Консультация для педагогов по здоровьесбережению
консультация

Стрижикозина Елена Ивановна

                                                           Здоровье – это главное жизненное благо.

                                                                                                            Я Корчак.  

  Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, всестороннее развитие и вера в свои силы.

  Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наголенский детский сад «Берёзка»

Консультация для педагогов

Тема: Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ

Подготовил:

музыкальный руководитель,

Стрижикозина  Е. И.

с. Нагольное,2021г.

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни, ведь оно

 должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

  На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

     Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. На основании выше сказанного хотелось бы отметить, что при использовании в музыкальной деятельности специально подобранных упражнений по укреплению здоровья детей необходимо создавать игровые условия, так как именно игра способствует эффективному восприятию материала, активизирует творческое мышление, повышает творческий потенциал, способствует развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.

В своей практике я, как музыкальный руководитель, тоже применяю здоровьесберегающие технологии - комплексы специальных упражнений, а именно:

- дыхательную гимнастику;

- пальчиковую гимнастику;

- артикуляционную гимнастикк;

- логоритмические упражнения (речевые игры со звучащими жестами);

- игровой массаж

Дыхательная гимнастика

В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания:

Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Примеры дыхательной гимнастики:

-«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

-«муха» или «пчела» – на выдохе мягко жужжать;

-«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух;

-«тпрунюшки» – с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.

Пальчиковая гимнастика


Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Тексты для игр должны быть простыми - это короткие стихи, русские народные песенки, потешки, считалки.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества. Повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
  Игра «Салат»

Мы морковку чистим-чистим,                энергично проводить кулачком правой руки по ладони левой

Мы морковку трём-трём,        прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад  (а я с детьми делаю так: трём кулачки друг о друга)

Сахарком её посыплем         «посыпать сахаром», мелко перебирать пальчиками в воздухе

И сметанкою польём.        одну руку держим ладонью вверх, а кулачком другой руки делать движение сверху вниз, как бы поливая

Вот какой у нас салат,        протягивать ладони вперёд

Витаминами богат!        поглаживать живот ладошкой        

Игра "Зайцы" 
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. 
Десять серых зайцев, 
Дремали под кустом, 
И двое вдруг сказали: 
"Вон человек с ружьём" 
Двое закричали: 
"Давайте убежим!", 
Двое прошептали 
"Давайте помолчим!", 
Двое предложили: 
"Мы спрячемся в кустах!" 
А двое вдруг спросили: 
"Он может сделать "Бах"?" 
"Бах" - выстрелил охотник, (Хлопаем в ладоши). 
Нажав ружья курок, . 
И десять серых зайцев, 
Пустились наутёк. (Бежим пальчиками по столу или коленям)

Игра "Часы" 
(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки ). 
Мышь полезла в первый раз. 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: "Бом!"  (Один хлопок над головой). 

Мышь скатилась кувырком. (Руки "скатываются" на пол). 
Мышь полезла второй раз. 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" (Два хлопка над головой). 
Мышь скатилась кувырком. 
Мышь полезла в третий раз, 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" (Три хлопка над головой). 
Мышь скатилась кувырком

Игра "Котята" 
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол). 
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их). 
Сейчас все котята по парам стоят: 
Два толстых, два ловких, 
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых. 
И самых красивых.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кролик», «Птенчики», «Лопаточка», «Иголочка» и др.

Примеры артикуляционной гимнастики:

  работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

· с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

· Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.

· Покусывание языка боковыми зубами;

· Покусывание внутренней поверхности щек;

· Круговые движения языком между зубами и щеками;

· Цоконье и пощелкивание языком и мн.др.

"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

Упражнение «Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

«Мартышки».

Мы теперь не ребятишки,

А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Логоритмические упражнения

Включают в себя комплекс музыкально-ритмических упражнений, направленных на закрепление двигательных навыков; гимнастические упражнения, направленные на решение координационно-коррекционных задач; ритмические упражнения, позволяющие решать задачи по освоению детьми ритмической пульсации, несложных ритмов; подвижные игры на координацию слова и движения. Таким образом, логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в пространстве, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Речь с движением или игры со словом:

· стимулирует развитие речи;

· развивает пространственное мышление;

· развивает внимание, воображение;

· воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут вверх.

У зайки домик маленький – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой,– шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька – прыгают на двух ногах - «зайчики».

Речевые игры


Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности. 

«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. ( Хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (Убегают от дождика)

Речевые игры со звучащими жестами.

«Снег»

 Как на горке – снег, снег,     Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под  горкой – снег, снег.    Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.                                                                                                                                  

И на ёлке – снег, снег,           Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под ёлкой – снег, снег.      Приседают на корточки, два шлепка  по коленям.    

А под снегом спит медведь. Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!       Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Можно в качестве музыкальной озвучки  «хрустящего снега» использовать  мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него  получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише... Как  бы человек уходит.

«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар
! (крылья) 
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп
! (хлопки в ладоши) 
Дождик: Кап, кап, кап (щелчки пальцами) 
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп
! (шлепают по коленям)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) 
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками
) 
Дождик: кап, кап, кап! (щелчки пальцами) 
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
 

Игровой массаж.

  Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т.к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что – то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко может этому научиться в игре. Использование игрового массажа М. Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко

поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу)

 «Две Наталочки»

Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.

Две бойкие Наталочки

Не играют в «салочки».

Две смелые Наталочки

Играют – Ах! – в «щипалочки».

Щиплют ушки, Щиплют щечки,

Щиплют ручки, Локоточки.

Щиплют шейку, Щиплют ножки,

А потом живот немножко.

Не ругайте вы Наташ –

Они делают … массаж!

Упражнения для массажа головы

«Догонялки»
Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.
Побежали по головке
Быстро – быстро пальчики.
Вот они сбегаются.
Снова разбегаются
И опять сбегаются.
Снова разбегаются.
Делают себе массаж
Девочки и мальчики

«Сено»

Пальцами, словно граблями, дети ведут от затылка, висков, лба, к середине головы.

Сено мы душистое

Граблями сгребем.

Стог огромный,

Стог пушистый

Соберем, соберем

«Мячик»
Прыг- скок! Прыг-скок! (Прыгают и хлопают в ладошки)
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик (Движения кистями рук, словно лепят снежок)
Скачет, скачет, словно зайчик!
То взлетает высоко – о-о-о! (Руки вверх, тянутся на носочках)
То умчится далеко – о-о-о! (Смотрят вдаль)
Прыг-скок, прыг- скок! (Прыгают и хлопают)
Непоседа наш дружок.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей и педагогов по здоровьесбережению

Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста, данные рекомендации; могут быть полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей. Вы сможете после печати материала, скрепить как брошюру или...

Деятельность педагога по здоровьесбережению детей в дошкольном учреждении.

Деятельность педагога по здоровьесбережению детейв дошкольном учреждении....

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления з...

Консультация для педагогов "Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, рекомендации по созданию активной сенсорно-развивающей среды, пособия....

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессеЗадачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие ...

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ (здоровьесбережение детей в ДОУ) «УРОКИ АЙБОЛИТА»...