13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»
консультация (младшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна

Семинар – практикум для педагогов

«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx206.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

Семинар – практикум для педагогов

«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»

 Подготовил:

Селиванова Н.М.

2021

Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

- Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.

- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

Ход семинара-практикума.

I. Вводная часть

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

I. Организационный момент.

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Нет или да)

 Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желаю – здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка – Земля пусть хлебом – солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

-Как вы думаете, какая тема сегодня будет моего семинара? (здоровье )

II. Теоретическая часть

Итак, тема нашего семинара – практикума посвящена здоровью:

«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждении: – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;

В решении задач формирования здорового образа жизни не часто используется принцип интеграции образовательных областей.

Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;

-формировать у дошкольников элементарные представления:

- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);

- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);

-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;

-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

Послушайте  притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое? ». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? ». «Все в твоих руках! » – ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье.Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Вы, наверное, устали сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись»

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Приступили мы к зарядке:

То на стену посмотрели,

То в окошко глядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседания начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз,

Вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на стулья сели.

III. Практическое занятие

Мы  часто говорим – «Дети – цветы жизни»,а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.

Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем в игру «Собери Цветик-Семицветик». Семь слагаемых здоровья, семь лепестков и каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья детей.

Первый лепесток «Режим дня».

Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психического и гармоничного развития детей, является организация режимного дня.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток (каждая подгруппа на первом лепестке расписывает режим детей).

Игра «Расставь по порядку»

Второй лепесток «Правильное питание».

Правильное питание – это включение в рацион овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов. То есть продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком.

- Сейчас давайте немножко поиграем.

Дидактическая игра «Солнышко и тучка»

(полезные продукты – солнышко, тучка – вредные продукты).

Третий лепесток «Личная гигиена».

Игра  «Отгадай «кота» в мешке»

- Отгадывание на ощупь предметов (зубная щетка, полотенце, мыло, расческа, салфетки, мочалка, носовой платок).

Четвертый лепесток «Оздоровительные мероприятия».

- Сейчас хочу задать Вам несколько вопросов.

1. Что такое оздоровительные мероприятия?

2. Необходимы ли они?

3. Какое место в физическом развитии ребенка занимает утренняя разминка?

«Мы ногами топ, топ,топ»

Пятый лепесток «Прогулка на свежем воздухе».

- Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Полезно сочетать прогулку с двигательной деятельностью (каждая подгруппа на четвертом лепестке отображает информацию)

- Сейчас поиграем в подвижную игра «У кого мяч»

Цели: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.

М/п/игра «Затейники»

Среди участников выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного другими участниками. Взявшись за руки, участники идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! дружно вместе

Сделаем вот так.»

Шестой лепесток «Профилактика заболеваний».

- Успешная профилактика ОРВИ, гриппа и других заболеваний у детей – результат совместной работы родителей и персонала дошкольного учреждения. Необходимо следовать советам специалистов, чтобы сохранить здоровье ребенка в любой сезон, а еще – проводить различные профилактические мероприятия.

- пальчиковые игры на развитие мелкой моторики кистей рук, развитие речи:

упражнения на развитие дыхания  «Петух».

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Седьмой лепесток «Эмоциональное здоровье».

- Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей. Всячески избегайте семейных сцен, если уж это случилось, попытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке, не размахивайте руками. Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу.

Но в жизни часто бывает так, что стрессовые ситуации возникают неожиданно и мы к ним зачастую не готовы. Для того, чтобы уметь противостоять таким неприятным моментам, крайне важно укреплять свое психическое здоровье.

«Холодно - жарко»

Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.» (Дети повторяют действия.)

И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, прикроем глаза и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в

груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его

разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

Я  Вам хочу  пожелать: физического, духовного, психического эмоционального

и нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада

Пердставлен опыт работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом  образе жизни...

«Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни в условиях детского сада»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольников в детском саду»

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольников в детском саду»...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум на  тему:«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Цель:-Приобщение педагогов к проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста.-П...