Программа по ОФП
методическая разработка (младшая группа)

Программа для детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа для детей 5-7 лет153.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИП КОРЕПАНОВ Я.Я.

Программа

Общая физическая подготовка для детей 5-7 лет

Разработал: тренер высшей категории

Корепанов Яков Яковлевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Нормативная часть …………………………………………………………..5

2.1. Особенности проведения тренировочных занятий ……..…………………5

3. Учебный план программы……………………………………………….….7

3.1. Продолжительность и объемы реализации программы ………..…………8

4. Методическая часть ………………………………………………………...11

4.1. Теоретическая подготовка……………...…………………………………..11

4.2. Практическая подготовка ………………………………………………….12

5. Воспитательная работа …………………………………………………….18

6. Система контроля и зачетные требования ……………………………...19

6.1. Медицинский контроль …………...………………………………………..20

7. Список используемой литературы ………………………………………..21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по общей физической подготовке для спортивно-оздоровительного этапа детей 5-7 лет в «Детско-юношеская спортивная школа» п. Цементный (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», с Уставом МКУ ДО «ДЮСШ» п. Цементный (далее Учреждение) на основе документов, определяющих содержание дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.

Данная программа разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организованно воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. Сохранение и укрепление здоровья дошкольника – одна из актуальных проблем нашего времени.

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья. Развитие общефизических и спортивных качеств ребенка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. Существуют разные дополнительные программы по физкультурно – оздоровительному направлению, но многие из них направлены на развитие тех физических качеств, которые необходимы для занятий определенным видом спорта. Данная же программа развивает общие физические качества дошкольников.

Цель программы: содействие правильному физическому развитию детей, укреплению их здоровья, посредством занятий общей физической подготовки, увеличение двигательной активности, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой, а также формирование мотивации к здоровому образу жизни.

          Задачи программы:

- укрепление опорно-двигательного аппарата торса, рук и ног;

- формирование мышечного корсета;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного общественного поведения;

- формирование привычки заботиться о своем здоровье в повседневной жизни, навыков организации самостоятельной двигательной активности;

- дать необходимые о гигиене, закаливании организма, о технике безопасности, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных занятиях, о правилах подвижных игр.

Программа рассчитана для детей 5-7 лет. В данной программе представлено содержание работы по общей физической подготовке на 2 года обучения.

Продолжительность учебного года в спортивно-оздоровительных группах составляет 41 неделю.

Ожидаемые результаты: предполагается, что у обучающихся по данной Программе будут развиты основные физические качества, как гибкость, ловкость, координационные и ритмические способности, выносливость, чувство динамического равновесия. Должны знать: об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. Уметь: выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; контролировать нагрузку по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений; самостоятельно проводить активный отдых; уметь взаимодействовать с воспитанниками разных возрастов в процессе занятий физической культурой.

 Сформирован устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, для дальнейшего обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по выбранному виду спорта.

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

          Основной показатель работы - стабильность состава обучающихся, положительная динамика прироста спортивных показателей, выполнение программных требований по уровню подготовленности, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовке (по истечении каждого года).

Обучаться по данной Программе может каждый дошкольник прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям, по заявлению родителей. В первый год обучения осуществляется формирование двигательных навыков, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. На втором году обучения осуществляется не только физкультурно- оздоровительная, но и воспитательная работа, направленная на формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, а также проводится знакомство со всеми видами спорта, реализуемыми в школе.

Данной программой предусмотрено прохождение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится два раза в год (осень, весна). Она предусматривает контроль за общей физической подготовленностью детей.

2.1. Особенности проведения тренировочных занятий.

Тренировочные занятия проводятся в двух возрастных группах:

1 группа – дети 5-6 лет;

2 группа – 6-7 лет.

Данная программа рассчитана на год в каждой возрастной группе. Занятия проводятся три раза в неделю. Это 12 занятий в месяц с сентября по июнь для каждой возрастной группы. В начале октября и в конце мая проводится диагностика и тестирование обучающихся. Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет – 1 час (45 минут занятие и 15 минут на перерыв).  Количество воспитанников в группе – не более 15-20 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Набор проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей, посещающих детский сад.

Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения, и игры направленные на укрепление здоровья, развитие мышц, функций опорно-двигательной системы. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально).                                                            

Такие беседы знакомят дошкольников не только с необходимостью заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений и их значимостью на организм человека.

Тренировочное занятие имеет общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.

В подготовительной части тренировочного занятия особое внимание уделяется подготовки организма обучающихся к тренировочному процессу, аэробная разминка и суставная гимнастика– 10 мин.

В основной части тренировочного занятия решаются задачи как обучение двигательным действиям, сначала выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость. Основная часть составляет -15 мин, подвижные, спортивные игры -10 мин.

Заключительная часть тренировочного занятия обязательно включает в себя проведения контроля за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС). Так как дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. 

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки. Затем проводятся упражнения на снятие напряжения и повышения эмоционального состояния юного спортсмена.

При составлении плана занятий тренер-преподаватель должен не только учитывать учебную сторону процесса, но и прививать детям интерес к разным видам спортивной нагрузки. Каждое занятие должно быть увлекательным, оно должно занимать детей, с этой задачей будет легко справиться, если занятие будет сочетать в себе несколько видов спорта (футбол, волейбол, настольный теннис, лыжные гонки, хоккей). Так же предполагается систематическое проведение спортивных соревнований, в виде «веселых стартов» – это качественно повысит интерес детей к спорту, поможет развить им лидерские качества.

Таблица №1

Режимы образовательного процесса

Год обучения

Возраст обучающихся

Количество обучающихся в группе (чел.)

Продолжительность одного занятия

Количество занятий в неделю

1

5-6 лет

15-20

1

3

2

6-7 лет

15-20

1

3

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план определяет максимальный объем тренировочной нагрузки обучающихся.  

В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам общей физической подготовки дошкольников. Учитывается режим учебно- тренировочной работы в неделю с расчетом на 41 тренировочную неделю. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

Программа рассчитана на 41 неделю, 3 часа в неделю – 123 часа в год непосредственно в условиях Учреждения. Срок реализации программы составляет 2 года.

Таблица №2

Учебный план

№ п/п

Разделы подготовки

Этап подготовки

СОГ-1

5-6 лет

СОГ-2

6-7 лет

1

Теоретические занятия

4

4

2

Общая физическая подготовка:

115

115

2.1

Общеразвивающие упражнения

50

35

2.2

Подвижные игры

15

10

2.3

Спортивные игры

10

15

2.4

Легкоатлетические упражнения

20

20

2.5

Лыжная подготовка

6

8

2.6

Гимнастика

10

20

2.7

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

4

7

3.

Промежуточная аттестация

2

2

4.

Медицинский контроль

2

2

Всего часов:

123

123

3.1. Продолжительность и объемы реализации программы.

Организация тренировочного процесса регламентируется календарным учебным планом, представленным ниже, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно.

В календарном учебном плане представлено примерное распределение часов в течение учебного года по следующим разделам подготовки: теоретические занятия, общая физическая подготовка, состоящая из – общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, легкоатлетических упражнений, лыжной подготовки и гимнастики.

На каждый год обучения поставлены задачи в соотвествии с возрастом занимающихся и их возможностей, требований многолетней подготовки.

Первый год обучения:

Задачи:

  • Укрепление здоровья детей и достижение их полноценного физического развития;
  • Формирование правильных навыков выполнения основных движений, начальных элементов акробатики;
  • Изучение правил подвижных игр;
  • Поддержание интереса к двигательной деятельности.

Второй год обучения:

Задачи:

  • Укрепление здоровья и закаливание организма;
  • Формирование у детей умений, навыков правильного выполнения двигательных действий;
  • Правила подвижных игр и знакомство со спортивными играми.
  • Воспитание интереса к активной двигательной деятельности.

Таблица 3

Календарный-план график первого года обучения для детей

5-6 лет.

№ п/п

Разделы подготовки

Месяцы года

 

Общее количество в год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1.

Теоретическая

1

 -

1

1

 -

 -

1

 -

 -

 -

4

2.

Общая физическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

115

2.1

Общеразвивающие упражнения

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50

2.2

Подвижные игры

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

15

2.3

Спортивные игры

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2.4

Легкоатлетические упражнения

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

2.5

Лыжная подготовка

 -

 -

 -

1

2

2

1

 -

 -

 -

6

2.6

Гимнастика

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2.7

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

 -

 -

1

1

1

1

 -

 -

 -

 -

4

3.

Промежуточная аттестация

 -

1

 -

 -

 -

 -

 -

 -

1

 -

2

4

Медицинский контроль

1

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

1

 -

2

Итого

12

11

12

13

13

14

13

11

13

11

123

Таблица 4

Календарный-план график первого года обучения для детей

6-7 лет.

№ п/п

Разделы подготовки

Месяцы года

 

Общее количество в год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1.

Теоретическая

1

 -

1

1

 -

 -

1

 -

 -

 -

4

2.

Общая физическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Общеразвивающие упражнения

4

4

4

3

4

3

3

4

3

3

35

2.2

Подвижные игры

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2.3

Спортивные игры

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

15

2.4

Легкоатлетические упражнения

2

3

2

1

2

2

2

2

2

2

20

2.5

Лыжная подготовка

 -

 -

 -

2

2

2

2

 -

 -

 -

8

2.6

Гимнастика

2

2

2

2

2

2

2

4

 -

2

20

2.7

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

 -

 -

1

1

1

1

1

 -

1

1

7

3.

Промежуточная аттестация

 -

1

 -

 -

 -

 -

 -

 -

1

 -

2

4

Медицинский контроль

1

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

1

 -

2

Итого

13

13

13

13

13

13

13

12

10

10

123

4. Методическая часть Программы

Цель по общей физической подготовке дошкольников состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность найти себя в движении, выработать потребность организма в систематических физических упражнениях.

У детей 5-7 лет, в этот период развития начинают закладываться такие важные физические качества, как гибкость, чувство равновесия развивается вестибулярный аппарат. Но при этом не следует забывать, что ранняя спортивная специализация при недооценке применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребёнка, ограничить спортивные достижения. Поэтому была разработана развивающая программа для детей дошкольного возраста, которая направлена на развитие тех физических качеств, которые совпадают с сенситивными периодами развития ребёнка.  

4.1. Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах данного возраста детьми проводится в виде коротких сообщений, рассказов, бесед в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха.

Рекомендуемый перечень тематических разделов и объемы программного материала по теоретической подготовке юных спортсменов на представлен в таблице 5. Порядок проведения занятий может меняться на усмотрение планирующего и организующего проведение занятий.

Таблица 5

Тематический план по теоретической подготовке

№ п/п

Тема

Количество часов

СОГ-1

СОГ-2

1

Техника безопасности на занятиях спортивная форма, правила пользования оборудованием и инвентарем.

1

1

2

Основные понятия как движется человек.

1

-

3

Влияние физических упражнений на организм человека.

1

-

4

Гигиенические требования к занимающимся спортом.

1

1

5

Элементарные сведения о строении детского организма.

-

1

6

Чем мы занимаемся на физкультурных занятиях?

-

1

Итого:

4

4


        1.
Техника безопасности на занятиях, спортивная форма, правила пользования оборудованием и инвентарем.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе с различным инвентарем (на каждом занятии). Что такое спортивная одежда, какая она должна быть и зачем она нужна. Виды спортивной одежды для разных видов спорта. Правила поведения при групповых занятиях в спортивном зале, на улице.

2. Основные понятия как движется человек.

Какие органы задействованы в системе движения (скелет, связки, суставы, мышцы). Для чего нужен скелет человеку. Как мышца приводят в движение всю систему костных рычагов. Понятие движение- главная приспособительная реакция организма человека к окружающей среде.

3. Влияние физических упражнений на организм человека.

Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактика нарушений. Влияние физических упражнений на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).

4. Гигиенические требования к занимающимся спортом.

Понятия о гигиене. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Режим питания. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для юного спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Рациональное чередование различных видов деятельности.

 5. Элементарные сведения о строение детского организма.

Основа тела человека- скелет, кости соединенные между собой особым образом при помощи суставов. Значение мышц, костей для тела человека. Значение внутренних органов и их взаимосвязь. Занятия спортом очень полезны для костной системы человека.

6. Чем мы занимаемся на физкультурных занятиях.

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем организма, укрепления здоровья необходимо заниматься физической культурой. На физкультурных занятиях выполняются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие мышц, поддерживает всестороннее физическое развитие мышц, поддерживает высокую работоспособность детского организма и сохраняет интерес к двигательной деятельности. Виды спортивных занятий. Какие бывают спортивные игры.

4.2. Практическая подготовка

Общая физическая подготовка направлена на развитие основных качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение дошкольников разнообразными двигательными навыками. Для средств общей физической подготовки используются упражнения из легкой атлетики, гимнастики, подвижные игры и упрощенные формы спортивных игр. 

Цели и педагогические задачи физкультурных занятий соответствуют виду подвижной и спортивной деятельности, возрасту и уровню развития воспитанников, с которыми проводится занятие. Цель и задачи каждого конкретного занятия определяют выбор содержания, методов, средств обучения и воспитания, способов организации воспитанников. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.

Отличительной особенностью занятий с воспитанниками в возрасте          5 – 7 лет является акцент на овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Важным итогом является выработанное умение и интерес воспитанников самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и к использованию их в свободное время.

Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений тренера-преподавателя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения включают в себя элементы гимнастики и являются одной из основных частей содержания занятий по общефизической подготовке и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании и перелазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения.

Особо большое значение принадлежит общеразвивающим упражнениям без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения воспитанники получают представления о разнообразном мире движений. Новизна и необычность этих упражнений позволяют отнести их к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей.

Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование) и стимулирования умственной активности воспитанников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, обручем. Большое значение в физическом воспитании принадлежит также акробатическим упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

Программный материал предлагается воспитанникам чаще всего в игровой форме. Особое значение придается сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

Строевые упражнения: Построение в колонну, шеренгу, повороты на месте (направо, налево, кругом).  Ходьба, бег с заданиями: врассыпную, с изменением направления.

Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ):

1.Упражнения для мышц шеи: вращения, повороты, наклоны      головы  в разных направлениях.

2.Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания рук, махи, вращения, отведения, опускания, поднимания, рывковые движения. Упражнения выполняются в различных положениях – стоя, сидя, лежа, на месте, в движении, в прыжке, самостоятельно и с партнером.

3.Упражнения для туловища: наклоны, вращения таза, повороты. Переход из положения лежа в сед и обратно, разнообразные сочетания этих упражнений, упражнения, способствующие формированию осанки.

4.Упражнения для мышц ног: поднимание на носках, пятках; ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы; выпады, пружинистые покачивания.

5.Упражнения на координацию, беговые и прыжковые упражнения: ходьба по бревну (скамейке)  удержание равновесия на одной ноге, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, прыжок с толчком одной ногой с места, в движении, многоскоки.

Использовать комбинацию типа «полоса препятствий». Также можно включать в ОРУ в виде игры простейшие элементы йоги, так называемой «хатха-йога».  Хатха-йога – это специальная йога для детей основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. 

Поза Лотос

ИП - сидя прямо с вытянутым вверх позвоночником.
ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми.

Время пребывания в асане не ограничено.
Эффект. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма.
Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе или полулотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе).

Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе.
ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.
Эффект. Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости.

Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками), носки в сторону.
ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
Эффект. Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того, полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию.

Подвижные игры.

Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности воспитанников младшего школьного возраста, развития разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В подвижных играх закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».

Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Спортивные игры.

Спортивные игры способствуют укреплению здоровья,  разностороннему развитию личности, дающие  первоначальные представления о различных видах спорта.  В данной программе все виды спорта преподносятся для занимающихся в игровой форме , это тот самый лучший способ когда ребенок может попробовать себя во всех сферах  и выбрать наиболее интересующий для себя вид спорта.

Знакомство с игровыми видами спорта (настольный теннис, шахматы), в упрощенных версиях. Игровые виды спорта, помогают всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино, настольный теннис.

Командно-игровые:  

ФУТБОЛ

Спортивная командная игра, цель которой — забить мяч в ворота соперника, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела — кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов.

ХОККЕЙ

Спортивная командная игра на ледовом или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забивается в ворота противника (для дошкольников можно начинать знакомство с хоккее, играя в футбол, забивая мячи клюшками), для детей подготовительной группы можно организовывать занятия на катке.

ВОЛЕЙБОЛ

Командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь поймать мяч (только руками) на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника.

Легкоатлетические упражнения.

Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые доставляют воспитанникам радость и удовольствие. Систематическое проведение этих упражнений позволяет воспитанникам овладеть формами соревнований и правилами, а грамотная объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности содействует формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

Ходьба и медленный бег. Бег по отрезкам, бег в различных направлениях, бег с остановками и с изменением направления, бег с низкого старта, прыжки в длину, высоту, через планку.

Лыжная подготовка.

В задачи занятий лыжной подготовки на первом уровне входит ознакомить детей с правилами обращения с лыжным инвентарем, обучить простейшим видам передвижения с лыжами и на лыжах, обучить основным способам передвижения на лыжах и подготовить физически к свободному преодолению дистанции 1-2 километра.

Гимнастика.

Возраст 5-7 лет считается старшим дошкольным, когда гармоничное физическое развитие ребенка имеет очень важное значение для подготовки детей к учебным нагрузкам. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, ребенок становится более устойчив в статических позах. Хорошо владея основными видами движений, дети уже могут самостоятельно выполнять задания, которые постепенно усложняются: добавляются упражнения с двумя однородными предметами, с гимнастической палкой, которые дети выполняют без особого труда.
В комплекс гимнастики для детей 5-7 лет, как правило входят: ходьба на носках или на пятках (как корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия), а также бег, различные прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения, способствующие формированию осанки. И если такая гимнастика будет проходить весело и увлекательно, в хорошем темпе, то ребенок будет осознанно желать участвовать в гимнастике, она станет его любимой игрой. Привычка к ежедневным упражнениям у ребенка уже будет сформирована с детства, и тогда - здоровый образ жизни ему обеспечен, как говорится: в здоровом теле - здоровый дух.

Во время выполнения упражнений для детей дошкольного возраста необходимо обращать внимание уже не только на осанку и положение стоп, но и на правильное дыхание. Упражнение надо выполнять на выдох, а возвращаться в исходное положение — на вдох.
1. И. П. - ноги на ширине плеч, руки внизу. Нагнуться вперед, слегка согнув колени, постараться дотянуться до пятки левой ноги. Вернуться в исходное положение. Затем повторить упражнение, подтягиваясь к правой ноге. Повторить 3-5 раз в каждую сторону.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты вперед. Поднять ногу, согнутую в колене на 90 градусов, при этом носок стопы тянуть вниз. Одновременно с поднятием ноги руки махом отвести назад. Затем вернуться в исходное положение. Выполнить 3-5 раз для каждой ноги.
3. И. П. - ноги на ширине плеч, руки касаются ладошками стены на уровне груди. Перебирая по стене руками, наклониться до пола, затем тем же способом вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.
4. И. П. - ноги на ширине плеч, руки на талии, стоять лицом к стене. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, после чего вернуться в исходное положение. Повторить по 3-5 раз для каждой ноги.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки в стороны, касаться спиной и ладонями стены. Вывести руки вперед, скрестив перед грудью, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Программа общефизической подготовки воспитанников учреждения включает в себя также физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья и спорта, соревнования, физкультурные праздники совместные с родителями.

Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение воспитанников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

5. Воспитательная работа.

Личностное развитие детей- одна из основных задач ДЮСШ. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы в ДЮСШ состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, спортивных мероприятиях и соревнованиях.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у обучающихся, прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования.

Основные воспитательные мероприятия:

- торжественный прием вновь поступивших в ДЮСШ;

-проведение тематических праздников;

- тематические беседы;

- оформление стендов и газет.

6. Система контроля и зачетные требования.

Осуществляя контроль за общей физической подготовленностью детей, обучающихся по Программе «ОФП», целесообразно проводить испытания по предлагаемой ниже тестовой программе дважды в течение учебного года: (на первом занятии и на последнем). Предлагаемые детям двигательные тесты сравнительно просты, однако, учитывая возрастные особенности испытуемых, необходимо, чтобы дети заблаговременно освоили контрольные упражнения достаточно хорошо, чтобы при тестировании основное внимание было направленно на достижение результата. Учитывая психологические особенности дошкольников, тестирование проводится в форме состязаний, в игровой форме. Такая обстановка вызывает у детей показать свой лучший результат. Перед каждым тестовым упражнением детям даются пробные попытки.

Таблица 6

Контрольные нормативы

№ п/п

Контрольные упражнения

пол

Нормативы

5-6 лет

6-7 лет

низ

сред

выс

низ

сред

выс

1

Челночный бег 3на10 м(сек)

м

11,8

11,0

10,7

11,6

10,8

10,5

д

12,0

11,5

10,8

11,8

11,3

10,6

2

Прыжок в длину с места (см)

м

110

130

140

115

135

145

д

100

120

130

105

125

135

3

Бросок набивного мяча 1 кг (см)

м

200

250

300

210

260

310

д

190

230

280

200

240

290

4

Наклоны туловища вперед, стоя с прямыми ногами на полу (достать пола).

м

пальцами

ладонями

пальцами

ладонями

д

Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает в себя следующие тесты:

- челночный бег 3 по 10 м (сек). Тест проводят в спортивном зале. Отмеряют 10-метровый отрезок, начало, и конец которого отмечают линией. За каждой чертой - 2 полукруга радиусом 50 см. спортсмен становится за ближней чертой линии и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты: обегает полукруг и возвращается к линии старта. Затем также обегает другой полукруг и возвращается обратно.

- прыжок в длину с места (см). Выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытии.

- бросок набивного мяча вперед из-за головы (1 кг) (см). Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 метров. Обучающийся встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с полом. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делается 3 попытки, засчитывается лучший результат.

- наклоны туловища вперед, стоя на полу с прямыми ногами на полу (достать до полу). Во время теста спортсменом выполняется два тренировочных наклона, на третий раз он должен коснуться пола пальцами и задержаться в таком положении на 2 секунды.

После прохождения всех тестов высчитывается средний показатель подготовленности обучающегося по школе низкий, средний, высокий уровень.

6.1. Медицинский контроль

Контроль за состоянием здоровья занимающихся осуществляется медицинским работником школы. Два раза в год проводится медицинский осмотр обучающихся на спортивных отделениях.

Медицинский контроль в данном возрасте детей помогает оценить эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся, в том числе правильность формирования осанки и свода стопы.

Диагностирование осанки. 

Визуальная оценка осанки – ребенок осматривается совместно с медсестрой. Оценивается прямота позвоночника: при осмотре со стороны спины позвоночник должен выглядеть прямым, а остистые отростки образовывать ровную линию. Даже незначительные искривления свидетельствуют об отклонениях от нормы.

Также определяется:

 одинаковый ли уровень высоты плеч, углов лопаток, сосков;

  одинаковая ли глубина треугольников талии – углов, которые образованы свободно опущенной рукой и выемкой талии;

 симметрия рельефов поясничной области и грудной клетки при наклоне вперед;

 физиологические изгибы позвоночника - при взгляде сбоку должны быть выражены равномерно, и соответствовать примерно толщине ладони ребенка.

Диагностика свода стопы. 

1. Визуальная оценка – ребенок осматривается вместе с медсестрой. Определяется постановка стоп при ходьбе - походка должна быть правильной, не косолапой, без характерного «загребания», с соблюдением симметрии стоп при каждом шаге. Оценивается нет ли О-образной или Х-образной постановки стопы.

Список используемой литературы.

1. Т.Г.Анисимова, Е.Б.Савинова "Физическое развитие детей 5-7 лет" - Издательство "Учитель" Волгоград, 2009 г.

2. Воротилкина И. М. Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении., Москва «Издательство НЦ ЭНАС» ,2004г.

 3. Голицына Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. Москва, 2006г.

4. Козырева О. В. Лечебная физическая культура для дошкольников. Москва, Просвещение ,2005г.

5. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.

6. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду. «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

7. Л.И.Пензулаева "Оздоровительная гимнастика", МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016 г.

8. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» – М.: ТЦ Сфера, 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...