инвалидности, смертности.

Анализируя причины заболеваний детей, можно сделать вывод, что основная причина - это недостаточное внимание физическому воспитанию (нарушение режима, недостаточная двигательная активность, переутомления нервной системы и т. п.).

Итак, можно сделать вывод, что физическое развитие, здоровье, а следовательно, и социальное благополучие ребенка раннего возраста находятся в прямой зависимости от физического воспитания. Но оно может оказать положительное влияние только в том случае, если строится на научной основе, с учетом здоровья, возрастных, индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности ребенка, при использовании разнообразных средств физического воспитания.

При выявлении нервно - психического развития ребенка второго года жизни  следует оценивать его исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года б месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризисные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в формировании психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Роль семьи в физическом воспитании ребенка дошкольного возраста.

Данная статья посвящена роли семьи воспитанников дошкольных образовательных учреждений в физической воспитании и развитии подрастающего поколения....

Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста в семье

Консультация для родителей по физическому развития ребенка в семье...

«Важность физического воспитания ребенка дошкольного возраста»

Физическое воспитание детей — очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля, трудолюбие, коллективизм....

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

«Важность физического воспитания ребенка дошкольного возраста»

Роль физического воспитания в жизни дошкольника....