Развитие мелкой моторики рук через использование нетрадиционных форм работы с детьми с ОНР
консультация (средняя группа)

Черских Галина Михайловна

Hетрадиционные формы работы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.    Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия  более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit_melk_motor.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук через использование нетрадиционных форм работы с детьми с ОНР

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

     В настоящее время наблюдается тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.    Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных и психических процессов: памяти, внимания, мышления. Зачастую происходит отставание в развитии творческих способностей, воображения. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально - волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка с ОНР особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Если удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети.  Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это, как правило, не говорящие дети

   Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов. Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

В  работе по развитию мелкой моторики надо придерживаться следующих правил:

  • Задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Заниматься регулярно, систематически.
  • Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
  • Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

     Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.

 Игры для развития мелкой моторики

 1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе подручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.

 2. Упражнение с пинцетом.  В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

 3. Шарики и пинцет. Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4. Наматывание ниток. Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

 5. Зубочистка. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

 6. Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

7. Переливание жидкостей и не только.  Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

8. Коробочка с прищепками. Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.

"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

«Развитие мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник рисования»

uml;ИСПОЛЬЗУЮ ПРИНЦИП ОТ ПРОСТОГО  К СЛОЖНОМУ. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, даёт возможность мне раскрыть его восприятие окружающего мира. Позволяет развивать наглядно- образную памя...

Педнаходка "Использование нетрадиционных форм работы с детьми по развитию речи"

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы...