Здоровьесберегающие технологии при агрессии ребенка
статья по логопедии (старшая группа)

Ханова Наталия Александровна

чем занять можно ребенка при приступах агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zst_pri_agressii_rebenka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Наталия Ханова

Здоровьесберегающие технологии в работе с агрессивными детьми.

         Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) - это мотивированное

деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в

обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным,

приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них

психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности,

страха, подавленности и т. п.) (Психологический словарь, 1997).

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Правила работы с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным к ребенку.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка. Полный отказ от наказаний как основного метода

воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния

окружающих людей.

7. Развивать способность к эмпатии.

8. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях, в том числе в ролевых

играх.

       Основные методологические приемы, используемые в коррекционной работе с агрессивными детьми: музыкальная психотерапия; релаксация (мышечная и с использованием визуальных образов); дыхательная гимнастика; игры, способствующие снятию напряжения, обиды и гнева; арттерапевтические упражнения.

      Музыкальная психотерапия способствует улучшению настроения и самочувствия, помогает снять раздражительность, тревогу и позволяет контролировать свое эмоциональное состояние. Мышечная релаксация в сочетании с правильным выполнением дыхательной гимнастики позволяет расслабиться, успокоиться и обучает детей управлять своими эмоциями.

       Очень эффективной является мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов. При вдохе нужно наполнить воздухом живот, при выдохе живот должен втягиваться. Воздух нужно выдыхать не сразу, а слегка задерживайте его. Затем подключаем к дыханию визуальные образы. Делаем глубокий вдох, на задержке дыхания представляем человека, на которого злимся (или неприятную ситуацию). Выдыхаем свой гнев, злость, обиду в виде облачка. Облачко окрашиваем в определенный цвет.

        Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно провести занятие может:

      Игра «Мешочек для криков». Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика на время занятия.

      Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

        Так же для ребят хорошо использовать игру «Камушек в ботинке». В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры выразить словами свое состояние и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

        Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за столами:

    «Глаза в глаза». Дети берутся за руки со своим соседом. Смотрят друг другу в глаза и, чувствуя руки, молча, передают разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен» и т.д. После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния было легко отгадывать, а какие трудно.

     Игра «Маленькое привидение». По хлопку психолога дети делают руками пугающее движение (руки согнуты в локтях, пальцы растопырены) и произносят страшным голосом звук "У". Психолог тихо хлопает, дети тихо произносят «У», громко хлопает - громко «У».

       Через развитие творческих способностей детей и создания ими творческих продуктов мы повышаем их уровень социализации, учим сотрудничать с другими людьми, помогаем укрепить их личностные качества: самоконтроль, уверенность в себе, доброжелательность, воображение и фантазию. Все это ведет к повышению самооценки ребенка, что препятствует возникновению внутриличностных конфликтов и снижает вероятность возникновения аффективных состояний. Можно использовать следующие упражнения:

        Если ребенок чувствует злость или обиду предложите ему втирать пластилин в картон или бумагу; нарисовать своего обидчика, далее подрисовать ему что-то смешное (усы, шляпу и т.д.) или сделать с рисунком все что ребенку захочется.

       «Разминки с глиной». Дети садятся за стол, психолог дает каждому кусок глины (соленого теста). Психолог предлагает подросткам в течение 3 минут рвать и кромсать глину (делать с ней все что захотят). Для этого подбирается специальная музыка. Затем психолог предлагает в течение 4 минут из рваных кусков создать какую-нибудь скульптуру или композицию то, что хочется сделать. Фоновая музыкальная композиция должна гармонизировать состояние.

      Из глины можно слепить фигурку своего обидчика, а затем разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

      Игра с песком тоже очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую обидчика, глубоко в песок. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир и спокойствие восстанавливается для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...

Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ.  Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО тема: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...