Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Мелехова Ольга Александровна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.formy_.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм работы

с детьми раннего возраста

по художественно- эстетическому развитию.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в  этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия.

На первом этапе решаются следующие задачи:

Формирование интереса к изо деятельности.

Овладеть простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи следующие:

1. Продолжать формировать интерес к изо деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Одной из главных задач ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей - знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребѐнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь маленькие ребятишки только что пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.

Художественно-продуктивная деятельность в раннем возрасте относится к доизобразительной стадии. На втором году жизни ребенок впервые узнает о том, что карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец могут оставлять след.

Изобразительная деятельность  способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Используемые нами нетрадиционные методы  по изо деятельности  помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее с усложнением в выборе материала и способов рисования.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяет выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того, важно живо и эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображений.

Благодаря нетрадиционным средствам рисования ребенок учится экспериментировать с красками, создавать необычные образы, т. е. у него развивается воображение. А подключение пальчиков помогает придать изображению смысл.

- Работа  рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Учились рисовать пальчиком зернышки для цыплят, орешки для белочки, огоньки на елке, падающий снег и т. д.

- Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Примеры: – «Разноцветная осень», «Подводное царство», «Разноцветные ладошки». Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. Техника рисования пальчиками и ладошкой даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой.

-Желание маленького ребенка рисовать ярко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе не ограничивают детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо).

-Рисование отпечатками листьев. Выполненные работы смотрятся всегда интересно и креативно. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши. Краска должна быть густой. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями. Дополняем получившееся изображение деталями.

-Рисование ватными палочками. Макаем палочку в краску и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касаемся листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе остается точка или кружочек, кому как больше нравится.

-Рисование с помощью мятой бумаги. Такой вид рисования помогает ребятам лучше запоминать и различать цвета, создавать свои собственные оригинальные образы.

-При использовании штампов в рисовании реализуется так же множество целей. Материалы для самодельных штампов окружают на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно. (Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком.)

-- Обычной губкой для мытья посуды тоже можно рисовать. Ей очень хорошо создавать фон. Дети берут за кончик губку, опускают в краску и размашистыми мазками закрашивают белый лист, создавая фон или закрашивают, например, новогоднюю елочку, вырезанную из картона.

 

Рисование нетрадиционными способами способствует раннему развитию творческих способностей малыша; учит выражать свои впечатления и эмоции; различать и называть основные цвета; незаметно у ребенка развивается аккуратность, мелкая моторика и правильная координация движений руки; идет накопление сенсорного опыта; умения контролировать себя и свои действия; а также развивается наглядно-образное и логическое мышление; зрительное восприятие и произвольное внимание.

Рисование с использованием нетрадиционных средств детям очень нравится. Именно нетрадиционные средства рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Поэтому при работе с детьми раннего возраста необходимо использовать нетрадиционные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация на тему: "Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС ".

Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобрази...

Нетрадиционные формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию.

Представление опыта работы по вовлечению родителей в участие в образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей...

Интегрированное занятие в средней группе ООД ОО «ФЭМП с использованием ИКТ» («Гости из леса»); ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие (нетрадиционное рисование «Белая шубка для зайчика»)

Интегрированное занятие для средней группы детского сада. ФЭМП "Гости из леса" с использованием ИКТ и нетрадиционное рисование "Белая шубка для зайчика"...

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Художественно-эстетическое развитие. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Тема: «Следы для зайки» (рисование пальчиками).

Программное  содержание: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Задачи:Учить детей рисо...

Организованная образовательная деятельность во второй группе раннего возраста Художественно-эстетическое развитие. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Тема: «Новогодняя Ёлочка».

Программное  содержание: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Задачи:- Обучение нетрадицио...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

«Литературный час» и «Экран прочитанных книг» - активные формы взаимодействия с родителями по художественно – эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Представляю вашему внимаю интересную форму взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к художественной литературе как «Литературный час». Данная форма работы очень нравится ро...