Программа «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
рабочая программа

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учреждений и всего общества в целом, но и образовательных учреждений, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться и развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg.tehnologii-ped.-psihologa.docx254.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Desktop\Новая папка (2)\2021-12-06_005.jpg

Программа

«Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

Разработал педагог-психолог:

Короткова С.Г.

г. Смоленск

Содержание

  1. Введение. ……………………………………………………………………….3
  2. Использование здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом по сохранению и укреплению здоровья детей ………………………………..12 1. Игровая деятельность (игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, игры-драматизации)…….…..12
  1. Песочная терапия…………………………………………………………13
  2. Музыкальная терапия…………………………………………………….16
  3. Сказкотерапия…………………………………………………………….17
  4. Изобразительная деятельность………………………………………….20
  5. Физическое развитие (физкультминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, суджок терапия)…………………………………………………..…………22
  6. Релаксация………………………………………………………………...25
  1. Заключение…………………………………………………………………...29

             Литература…………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учреждений и всего общества в целом, но и образовательных учреждений, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться и развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.

В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Кроме того, серьезной приоритетной задачей модернизации  российского образования является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников детских садов.

Поэтому педагогический коллектив МБДОУ «Детского сада №40 «Антошка» считает, что одним из средств решения обозначенных задач является применение здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.  

Здоровьесберегающий педагогический процесс - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Поэтому обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, оказание медицинской, психолого-педагогической помощи являются основной целью здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
  • Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе.

К         этому         виду         технологий         можно         отнести         технологии         психологопедагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

  • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание физического и психического здоровья детей. Поэтому вся учебновоспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на соблюдение выше указанных здоровьесберегающих технологий.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в значительной степени зависит от правильной его организации, от соблюдения принципа системности, последовательности использования технологий, от учета возрастных особенностей развития воспитанников.

Таким образом, педагогический коллектив в МБДОУ «Детского сада №40 «Антошка» использует здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

 

 

 

 

 

 

 Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка», который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:

• здоровье ребенка

• ребенок дома

• ребенок и социальное окружение

• ребенок и природа

• ребенок на улицах города

• эмоциональное благополучие ребенка.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственности за сохранение собственного здоровья, в том числе  снижение психоэмоционального напряжения у детей.

Основные задачи 

  • развитие познавательных процессов  
  • коррекция и профилактика тревожности, агрессивного поведения,
  • снятие защитных реакций, психоэмоционального и мышечного напряжения,  
  • повышение уверенности в себе,  
  • умение выражать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей,  
  • формирование умения благополучно выходить из конфликтных ситуаций.  

1.3. Ожидаемые результаты

Ребенок

снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;

приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;

повышение уровня валеологических знаний.

Педагог

повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;

обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;

реализация социального заказа родителей.

Родители

определение родителями позиции равноправных участников воспитательно-образовательного пространства.

Социум

организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;

организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Использование здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом по сохранению и укреплению здоровья детей

 

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети дошкольного возраста требуют той или иной психолого-педагогической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, так и психического.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании, одной из основных задач дошкольного образования является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Однако, в настоящее время, по данным системы здравоохранения, состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы, а также технологий, как эффективной системы мер профилактической работы с детьми, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях.

Поэтому, использование здоровьесберегающих технологий педагогомпсихологом в детском саду имеет большое значение, не только для укрепления психического здоровья в целом, что является значимым компонентом познавательного, социально-коммуникативного, эмоционального развития воспитанников, так и для укрепления физического здоровья в качестве формирования двигательных умений и навыков.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. В качестве одной из составляющих здоровья детей, в целом, является его психическое здоровье, которое зависит главным образом от психоэмоционального состояния детей.

Из-за физической неподготовленности к предлагаемым обучающим занятиям, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки         воспитателей,         дети         могут         оказаться         в         состоянии психоэмоционального напряжения.

Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот. К тому же, некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним большое количество времени еще и дома, и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Нередко родителей, специалистов ДОУ тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным.  

Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы.  

Дети с нарушениями подобного типа характеризуются тем, что:  

  1. не умеют обращаться с просьбами;  
  2. не задают уточняющих вопросов;  
  3. лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их

предметную деятельность, чем на познавательную;  

  1. часто капризничают или ведут себя агрессивно.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам, к нарушению в познавательной сфере (неустойчивость внимания, расстройство памяти, несформированность мышления, восприятия, воображения), социальнокоммуникативной, эмоционально-волевой, а также нарушений в межличностных отношениях со сверстниками и детско-родительских отношений.

Для детей с нарушениями подобного типа характерна незрелость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, низкий уровень познавательной деятельности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость. Проблемы в развитии разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений со сверстниками, неблагоприятных детско-родительских отношений приводят также к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность.  

В связи с этим, перед родителями таких детей, их воспитателями, специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования встает важная задача -  помочь ребенку в решении замеченных проблем.  

Дети оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения, поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых.  Поэтому главным, связующим звеном в снижении психоэмоционального напряжения у детей является работа педагога-психолога.

В  своей профессиональной деятельности педагог-психолог создает благоприятные условия и использует здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является, укрепление физического и психического здоровья, в том числе  снижение психоэмоционального напряжения у детей.

В профилактике психоэмоционального-состояния детей воспитателям, специалистам, педагогам дополнительного образования необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого воспитанника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.  

Совместно организованная деятельность педагога – психолога с детьми проходит в сенсомоторном центре, кабинетах психологов, центре игровой поддержки ребенка (далее ЦИПР) и строится в игровой форме, которая направлена:  

  • на развитие слуховой и зрительной памяти,  
  • на развитие наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно - логического мышления (способность детей к анализу, синтезу,

классификации, способность ориентироваться на плоскости);  

  • на развитие внимания (концентрация и устойчивость);
  • на развитие восприятия (восприятие целостности, формы, цвета, зрительное и тактильное восприятие)
  • на развитие воображения (творческого, продуктивного)
  • на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, графических навыков.

Реализация коррекционно–развивающей работы с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Деятельность с детьми по развитию познавательных процессов проходит с использованием наглядно-практических пособий, дидактических игр, рабочих тетрадей по разным образовательным областям, а также в опытно – экспериментальном центре. Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.

В соответствии с ФГОС большое внимание уделяем созданию развивающей предметно–пространственной среды. При планировании среды, учитываем особенности детей (возрастные и индивидуальные). Совместно с педагогами, специалистами, родителями организуем среду, наполняем ее предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми. Среда дает возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку.

      В         коррекционно-развивающей         работе         по         предупреждению психоэмоционального напряжения у детей педагог-психолог применяет следующие здоровьесберегающие технологии:

  • игровая деятельность (игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, игры-драматизации),
  • физическое развитие (физкультминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, психогимнастика, су-джок терапия),
  • музыкальная терапия,
  • песочная терапия,
  • изобразительная деятельность,
  • сказкотерапия,  релаксация.

Одним из существенных условий предупреждения психоэмоционального состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который задается режимом дня. Режим дня детей должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации. Задача педагога организовать режим дня детей таким образом, чтобы избежать перенасыщения, нарастания психоэмоционального напряжения.

В профилактике обеспечивающей благоприятное психоэмоциональное напряжение детей не следует сбрасывать со счета сон, питание, закаливание.  

Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу с использованием классических музыкальных произведений.  

Перед сном можно сделать расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, например, музыку с записями шума моря или звука дождя, пения птиц,  вспомнить все радости дня, спланировать, чем можно заняться после сна.

Всё вышеперечисленное – это основные условия профилактики психического напряжения детей, которые являются существенными компонентами среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ и системы здоровьесберегающих технологий воспитанников.              

Поэтому необходимо перейти к конкретным практическим здоровьесберегающим технологиям и методам предупреждения психоэмоционального напряжения у детей, которые используют педагогпсихолог в своей деятельности.

 

 

 

 

 

        1.         Игровая деятельность 

Игра является ведущей деятельностью ребенка в течение всего дошкольного детства, поэтому совместно организованная деятельность педагога – психолога с детьми строится в игровой форме.  

 Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенности, развитие творческой активности.

Например, игры-драматизации очень полезны не только для развития артистических способностей, в таких играх исчезают закомплексованность, скованность, дети раскрепощаются, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.

Игра «Мамины детки»

Цель игры: развить у ребенка воображение, пантомимические навыки, интерес к театрализованной деятельности, воспитать нравственные качества, научить пересказывать содержание знакомой сказки, вызвать положительный эмоциональный настрой.  

Суть игры: Педагог приносит детям заранее подготовленную игрушку — кошку и предлагает ребятам спеть для нее песенку. Далее ведущий обращается к ребятам с вопросом: «Знаете ли вы сказку, в которой кошка потеряла своих котят, а потом нашла их и выручила из беды?» Далее дети начинают с педагогом вспоминать сюжет сказки «Кошка и котята». В процессе своего рассказа воспитатель делает небольшую паузу и просит ребят изобразить голосом, как рычал пес, как кошка звала своих котят во дворе, как жалобно мяукали котята, и как они были рады, когда мама их нашла и спасла. Так, в процессе игры, дети учатся пересказывать сказку и осваивают азы театрализованных постановок.

2. Песочная терапия 

Применение игр с песком является неотъемлемой частью деятельности педагогов - психологов с детьми. Формы и варианты игр очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.

В своей деятельности применяем разные игры с песком:

  • обучающие игры – с их помощью мы помогаем познать всю

многогранность нашего мира,

  • проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

Игры с песком применяем в рамках коррекционно — развивающей деятельности для развития не только познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления), совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности, но и как средство коррекции при эмоциональных и поведенческих нарушениях невротического характера.

Детям песочная терапия помогает рассказать о своих проблемах и страхах, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь для ребенка игра, особенно с песком, – это необходимая, естественная и любимая деятельность.  

На индивидуальных занятиях педагог-психолог совместно с детьми проигрывает взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, построек. Создавая картину собственного мира, из песка также строим предметы, которые вызывают страх у детей, а затем их ломаем или заливаем водой. Таким образом, ребенок освобождается от напряжения, снижается уровень нервно – психического напряжения, возникают положительные эмоции, ребенок становится более уверенным, учится самостоятельно решать проблемы.

Игры с песком применяем также для развития коммуникативных навыков, т. е. умение гармонично и эффективно общаться друг с другом, трудности в общении, взаимоотношение детей и родителей. У детей повышается самооценка, они обретают веру в себя, дети становятся более ответственными в своих действиях и поступках, могут выразить свои мысли, чувства и эмоциональные переживания. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию.

 

Используем следующие упражнения: 

  1. Игра «Моя сказка»

Цель: развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

Педагог-психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.  

  1. Игра «Мой песочный мир»

Цель: развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.  

Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.

  1. Игра «Песочный ветер»

Цель: развитие тактильных ощущений

Ребенку предлагается через трубочку «выдувать» рисунок.

  1. Игра «Песочная аппликация»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, воображения

Ребенку предлагается выполнить на листе бумаги на заданную или произвольную тему аппликацию с помощью песка.

  1. Игра «Следы». 

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, воображения, концентрации внимания.

Ребенку предлагается создать отпечатки своих ладошек, пальчиков.

В этой игре можно также использовать фигурки животных.

  1. Игра «Нарисуй свое настроение» 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Ребенку предлагается изобразить на песка свое настроение и проиграть волнующую его ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Музыкотерапия

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Музыка способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций, она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.

Специалистам, воспитателям, педагогам дополнительного образования рекомендуем использовать музыкотерапию в течение всего дня, не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, физкультминутках, во время дыхательной гимнастики, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна, во время одевания на прогулку, а также на прогулке.

Утренний прием детей рекомендуем также начинать под музыку. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.  

Использование музыкотерапии в сенсомоторном центре помогает моделировать эмоции детей, сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка, уменьшает чувство тревоги и неуверенности, дает ощущение безопасности. Для этого используем классическую музыку, звуки природы, флейты, игры на скрипке, которые обладают расслабляющим действием и носят успокаивающий эффект.  

Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повышает свой собственный тонус, уровень бодрости.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сказкотерапия

Применение сказкотерапии педагогом-психологом как одного из видов здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное воздействие на психическое развитие детей.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Так как в сказке всегда добро побеждает зло, дети очень любят сказки, сказка дарит ребенку мечту, волшебную страну, где сбываются его желания. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка.

При помощи сказки решаем самые разные задачи: гармонизация эмоционально – личностного развития каждого ребенка, формирование умения говорить о своих чувствах, выражать и разделять их с другими.

На занятиях по сказкотерапии дети учатся придумывать свои сказки, переживают за героев, бурно выражают свое мнение к происходящему, рассказывают сказку с позиции сказочного персонажа, отгадывают сюжет или персонаж. Для занятий используем сказочные декорации, пальчиковые и другие игрушки, костюмы, музыкальное сопровождение.

В процессе работы со сказками у детей развивается фантазия и воображение, способность слушать другого. Ребенок учится понимать и принимать окружающий мир, развивается чувство собственного достоинства, умение адекватно и конструктивно реагировать на проявления людей в отношении себя.

Сказочные истории придумываем на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать решение конкретной проблемы.

С помощью сказки ребенок ставит себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия.

Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Используются следующие игры и сказки в сказкотерапии: 

Сказка «Как Кенгуреныш стал самостоятельным»

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались.

Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного.  

Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку. Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мамаКенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он и плакал, а мама все не приходила.  

В вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.  

Вопросы для обсуждения:

Чего боялся Кенгуреныш? Ты боялся того же?

Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы.

        5.         Изобразительная деятельность

Одним из эффективных средств коррекции эмоциональных нарушений, применяемым педагогом-психологом, является изобразительная деятельность, которая предполагает использование изобразительных средств и возможностей для личностного развития ребенка. В своей работе педагогпсихолог использует не только рисуночную проективную диагностику, но и рисование, лепку. Для реализации упражнений применяет различные виды художественных материалов, например, краски, карандаши, восковые мелки, бумага, природные материалы (кора, листья, цветы, камешки), глина, пластилин, дерево, специальное тесто.

Изобразительная деятельность в работе педагога-психолога обусловлена следующими коррекционно-развивающими задачами:

-выражение широкого спектра эмоций, переживаний.

-развитие коммуникативных навыков,

-коррекция взаимоотношений со сверстниками, с родителями.

Специально разработанные приемы рисования, способствуют преодолению негативных поведенческих реакций в различных ситуациях. Изобразительная деятельность дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами в познавательной, социальнокоммуникативной, эмоционально-волевой и речевой сферах.  

Через своевременно организованную изобразительную деятельность, дети на занятиях по рисованию имеют возможность не только снять эмоциональную возбудимость, тревожность, агрессивность, конфликтность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.  

Таким образом, использование изобразительной деятельности в работе педагога-психолога, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

Предлагаем следующие упражнения: 

 

  1. Игра «Автопортреты»

Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, снятия напряжения

Детям предлагается нарисовать автопортрет. Для снятия напряжения необходимо сказать, что каждый имеет право не показывать свой рисунок. Далее происходит обсуждение – что хотел выразить ребенок, какие чувства вызывает у него свой портрет.

  1. Упражнение «Небо на рассвете»

Цель: гармонизировать эмоциональное состояние, снять психическое напряжение, развивать психические процессы, активизировать творческий процесс.  

При выполнении этой изобразительной техники лучше всего использовать гуашь. Смешивая краски во все время рисования, можно получать разные оттенки цветов.

Ребенку предлагается изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре (или блюдечке), постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше.

Главное-добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее.

3. Упражнение «Разноцветные фонарики»

Цель: гармонизировать эмоциональное состояние, снять психическое напряжение, развивать психические процессы, активизировать творческий интерес.

Подготовить мокрый лист и краски: лист бумаги для акварели «искупать» в тазике с водой. Затем детям с помощью смешения трех любимых красок с предметами предлагается «зажечь» фонарики, каждый фонарик имеет свой неповторимый цвет. Задание выполняется на одном листе. Дети по очереди «зажигают» свои фонарики.

6. Физическое развитие

Лучшим средством для снятия нервного напряжения является включение различных физкультминуток, которые используем в качестве оздоровительной паузы. Физкультминутки проводим также в игровой форме, с помощью которой у детей наблюдается высокий эмоциональный подъем.

Они также приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у детей. Такие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Упражнения проводим под музыку (пение птиц, журчание воды, шум моря).

Поэтому специалистам, воспитателям, педагогам дополнительного образования рекомендуем использовать с детьми разные формы двигательной активности: утренней гимнастики, занятий физической культурой в помещении и на воздухе, подвижных игр, включение различных физкультминуток (как во время занятий, так и после них), которые можно проводить в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, коротких стихотворений и т.п.

Также большое внимание уделяем развитию мелкой и общей моторики. Для этого используем различные игры с песком, крупой (пшено, гречка, рис, фасоль), бисером, прищепками, шнуровками, мозаикой, пазлами, природным материалом (шишки, листья, кора деревьев). Например: «играем с воронкой», «сортируем», «просеиваем через сито», «ищем клад», При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга.

В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Мелкую моторику рук развиваем также с помощью пальчиковой гимнастики, которая помогает детям расслабиться, отдохнуть.  С помощью пальчиковой гимнастики формируем также умение передвигать пальчиками, комбинировать движения пальцев, развивать их подвижность. В целях повышения интереса гимнастику проводим в стихотворной форме.

Включение дыхательных упражнений как одного из методов снижения эмоционального напряжения является существенно важным.

Дыхательные упражнения оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу, приводят к улучшению психофизиологического состояния ребенка, успокаивают и способствуют концентрации внимания.

В качестве физкультминутки педагог-психолог использует гимнастику для глаз. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшает их кровообращение, что способствует нормализации и оптимизации работы организма в целом. Во время проведения гимнастики используем наглядный материал.

Не менее важно использовать в оздоровительной работе психогимнастику. Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально – личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

В работе педагога-психолога психогимнастика помогает преодолевать барьеры между детьми в общении, развивает понимание себя и других, снимает психическое напряжение, создает возможность для самовыражения, дети обучаются азбуке выражения различных эмоций (радости, интереса, удивления и др.), выразительным движениям. Используется бессловесный материал. Широко применяются упражнения на приобретение навыков в саморасслаблении.

Предлагаются следующие упражнения: 

  1. Игра «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Представьте себе: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

  1. Игра «Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

  1. Игра «Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами

7. Релаксация

Одним из основных здоровьесберегающих технологий снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление).  

Релаксация направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используем упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Чтобы помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации подбирает специальные упражнения в стихотворной форме и под музыкальное сопровождение, т. е. применение в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы (журчание воды, пение птиц). Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Релаксация помогает одним детям снять тревожность и напряжение, а другим – сконцентрироваться, погасить возбуждение.

Упражнения на релаксацию проводим не только во время физкультминуток, но и особое внимание уделяем релаксационной паузе в сенсомоторном центре, где с детьми организуем игровые занятия с элементами тренинга направленные на преодоление негативных эмоциональных состояний (страхов, тревожности, агрессивности), на снятие эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию, развитие сенсомоторной и познавательной сферы, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, развитие коммуникативных умений, оптимизации межличностных отношений в группе дошкольников, развитие социальных навыков.

Комплексное использование и применение оборудования сенсомоторного центра носит релаксационный и активационный характер оказывает более благоприятное воздействие на развитие детей.  

Например, использование шатра, мягкого напольного покрытия, подушечек помогает снять мышечное напряжение, негативных эмоций и состояний.

Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, снижению двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения, способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

Воздушно-пузырьковая колонна применяется для развития визуального восприятия, тактильного восприятия, цветовосприятия, активизации внимания, общей релаксации.

Кривое зеркало применяется для развития мимики и пантомимики, умения выражать различные эмоциональные состояния, снижение нервнопсихического и эмоционального напряжения, формирование уверенности в себе.

 

Предлагаем следующие упражнения на релаксацию: 

1. Летняя ночь 

        —         Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.

Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным... Дышим легко... ровно... глубоко... (2 раза)

        —         Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью.

Воздух чист и прозрачен.

Дышим легко... ровно... глубоко...

Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии...

Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

 

2. Отдых на море 

— Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам — по всему телу... Ваши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают.

Дышим легко... ровно... глубоко...

Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью.

Вам тепло и приятно...

Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете.

Дышим легко... ровно... глубоко...

Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали. Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать! Подтянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать!

3. Отдых в волшебном лесу 

— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые... У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев.

Дышим легко... ровно... глубоко...

Вам хорошо и спокойно.

Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

 

 

Предлагаются следующие упражнения в сухом бассейне: 

  1. «Море шариков»

 Цель:         развитие         пространственных         восприятий         и         ощущений, воображения.

Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагаем представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

  1. «Дыши и думай»

 Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагаем сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

  1. Сеансы психофизической разгрузки. 

 Цель:         снижение         уровня         психоэмоционального         напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

Из положения «лежа»  

  • Медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;
  • Медленные движения вперед-назад;
  • Спрятать в шариках руки (ноги);
  • Спокойно лежать на спине (животе);
  • Спокойно лежать в любой удобной позе.

 Из положения «сидя»  

  • Передвигаться на ягодицах вперед-назад; - Бросать шарики вперед – назад, вправо-лево;
  • Кидать шарики в корзину.

 

 

Заключение

Применение педагогом-психологом в своей совместно-организованной деятельности вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий с детьми, при сочетании таких методов как игротерапия (игры-тренинги, сюжетно-ролевые, дидактические, оздоровительные игры, игрыдраматизации), физическое развитие (физкультминутки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, психогимнастика, су-джок терапия), музыкальная терапия, песочная терапия, изобразительная деятельность, сказкотерапия, релаксация, оказывает существенное влияние не только на физическое и психическое развитие, но и позволяет своевременно скорректировать имеющиеся психоэмоциональные нарушения у ребенка.

В заключение хотелось бы отметить, что, педагог должен всегда помнить об эмоциональном состоянии воспитанников. Эмоциональный настрой педагога, его тон, создание благоприятной, дружеской обстановки, партнерских отношений сыграют немаловажную роль в снятии психоэмоционального напряжения. Своим теплом, заботой и поддержкой Вы сможете сохранить психоэмоциональное здоровье ваших воспитанников и подарить ему счастливое детство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:

индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000

  1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005
  2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1. С. 36-38
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007
  4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред.

М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002

  1. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России
  2. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
  4. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург, 2003
  5. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Как сохранить и укрепить здоровье ребенка"

Консультации рекомендованы родителям старшего дошкольного возраста....

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как сохранить и укрепить здоровье"

здоровый образ жизни - важное условие развития ребенка....

Мастер-класс "Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка" (для родителей детей, не посещающих ДОУ)

Мастер-класс "Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка" (для родителей детей, не посещающих ДОУ)...

Консультация для родителей «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка?»

Консультация для родителей на тему "Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка?"....

Статья: «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка дошкольного возраста»

Здоровье человека - залог его счастливой жизни. Родители могут сделать свему ребёнку самый ценный подарок в жизни - научить заботится о здоровье, сохранять и укреплять его. Статья адресована всем взро...

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье  определяет основные направления оздоро...

Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»...