Картотека игр с песком
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Машанова Наталья Юрьевна

Знакомство детей с песком, его свойствами. Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_peskom.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

 «Песочные человечки»

Цель: Познакомить с песочным столом, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; снизить психофизическое напряжение.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь играть в песочницу, можно сказать ребенку «Мы идем в гости к песочным человечкам» или «Мы идем играть с песочными человечками».

 «Следы на песке»

Цель: Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; развитие тактильной чувствительности и воображения.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

 Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку, игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать, превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру палочки.

«Песочные часы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь, динь, динь! Пора вставать!»

«Тик-тик-так! Пора гулять!»

«Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные

Часики песочные»

Вам понадобятся две воронки – большая и маленькая. Их можно сделать своими руками из пластиковых бутылок. Воронки разного размера позволяют объяснить ребенку, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их – из одной песок уже высыпался, а из другой все еще сыпется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

 «Игрушки-потеряшки»

Цель: Развитие зрительного и тактильного восприятия.

 Где ж у нас игрушки

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

 Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую нужно вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.) Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз.

«Мышонок»

Цель: Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие умений выполнять действия по инструкции.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади,

Мышонок, выходи!

При словах «Ночь на дворе, мышонок в норе» -  ребенок засовывает руку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке - потихонечку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться ее («не потревожить мышонка»). Ладошка очищена от песка – «Ночь позади, мышонок, выходи!». Отряхните с ладошки ребенка остатки песка – «Вот он, мышонок!»

«Матрешки»

Цель: Научить ребенка выкладывать камешки по контуру на песке, установление закономерностей.

 У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.).

Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки».

Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.

Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: Развитие и расширение представлений ребенка о рукотворном мире человека.

Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 «Козлик»

Цель: Закрепление сенсорных эталонов и представлений «высокие – низкие».

Строим горы из песка,

 Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика».

Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.

Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами.

Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

 «Речка и ручеек»

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка, научить пользоваться мокрым песком, стабилизация эмоционального состояния.

Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный— короткий».

«Тигр в клетке»

Цель: Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки...

А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.

«Поваренок»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.

 

«Железная дорога»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо? Мчится поезд по пескам —

Кто-то едет в гости к нам! Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий —

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков —

Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

«Стадион»

Цель: Научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

Вот идёт футбольный матч,

Высоко взлетает мяч. Гол забит! Ура, ура!

Продолжается игра.

Устройте в вашей песочнице маленький «стадион». Чтобы слепить «футбольные ворота», сначала сделайте из мокрого песка заборчик. Зажмите песок ладонями так, чтобы получилась невысокая стеночка. Теперь сделайте «ворота» в виде буквы «П». Небольшим совочком можно загонять в ворота маленький резиновый или пластмассовый шарик. Можно поиграть и в «волейбол». Слепите длинную стенку. По обе стороны от неё расставьте «игроков» — мелкие игрушки. Перебрасывайте шарик через песочную стенку, стараясь не повредить её. Шарик для «волейбола» можно сделать из фольги.

 «Здравствуй песок».

Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.

Педагог просит по «поздороваться» с песком, то есть различными способами дотронуться до песка, всей ладошкой – внутренней, затем внешней стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями.

«Чувствительные ладошки».

Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.

Педагог предлагает детям положить ладони на песок, закрыть глаза, почувствовать, какой он. Открыть глаза, рассказать, что они чувствовали. Сделать то же самое, повернув ладони другой стороной. Скользить по поверхности песка как змейка или машина. Поиграть на поверхности песка как на пианино.

"Песочный дождик".

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

"Необыкновенные следы".

Цель: развитие тактильной чувствительности.

1. "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 «Отпечатки рук".

Цель: учить совместному действию; развивать тактильно-двигательное восприятие.

На ровной поверхности чуть влажного песка взрослый предлагает ребенку по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок.

 «Норки для мышки».

Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 «Заборчики».

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

«Игра на пианино».

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

 

«Собери грибы».

«Ты корзину в лес бери,

Там грибы мне собери.

Удивишься ты,мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Рыжики, волнушки

Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

«Хлеб».

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») Затем произвольно лепит изделия.

 «Загадка».

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

«Бусы для мамы».

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

"Угадай пальчик".

Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.

 «Такие разные настроения».

Цель: знакомств со способами и приемами рисования на песке, развитие эмоциональной сферы. Детям предлагают нарисовать на песке лица с различными настроениями.

«Картина из загадок».

Цель: развитие ориентировки на плоскости.

Детям предлагается разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина.

Загадки:

Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит.

(солнце)

Ветер – пастушок затрубит в свой рожок,

Собрались овечки у небесной речки.

(облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо – мостик подвесной.

(радуга)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее –беда:

Она их главная еда. (трава)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игры с песком

В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...

Картотека игр с песком.

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....

Картотека игр с песком

Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...

картотека игр с песком

картотека игр с песком для младшей группы....

Картотека игр с песком, водой и камнями.

Картотека игр с песком, водой и камнями....

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...