Долгосрочный проект по направлению здоровьесбережение детей 6-го года жизни «Здоровье детей в руках взрослых».
проект (старшая группа)

Проект " Здоровье детей в руках взрослых" составлен вместе с о старшим воспитателем. Участники проекта:педагоги старшей группы и специалисты детского сада, родители (законные представители) и дети.Целью проекта является:повышение качества здоровьесберегающей деятельности, направленной на детей 6го года жизни, через сотрудничество с родителями ( законными представителями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект разработали: Куроптева М А.,

Нутрихина Е.В.,

Долгосрочный проект по направлению здоровьесбережениедетей 6-го года жизни

«Здоровье детей в руках взрослых»

                                                   2017-2019г


Постановка проблемы:

Актуальность  сохранения и укрепления здоровья детей ,на сегодняшний день, является приоритетным направлением деятельности всего общества и системы образования в частности.

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  ст.44п.1 определяется, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений с семьей и от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия, доверительности.

На период с 2016-2017г выявилось большое количество пропусков старшей группы детского сада воспитанниками по причине заболеваемости, а также некомпетентность родителей в вопросе профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей.

Проект сотрудничества с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни «Здоровье детей в руках взрослых» разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, он отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников, определяет основные направления, цели и задачи.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и образовательной организацией рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.

Участники реализации проекта:

- педагоги старшей группы и специалисты детского сада– взаимодействуют с родителями и воспитанниками, организуют и проводят мероприятия по плану реализации проекта.

- родители – повышают компетентность по направлению здоровьесбережение детей, путем общения с педагогами, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания  

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

-медицинский работник  - взаимодействует с педагогическим коллективом, родителями и детьми в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, эффективной организации профилактической и оздоровительной работы и контролирует уровень заболеваемости детей.

Цель проекта: Повышение качестваздоровьесберегающей деятельности  направленной на детей 6-го года жизни через сотрудничество с родителями

Задачи:

1Изучить причины заболеваемости детей и уровень компетентности родителей по направлению сохранения здоровья .

2Разработать серию мероприятий направленную на сотрудничество с родителями .

3Презентовать лучший опыт семейного воспитания, семейных традиций здорового образа жизни.

4Проанализировать качество здоровьесберегающей деятельности направленной на детей 6-го года жизни.

Срок реализации проекта: с ноября 2017г по май 2019г.

Предполагаемый результат: создание единого оздоровительно-развивающего пространства в рамках сотрудничества детского сада и семей воспитанников будет способствовать:

  1. Повышению  уровня компетентности родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни и развития дошкольников.
  2. Укреплению здоровья детей 6-го года жизни.
  3. Установлению единства взглядов на процесс воспитания,  оздоровления и развития дошкольников  между детским садом и семьей.

Проект состоит из 4 блоков:

1блок: « Создание условий для оздоровления и физического развития детей»

2 блок: « Система лечебно- профилактической работы»

3 блок: « Организация рациональной двигательной деятельности в ДОО»

4 блок: «Работа с педагогами и родителями по освоению и использованию здоровьесберегающих технологий.»

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный: срок реализации – ноябрь 2017 – январь  2018г

Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

2 этап – основной: срок реализации – февраль 2018г - апрель 2019г

Цель: реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный: срок реализации – май-июль

 2019г

Цель: подведение итогов сотрудничества педагогов и родителей воспитанников в целях повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности  встаршей группе детского сада.

1-й блок

«Создание условий для оздоровления и физического развития детей»

При создании условий для оздоровления и физического развития детей понимается организация предметно-пространственной среды, обеспечение оптимального режима двигательной активности, рациональное построение распорядка дня. Ребенок должен иметь возможность реализовывать свою потребность в игре, движении, воплощении своих фантазий. В детском саду создана материальная - техническая база для оздоровления и физического развития детей: физкультурный и музыкальный залы с соответствующим оборудованием, спортивным инвентарём; медицинский кабинет, кабинет логопеда.

Ведущий фактор укрепления здоровья ребенка – выполнения режима дня. При организации рационального режима дня педагогический коллектив стремится к полной реализации возможности в жизни каждого ребёнка трёх моментов:

- полного удовлетворения потребности в движении

- достаточной индивидуальной умственной нагрузки;

- преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Необходим достаточный по продолжительности дневной сон. Его длительность определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальной потребностью. В связи с этим нет единого подъема после сна,- осуществляется постепенное пробуждение. При организации дневного сна обеспечивается приток свежего воздуха.

Питание организуется с учетом « Норм и питания в детском саду, яслях, санаторных дошкольных учреждений», технологических карт, также в соответствии с нормами Госсанэпидемнадзора.

Разработано сбалансированное меню. (Приложение )

Процесс приёма пищи организуется с учетом временных периодов между завтраком, 2 завтраком, обедом и ужином в пределах 4 часов.

Детям прививаются важные гигиенические навыки:

-мыть руки перед едой;

-после еды полоскать рот;

-пользоваться столовыми приборами;

- тщательно пережевывать пищу;

-аккуратно есть;

-сохранять правильную осанку во время еды.

Прогулка, как обязательный элемент режима дня – надежное средство укрепления здоровья. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года варьирует. (Приложение )

При организации занятий продолжительность определяется согласно возрасту, дается время на отдых, физическую активность во время занятий и между ними, варьируется индивидуальная интеллектуальная нагрузка, включаются задания разного уровня сложности. (Приложение )

Медицинский контроль за физическим развитием  детей в ДОО включает в себя:

 - динамическое наблюдение за состоянием здоровья, уровнем физического развития и функциональных состояний детей при углубленном мед.осмотре;

- медико–педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией физкультурных занятий;

- контроль за санитарно- гигиеническим состоянием группы, спортивного оборудования. одежды и обуви;

- санитарно–просветитильскую работу по вопросам физического воспитания, закаливания, здорового образа жизни, осуществляемую медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физкультуре.


2 блок

«Система лечебно- профилактической работы»

В целях профилактики психоэмоционального напряжения создаются условия для преобладания у детей чувства жизнерадостности и бодрости, веры в себя, свои силы, возможности, уважения к людям и самоуважения, полноты жизни, увлекательной деятельности. Ведущая основа психогигиенического подхода – комплекс душевных качеств педагога и родителя – любовь, ласка, внимание к детям. Для засыпания создаются максимально комфортные условия:, на сон читаются книг устраняются световые и звуковые раздражители. В группах создаются уголки уединения для ребенка, осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.

  Лечебно-оздоровительные мероприятия:

- витаминотерапия ( см . план мед .работника)

-утренняя гимнастика ( ежедневно утром, перед завтраком)

-дыхательная гимнастика (как элемент утренней и бодрящей гимнастики)

- бодрящая гимнастика (ежедневно после дневного сна)

-артикуляционная гимнастика ( ежедневно днем пред обедом)

- игры с массажными мячиками.

Для обеспечения системы закаливания в течение всего времени в детском саду проводится:

- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении ;

- соблюдения режима прогулок;

- сон при открытых фрамугах;

- гигиенические процедуры;

- сон без маек.

3-й блок

Организация рациональной двигательной активности

Двигательная деятельность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка.

Модель двигательного режима в старшей группе.

Вид занятий

Особенности организации

Длительность, мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно.

В летний период на открытом воздухе

10-15

Двигательная разминка

Ежедневно во время перерыва между НОД

7-10

Физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания НОД

3-5

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно физические упражнения +2 подвижные игры в 1-ой половине дня

25-30

Оздоровительный бег

Два раза в неделю, подгруппами во время прогулки

3-7

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время прогулки

12-15

Гимнастика после дневного сна

По мере пробуждения и подъема детей

10

НОД по физической культуре

3 раза в неделю, согласно сетке занятий, возрасту детей, времени года

 -

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе

Зависит от индивидуальных особенностей детей

Неделя здоровья (каникулы)

2-3 раза в год (последняя неделя квартала)

Физкультурно-спортивные праздники

4 раза в год

75-90

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях  

Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, недель здоровья, посещения открытых занятий

С целью предупреждения утомления детей проводятся дни здоровья, каникулы в детском саду. В эти дни отменяются  все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, досугами, физкультурными занятиями, трудом в природе, художественным творчеством. Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся 1 раз в квартал.

4-й блок

«Работа педагогов с родителями по освоению и использованию здоровьесберегающих технологий»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.

Совместная работа с семьей строится на следующих положениях:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и физического развития детей;

 - целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания и т.д.;

 - ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье, обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (разнообразным приемам закаливания, массажа, дыхательной гимнастики, фитотерапии и др.);

 - проведение дней открытых дверей для родителей с просмотром и организацией разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;

- совместные физкультурные досуги, праздники.


Календарный план реализации проекта

«Здоровье детей в руках взрослых»

1 этап – подготовительный. Срок реализации: ноябрь 2017 - январь 2018г

Мероприятия

Задачи

Ответственные

1

Анализ посещаемости детей и причин заболеваемости  за 2016-2017 уч. г

Проанализировать состояние здоровья детей  

Педагоги старшей группы, медик

2

Анкетирование родителей по вопросам сохранения здоровья детей.

Изучить уровень компетентности родителей по здоровьесбережению детей.

Педагоги старшей группы

3

Анализ опыта работы детских садов по направлению сдоровьесбережение.

1.Формирование  банка методических идей по реализации проекта

Педагоги старшей групп,физрук, мед. работник.

2 этап – основной. Срок реализации: февраль 2018г - апрель 2019г

Мероприятия

     Задачи

срок

Ответственные

Реализация работы с родителями

1

Заседание родительского комитета

Ознакомить членов родительского комитета с планом реализации проекта.

Внести дополнения и изменения с учетом мнения родителей

февраль  2018г

Творческая группа педагогов

2

Тематическое родительское собрание

Презентовать основные направления деятельности по реализации проекта

Март  2018г

Педагоги

2

Совместные споривно-оздороавливающиемероприятия

Повысить интерес родителей к данному виду совместной деятельности.

В соответствии с годовым планом на группе

творческая группа педагогов

3

Круглый стол по вопросам сохранения здоровья детей.

Сотрудничать с

 родителями в представлении лучшего семейного опыта в данном направлении.

Апрель 2018г

Педагоги

5

Оформлении тематических выставок, пропагандирующих здоровый образ жизни

Сотрудничать с

 родителями в представлении лучшего семейного опыта в данном направлении

Июнь 2018г

декабрь, 2018г

июнь 2019г

творческая группа педагогов

6

Психологический тренинг «Коррекция детско- родительских отношений»

Оказать информационную поддержку родителям в данном направлении.

Ноябрь 2018г

Педагог - психолог

7

Установка бруса и лесенки на участке

Обогатить РППС через сотрудничество с родителями

Июнь 2018г

Педагоги

8

Создание тематических памяток для родителей, работа в родительском уголке группы

Повышение педагогической компетенции родителей воспитанников

В соответствии с годовым планом

творческая группа педагогов


3 этап – заключительный. Срок реализации: май - июль 2019г

Мероприятия

Содержание деятельности

срок

ответственные

1

Диагностика физ.развития и состояния здоровья детей.

Проанализировать уровень развития детей и заболеваемость.

Апрель 2019г

творческая группа педагогов( воспитатели, физрук, психолог), медик

2

Совещание творческой группы педагогов и специалистов

Подвести итоги сотрудничества педагогов, специалистов и родителей в рамках реализации проекта.

Май

2019г

Педагоги и специалисты

2

Родительское собрание

Ознакомить родителей с результатами реализации проекта

Май 2019г

Педагоги

4

Презентация результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете

Поделиться опытом приобретённым в ходе реализации проекта с коллегами

Июнь 2019г

Ст.воспитатель, творческая группа педагогов

5

Создание папки по итогам реализации проекта

Обобщить опыт работы

Июль 2019г

Педагоги

Реализация взаимодействия «воспитатели – родители – дети»

Мероприятие

Дата проведения

Участники

1

«День здоровья» - спортивное мероприятие в физкультурном зале

Апрель 2018

Воспитатели, дети, родители, мед. сестра

2

«Праздник воды»-закаливающее мероприятие на свежем воздухе

  Июль 2018г

Воспитатели, дети, родители, мед. сестра

3

«Папа, мама и я – здоровая семья» - спортивное мероприятие на свежем воздухе

Май 2018г

Воспитатели, дети, родители

4

«Будь здоров»- спортивное мероприятие на свежем воздухе

Сентябрь 2018г

Воспитатели, дети, родители

5

«Детско – родительские отношения» -тренинг для психоэмоционального восстановления взаимоотношений «родители-дети»

Ноябрь 2018г

Педагог-психолог, родители, дети

6

«Зимние прогулки»- совместные выходы на стадион

Декабрь 2018г

Январь 2019г

Воспитатели, физрук,родители, дети, мед сестра

7

Экспериментально-исследовательская деятельность для активации у детей интереса к здоровому образу жизни

Апрель 2019г

Воспитатели, дети, родители

8

«Профилактика заболеваний детей» - практическое мероприятие, с участием мед. работника

Май 2019г

Воспитатели, родители, дети, мед сестра

Условия реализации проекта.

Материально-технические: физкультурный инвентарь, физкультурный участок, стадион, физкультурный зал,  мультимедийное оборудование, кабинет медика, кабинет психолога, РППС.

Информационные: наличие интернета, литература.

Кадровые: наличие медика, психолога, физрука.

Риски:

1.Отсутствие посещаемости детьми детского учреждения в связи с карантином.

2Изменение педагогического состава.

3Отказ родителей от проведения закаливающих процедур.

4Участие одних и тех же семей в мероприятиях.

Меры устранения и минимизация рисков:

1Коррекция календарного плана мероприятий, учет эпидемиологической ситуации.

2Поиск замены выбывшего педагога или взятие его функций на себя.

3Убеждение и информирование родителей о пользе закаливающих процедур.

4 Формирование интереса родителей в данном направлении.

Оценка перспективы развития проекта.

Данный проект можно вынести для рассмотрения на педагогический совет, откорректироватьего с учетом возрастных особенностей детей разных групп и реализовать в рамках всего детского учреждения.


Список литературы:

  1. В. Ф. Базарный. Развивающее здоровье принципы конструирования учебно-позновательной деятельности в детских садах и школах
  2.  Говорушина Т.К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: / Т.К. Говорушина. — Великий Новгород, 2005.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб., 2001.
  4.   Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды / И. Арон, Л. Киселёва, Н. Кузнецова // Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий – 2011. — №1.
  5.   Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2.
  6.    Юрченко М.В. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ-начальная школа» / М.В. Юрченко // Образование и наука – 2007. — №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых»

Проект : "Здоровье детей в руках взрослых"...

Логопедический проект "Здоровье детей в руках взрослых"

Что самое главное в нашей жизни? Конечно,здоровье! Дети должны учиться заботиться о своем здоровье и поддерживать здоровый образ жизни в дальнейшем....

Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области» для детей старшей группы

Данный проект воспитательной направленности предназначен для работы с детьми в старшей группе. В ходе реализации данного проекта у детей формируются элементарные представления о нашей малой родине - г...

Долгосрочный проект Экологической направленности для детей 6 – 7 лет группы комбинированной направленности (для детей с ТНР) «Бросим природе – спасательный круг!»

Направление реализации проекта: Создание нового культурного образа ДОУ, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъе...