Безопасность и повседневный уход
статья

Ефименко Наталия Евгеньевна

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_i_povsednevnyy_uhod.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР – Пригородный детский сад»

Безопасность и повседневный уход в ДОУ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него.

В детском саду безопасность обеспечивается администрацией и самими работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц.

У руководителя дошкольного образовательного учреждения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей, находящихся на территории ДОУ.

Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада, проводит ряд необходимых мероприятий с помощью специализированных организаций на договорной основе.

Деятельность администрации по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведётся по следующим направлениям:

- охрана труда работников сада;

- охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);

- гражданская оборона;

- антитеррористическая защита.

Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду планомерно ведется в течение года:

  • разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в ДОУ;
  •  контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками ДОУ;
  •  размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности;
  •  инструктажи и обучение сотрудников ДОУ 
  •  проведение плановых медосмотров сотрудников;
  •  проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения,  вентиляции, электрооборудования и его заземления и т.д.
  •  проверка эвакуационных выходов, подвальных помещений, крыши;
  •  проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;
  •  проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников;
  •  проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т.д.

 В ДОУ  четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

- оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки.

Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок:

  • они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам;
  •  в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  •  в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. Огораживаются места возможного схода снега и падения сосулек сигнальной лентой;
  •  воспитатели ДОУ в целях профилактики травматизма проводят контроль и страховку во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек);
  •  инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН

 Дополнительные мероприятия для соблюдения требований безопасности к территории детского сада:

  •  Берется анализ на качество и безопасность воды;
  •  Ведется контроль за своевременным вывозом мусора, скашиванием и уборкой травы, вырубкой сухостоя;
  •  Всеми сотрудниками ДОУ ведется контроль за недопущением на территорию ДОУ животных (в особенности бродячих). 

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов).

Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций.

С воспитателями и педагогами проводится инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду.

Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.

Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). 

При травме или плохом самочувствии ребенка ему оказывается первая медицинская помощь медсестрой детского сада, при необходимости вызывается скорая помощь.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности.

В детском саду создаются педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, правилами, при соблюдении которых их можно избежать или с правильными действиями в той или иной чрезвычайной ситуации.

 В современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы).

 Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  •  приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  2. Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;
  4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);

- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); - Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

- Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?»

Этапы реализации данных задач выражаются в следующем:

  • 1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  •  2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
  •  3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

В настоящее время в нашем детском саду применяются различные способы обучения детей безопасному поведению:

- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении;

- Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»)

- Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки»),

- Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности… на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д.

- Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности», «Фиксики» и т.п.;

Также проводятся мероприятия по информационно-психологической безопасности детей:

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т.д.

- Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД;

- Показательные занятия по эвакуации и с вызовом пожарной машины с последующим рассмотрением и объяснением по комплектации и оборудованию;

- Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности;

- Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей;

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе детского сада на тему-" О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ"

Цель данного конспекта: • Расширять и уточнять знание детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. • Учить действовать во время пожара. • Выучить номер телефона пожарной службы. ...

Конспект занятий по ОБЖ в средней группе детского сада на тему: «О правилах пожарной безопасности в повседневной жизни»

Расширять и уточнять знание детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.Учить действовать во время пожара.Выучить номер телефона пожарной службы.Развивать речевую активность, поощрять ...

Здоровье и повседневный уход

Здоровье и повседневный уход...

Теоретическая справка «Шкалы МКДО: область качества - Здоровье, безопасность и повседневный уход»

Теоретическая справка«Шкалы МКДО: область качества - Здоровье, безопасность и повседневный уход»...

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД ЗА ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДОУ»

                СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:«ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОДЗА ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДОУ»  «Забота о здоровь...