Артпедагогика как средство воспитания и развития ребенка с проблемами здоровья
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Газенкампф Татьяна Александровна

Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 99.docx782.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2 | ББК 74.1 | В38

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 от 07.06.2017 года

ВЕСТНИК

дошкольного образования

_____________________________________________________________________________

№ 24 (99) / 2021

_____________________________________________________________________________

УЧРЕДИТЕЛЬ

ООО «Высшая школа делового администрирования»

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Скрипов Александр Викторович Ответственный редактор: Лопаева Юлия Александровна Технический редактор: Доденков Владимир Валерьевич

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Гайдамакин Федор Николаевич Доставалова Алена Сергеевна Львова Майя Ивановна

Чупин Ярослав Русланович Шкурихин Леонид Владимирович

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Антонов Никита Евгеньевич Бабина Ирина Валерьевна Кабанов Алексей Юрьевич Пудова Ольга Николаевна Смульский Дмитрий Петрович

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА

620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 36 Б Тел.: +7 (343) 200-70-50

Сайт: s-ba.ru

E-mail: redactor@s-ba.ru

При перепечатке ссылка на научно-образовательное сетевое издание s-ba.ru обязательна.

Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редколлегия журнала осуществляет экспертную оценку рукописей.

© ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного дошкольного образования

АРТПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ

Газенкампф Татьяна Александровна, воспитатель Парахина Екатерина Николаевна, воспитатель

МБДОУ детский сад "Звездочка", Павловский район, п. Прутской

Библиографическое описание:

Газенкампф Т.А., Парахина Е.Н. Артпедагогика как средство воспитания и развития ребенка с проблемами здоровья // Вестник дошкольного образования. 2021. № 24 (99). URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/99.pdf.

Учитывая требования и тенденции современности развития образовательных про- цессов педагоги встали перед необходимостью осуществления всесторонних перемен. Перед педагогами ДОУ ФГОС ставит задачу по воспитанию всесторонне развитой лич- ности.

В современных условиях педагог обязан проводить работу с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Так как государство реализует программу доступная среда, многие ДОУ сталкиваются с проблемой, как и с чего начать свою работу. Возникает вопрос, как готовить специалиста для ДОУ с такими детьми. На сегодня не все ДОУ имеют квалифицированных специалистов: логопед, психолог, дефектолог. Особенно остро проблема с кадрами стоит в сельской местности. Наш детский сад тоже столк- нулся с этой проблемой. Выход из этой ситуации искали довольно долго. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой и парциальную программу художествено-эстетического развития детей дошкольного возраста «Радужный мир ис-

кусства». В основе парциальной программы лежит развитие целостно-смыслового вос- приятия и понимания произведения искусства, формирование элементарного представ- ления о видах искусства. Проводя такие занятия, мы обратили внимание, что детям это очень нравится. Они проявляют инициативу на занятиях, происходит развитие комму- никации, дети не боятся выражать свои мысли, неординарно подходят к решению по- ставленной цели, происходит стабилизация эмоционального фона. Благодаря использо- ванию данной программы в ДОУ создается единый художественно-эстетический ком- плекс: программа ориентирует педагога на творческое применение знаний и навыков в области   искусств.    Внутренний   мир   ребенка   с проблемами   в развитии   сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все много- образие окружающей среды, познать сове «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми можно выделить основ- ные направления использования искусства в этой работе. Одно из наиболее активно развивающихся областей научного знания сегодня является артпедагогика. Что вклю- чает в себя данное понятие? Артпедагогика- это искусство + педагогика. Типичный пример этого подхода определение артпедагогики в учебнике Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». "...Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образо- ванию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспе- чивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно- направленного процесса художественного развития детей с недостатками   развития и вопросы   формирования    основ    художественной    культуры    через    искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художе- ственно-речевую, театрализованно-игровую)...." (2, стр 24) Артпедагогика относится к специальной педагогике, методы и приемы которой можно и нужно использовать в повседневной работе воспитателя по коррекции речевого развития, эмоционально- волевого развития, коррекция поведенческих особенностей посредством искусства. Причем, применение артпедагогических технологий важно и нужно не только в работе с «особенными» детьми, но и как предупреждающая, профилактическая, коррекцион- но-творческая работа с детьми не имеющих проблем в развитии. Поэтому педагогам, которые наблюдают детей ежедневно, не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь дошкольнику самому посредством специальных заня- тий    откорректировать    свои    проблемы    на    ранних    стадиях,    через    искусство и художественно-творческую деятельность. Чем хороши занятия по артпедагогике в ДОУ?

  1. Заниматься могут все.
  2. Результаты выполненных заданий не подлежат оценке.
  3. Занятия создают ситуацию успеха для всех детей без исключения.
  4. Право спонтанного самовыражения.
  5. Активизируют потенциальные возможности ребенка, в том числе и с проблемами в развитии.
  6. Обеспечивают с помощью искусства познавательно-информационные потребно- сти ребенка.
  7. Создают условия для социо-культурной адаптации. Артпедагогика и общая педагогика решают единые задачи:
  1. Помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой.
  2. Научиться жить вместе с другими детьми в социуме.
  3. Научиться познавать окружающий мир по закону красоты и нарвственности.

Использование средств артпедагогики дает возможность неформально организовы- вать процесс интеграции научных и практических знаний, умений и навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической).

Артпедагогика сегодня является одной из наиболее активно развивающихся обла- стей научного знания. Не следует путать два понятия артпедагогика и арттерапия. Артпедагогика – это средство вовлечения детей в худодественно-эстетическую деятел- ность   с учетом    их    типологических    особенностей.    Арттерапия-    направление в психиатрии, лечение искусством подразумевает излечивание. Арттерапия как направ- ление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно,   так   и в   сочетании   с медикаментозными,   педагогическими и другими средствами. Артпедагогика занимается не проблемами человека, а его воз- можностями. Артпедагогика и арттерапия являются смежными областями, например, в артпедагогике- это игры с песком, а в арттерапии- песочная терапия. Артпедагогика – это игры с водой и красками, а в арттерапии- это акватерапия.

Артпедагогика обладает большим арсеналом приемов и методов симулирования по- ложительной мотивации художественной деятельности:

  • показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готово- го продукта деятельности- рисунка, аппликации, лепки; в художественно-речевой- об- разца сказки, стихотворения; в музыкальной – исполнение песни, танца и др.);
  • применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (например, предложение сочинить загадку, попевку, композицию танца, передать пла- стическими движениями образ какого-либо персонажа и т.д);
  • использование занимательных упражнений;
  • проблемно-поисковые методы (помогают развивать художественно-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами художественной деятельности, позволяют направить детей на поиск тех средств худо- жественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют создавать яркие образы в рисунке, в лепке, в дизайне, при сочинении ска- зок, стихов, попевок, собственных танцевальных композиций, при сценическом вопло- щении персонажей);
  • игра (являясь методом стимулирования художественной деятельности, может служить прекрасным средство активации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к разнообразной художественной де- ятельности);
  • методы стимулирования поведения детей- пооощрение, порицание, наказание, ко- торые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от инди- видуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др. Цель поощрения- ребенка лучше, интереснее, активнее работать, направляя свои усилия на благо себе самому и окружающим. Метод создания «ситуации успеха», под которым понимается субъек- тивное чувствование, состояние удовлетворенности итогом художественной деятельно- сти. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необхо- димо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность. Это может быть рису- нок, поделка из бумаги, глины, дерева; исполнение любимой песни или слушание му- зыкального произведения, а также чтение стихов и т.д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощу- щение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно пре- одолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия.

Только в этом случае можно говорить о факторе развития. В театрализации принимают участие дети с речевыми нарушениями, т.к. очень важно включать таких детей в процесс.

В нашем детском саду в работе с детьми активно используются такие методы артпе- дагогики, как игры с песком, игры с водой и краской и дидактические сказки (сказкоте- рапия).

Хотелось бы остановиться на этих методах артпедагогики: акватерапия (игры с водой), игры с песком, сказкотерапия.

Акватерапия (игры с водой).

Акватерапия- это метод, коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Это позволяет ребенку расслабиться, освободиться от зажимов, быть свободным. Современным детям необходима ежедневная психологическая раз- грузка. Всего несколько минут, проведенных за наблюдением красочных картин под- водного мира или морских пейзажей, а также участие в занятиях с водой позволяют от- влечься от назойливых переживаний. Как показали исследования, игра с водой облада- ет терапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Работа с водой, у детей оставляет приятные ощущения и позволяет расслабиться. Кроме того, акватерапия не имеет противопоказаний и применяется для взрослых и детей.

Это привело нас к реализации идеи по внедрению дополнительных занятий по аква- терапии (игры с водой) в детском саду.

Игры с водой это самая естественная и доступная для каждого ребенка доступная форма деятельности. Применение таких игр создает у ребенка радостное настроение, повышает жизненный тонус, дает детям массу приятных и полезных впечатлений, пе- реживаний и знаний, что благоприятно сказывается на их психологическом состоянии.

Организуя игры с водой, мы можем решать следующие задачи:

  1. Знакомим детей с окружающим миром, а именно со свойствами воды.
  2. Расширяем и обогащаем словарный запас.
  3. Способствуем физическому развитию ребенка- мелкой моторики и зрительной координации.
  4. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
  5. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

Занятия включают в себя артпедагогические игры с водой, эксперименты, фокусы с водой, рисование в технике «по мокрому», рисование на воде. Занятия проходят группами по 10-12 человек. Длительность занятия 15-20 минут, которое всегда состоит из трех основных частей: вводная часть, творческая работа и обсуждение.

  1. Вводная часть- это настроение всего занятия.

Задача этого этапа- подготовка детей к спонтанной художественной деятельности.

Здесь

используются игры с водой и эксперименты.

  1. Творческая работа.

Индивидуальная изобразительная работа- рисование на воде. Процесс рисования очень

нравится воспитанникам. Детям приятно работать с водой и краской.

Роль педагога в творческом процессе ребенка- только вспомогательная. Вы можете помочь словесным советом, но не пытайтесь выполнить за него работу, лучше покажи- те, как делаете это сами рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами.

  1. Обсуждение.

В завершении занятия следует отметить успех всех и каждого. Ребята имеют воз- можность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу других детей. Педа-

гогу необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными прие- мами. Завершается занятие ритуалом прощания, который включает релаксационные дыхательные и мышечные упражнения и слова педагога.

Арттерапия (игры с песком).

Игра с песком- этот естественная и доступная для каждого ребенка форма деятель- ности.

В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и воспитатели, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приемы обучения.

Игра с песком является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особенными потребностями в развитии. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практи- ческие навыки и умения.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их ни- кто не осудит и примет такими, какие они есть.

Занимаясь песком, дети должны чувствовать себя свободно и не бояться беспорядка и грязи.

Общая структура занятия:

  1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) происходит демонстрация песочницы, коллекции фигу-

рок, знакомство с правилами игры на песке.

  1. Установка на деятельность: рассказ, рисунок.
  2. Непосредственная деятельность: это игры, рисование на песке в соответствии с целью занятия.
  3. Релаксационное упражнение и/или свободная игра.
  4. Ритуал выхода из песочного мира. Завершая работу в песочнице, ребятишки раз- равнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарно- сти.

Как показывает опыт работы с детьми, при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки нет понятия «не- правильно», ребенок чувствует себя более раскованно и не склонен излишне контроли- ровать и оценивать свои действия, понятия «красивая» или «правильная» в песчаной композиции просто не существует. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успеш- ным, что повышает его интерес к занятиям.

Занятия с песком охватывают все возрастные группы детского сада. Работа ведется небольшими подгруппами по 5-7 человек. Противопоказанием к работе с песком явля- ется аллергия на пыль, кожные заболевания, порезы на руках и легочные заболевания.

Сказкотерапия (дидактическая сказка).

Еще один из   методов   артпедагогики-   сказкотерапия.   Работая   в детском   саду и наблюдая за детьми, проводя мониторинг мы заметили, что в последнее время появи- лось много детей, которые имеют различные проблемы: завышенный уровень тревож- ности, трудность при установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками, плохо развита связная речь. Не все дети одинаково успешно владеют фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь важнейшим условием формирования связной речи. Все люди, не зависимо от возраста любят сказ- ки. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь. Сказкотерапия для дошкольников- интересный и доступный метод работы с детьми. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, «учить» его жизни, выявлять трудности, бороться с ними. Сказка может

в увлекательной форме доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возмож- ность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Это наиболее эффек- тивный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко про- является принцип обучения: учить играя. Дети, как и взрослые все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Поэтому в своей ра- боте мы используем различные приемы сказкотерапии. Каждое занятие строится по определенному плану, обязательным является ритуал вхождения в сказку и ритуал вы- хода из сказки. В зависимости от поставленной цели на занятии, включаем в него раз- личные упражнения: это и игры различной подвижности, игры на развитие речи, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения на воображение, игры для развития мелкой моторики, упражнения на художественно-эстетическое раз- витие. Занятия проходит группами по 10-12 человек. Длительность занятий 20-30 ми- нут.

В результате таких занятий активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Дети начинают активно участвовать в обсуждении, радоваться успеху.

Все эти направления, которые мы используем в работе, помогают каждому ребенку проявить свои способности и таланты, создать ситуацию успеха для каждого из них. Использование артпедагогических игр в работе воспитателя необходимо и актуально в настоящее время.

Библиографический список:

  1. Алексеева Т.А., Баряева Л.Б, Кондратьева С.Ю, Силиванова Л.В.. Под редакци- ей профессора Л.Б.Баряевой. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей.СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  2. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьни- ков. Сам себе арт-терапевт. М., 2003.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Москва.

2010

  1. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
  2. Гнездилов В. Авторская сказкотерапия. СПб.: Речь, 2004
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игроте- рапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  5. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для вос- питателей детского сада. – М., 1985.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Кни- га для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии. СПб.: Златоуст, 2005.
  6. Изотова Е.И.,   Никифорова   Е.В.   Эмоциональная   сфера   ребёнка:   Теория и практика. - М.,2004.
  7. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008.
  8. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  10. Кузуб Н. В., Осипук Э.И.В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогиче- ской песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Вестник практиче- ской психологии образования. 2006. №1.
  11. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  12. Новиковская О. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. Детство-Пресс. 2010
  13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.,

2002.

УДК 373.2 | ББК 74.1 | В38

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 от 07.06.2017 года

ВЕСТНИК

дошкольного образования

_____________________________________________________________________________

№ 24 (99) / 2021

_____________________________________________________________________________

УЧРЕДИТЕЛЬ

ООО «Высшая школа делового администрирования»

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Скрипов Александр Викторович Ответственный редактор: Лопаева Юлия Александровна Технический редактор: Доденков Владимир Валерьевич

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Гайдамакин Федор Николаевич Доставалова Алена Сергеевна Львова Майя Ивановна

Чупин Ярослав Русланович Шкурихин Леонид Владимирович

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Антонов Никита Евгеньевич Бабина Ирина Валерьевна Кабанов Алексей Юрьевич Пудова Ольга Николаевна Смульский Дмитрий Петрович

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА

620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 36 Б Тел.: +7 (343) 200-70-50

Сайт: s-ba.ru

E-mail: redactor@s-ba.ru

При перепечатке ссылка на научно-образовательное сетевое издание s-ba.ru обязательна.

Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редколлегия журнала осуществляет экспертную оценку рукописей.

© ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"

Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по музыкальному воспитанию и образованию ребенка с проблемами в развитии

Материал включает в себя характеристику качеств личности и методы работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии, а так же формы взаимодействия участников образовательного процесса и проектирование ин...

Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....

Современное развитие ребенка. Актуальные проблемы воспитания и образования

В статье рассматриваются вопросы воспитания и образования современных дошкольников. Гаджеты в жизни ребенка- добро или зло...

Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ

Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ». Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребенка. Зад...