выступление на педагогическом совете
материал (подготовительная группа)

Мелихова Ирина Владимировна

трансляция педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы28.34 КБ

Предварительный просмотр:

      В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма» .Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

     Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

       Наблюдения показывают, что при поступлении в детские образовательные учреждения значительное число детей имеют низкие возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств – скорости, выносливости, мышечной силы. Треть детей дошкольного возраста имеет неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии. В связи с этим переменами предъявляются высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности. Мы все понимаем, что живём в мире, который кардинально поменялся. Мы даже не можем представить, какие изменения могут ждать нас впереди. И сейчас мало оставаться просто профессионалом своего дела, работать только в своей стезе и не развиваться. Какими качествами должен обладать сейчас человек, чтобы быть успешным : быть профессионалом, целеустремленным, гибким, обучающимся, уметь работать в команде.

       Поэтому усиливается  оздоровительная роль в ДОУ, так как решать вопросы творческого развития дошкольника можно только тогда, когда воспитанники не болеют, когда они здоровы. В настоящее время одними  из приоритетных задач , стоящих перед нашим ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения..   формированию у дошкольников представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Поэтому  моя  задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, научить оценивать свои физические возможности, привить ребёнку правильное отношение к своему здоровью.

Для решения этих задач определила тему опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

       Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей  решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного общества. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада. Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.

      Цель:

            Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование специальных  методов и приёмов и реализацию современных здоровьесберегающих технологий.

      Задачи:

  • Изучить и апробировать систему  методов и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей.
  • Внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
  • Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению здоровому образу жизни, вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленного  на формирование основ здорового образа жизни..

        Ожидаемые результаты

  • Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Позитивные изменения в развитии детей - познание себя через окружающий мир; формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья. Снижение случаев заболеваемости каждым ребёнком;

Чтобы обеспечить работу по данной теме на первом этапе проанализировала научно – методическую литературу, ресурсы интернета. После этого все оздоровительные мероприятия, осуществляемые в процессе воспитательно - образовательной работы, планировала на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку других специалистов ДОУ, участников педагогического процесса.

         Мою группу посещают дети с разным уровнем физического развития: воспитанники с избыточным весом, дети с низким уровнем физического развития, несоответствующим биологическому возрасту, дети с болезнями костно-мышечной системы, воспитанники с особыми образовательными потребностями. Вся работа по формирования здорового образа жизни воспитанников строится с учётом их индивидуальных возможностей.

Оценивая физическую подготовленность детей целесообразно исходить из таких особенностей каждого ребенка, как его индивидуальный уровень физической подготовленности, качество сформированности двигательных умений и навыков, состояние основных физических качеств и связанных с ними способностей, степень гармоничности соответствующих показателей.

Ознакомившись с картами здоровья, я провела мониторинг для того, чтобы оценить исходный уровень развития каждого ребёнка, чтобы определить оптимальную для каждого ребёнка  «ближайшую» зону его развития.. В дальнейшем выстраиваю индивидуальную траекторию образовательной работы и прослеживаю динамику развития.

В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы : Физкультурные занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, гимнастика после сна , физкультурные досуг, спортивные праздники.

       Конечно, организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию является основной формой физического развития.

Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре, изменять темп упражнений, изменять интервал отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные «станции» отдыха, варьировать способы и условия проведения упражнений.

      Я считаю, что индивидуализация процесса физического воспитания детей дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если она осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей развития, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми. 

Детям нравятся сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе. Тематика таких занятий соответствует возрастным возможностям детей: «Репортаж со стадиона», «Цирк», «Поездка на дачу», «Страна спорта и здоровья», сказочные сюжеты – «В гости к Пере Богатырю», «Буратино». Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Сюжетные занятия открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Следующий вид физкультурного занятия - тренировочное занятие.

На тренировочном занятии закрепляются основные виды движений. Такие занятия обеспечивают возможность многократно повторить движения, потренироваться в технике его выполнения. Увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении оптимальной физической нагрузки.

Физкультурное занятие в форме круговой тренировки

Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможности детям проявить творчество и инициативу. Занятия, построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.

Музыкально-ритмические занятия

Процесс обучения упражнениям в основном построен на реализации дидактических принципов. Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительное значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. Эти занятия нравятся детям. Они обеспечивают тесную взаимосвязь между воспитателем и музыкальным руководителем.

Организованная образовательная деятельность с детьми в детском саду, проводятся не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей. В оздоровительные занятия включаются элементы массажа и самомассажа, специальные упражнения, направленные на улучшение работы функциональных систем организма. Например, упражнение «Домик» – дается на формирование правильной осанки; упражнение «Черепаха» – благотворно влияет на нервную систему, укрепляет позвоночник; «Лодочка» – нормализует давление, благотворно воздействует на нервную систему.

Также на таких занятиях используются приемы релаксации, психомышечной тренировки, которые включают в себя определенные специфические упражнения, тренинги. Все эти виды занятий, на мой взгляд, дают положительный результат.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что «Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

В ФГОС ДО п.3.2.1 говорится о том, что нужно уделять особое внимание положительному взаимодействию детей между собой и стимулировать их общение. В нашу группу ходят дети с особыми образовательными потребностями, которые зачисляются в течение года, поэтому для работы с вновь прибывшими детьми на физкультурных занятиях использую игровые упражнения Е.А. Смирновой : «Знакомство», «Общий круг», «Самопрезентация», «Комплимент», которые предполагают создание благоприятной атмосферы, сокращение эмоциональной дистанции для скорейшей адаптации на первом этапе.

На втором этапе, применяю построения и перестроения в паре и тройках, общеразвивающие упражнения в паре и четверках, подгруппах с предметами и без них, основные движения в паре, планирую сближать детей друг с другом, настраивать их на работу через активизацию совместной деятельности. Также провожу игры: малоподвижные игры «Чье звено быстрее соберется», «Найди и промолчи», «Ель, елка, елочка»; подвижные игры большой подвижности, в которых выбираются два водящих: «Белые медведи», «Волк во рву», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Догони свою пару»; игровые упражнения психологической направленности (Е.О. Смирновой): «Переходы», «Передай движение».

На третьем этапе идёт формирование способности детей видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему. Для этого дошкольникам предлагаются игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», направленные на развитие способности увидеть другого, почувствовать одно общее с ним задание. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике, его действиях, внешности, мимике, жестах.

На четвертом этапе формируются умения детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Так, в игре «Сороконожка» дети вставали друг за другом со своими друзьями, следующий вариант игры предполагал расставлять детей не по их желанию, а по принципу — кто с кем меньше общается.

На пятом этапе проводятся подвижные игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке» и др., направленные на переживание общих эмоций, способствующие объединению детей и вызывающие желание поддержать друг друга в затруднительной ситуации.

      Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

       Используемая мною комплексная система оздоровления детей, а также организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно- оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении заболеваемости и улучшения физического развития детей. кроме того, все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санаторно-гигиенические навыки, приспосабливают ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды - словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства. наблюдается позитивная динамика в развитии физических качеств, навыков личной гигиены; дошкольники имеют элементарные представления о полезности и целесообразности физической активности; у детей развит интерес к физкультурным занятиям, подвижным играм, соревнованиям, эстафетам; заметно снижение заболеваемости детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 компенсирующего вида» г. Печора

"Опыт работы по формирования здорового образа жизни воспитанников

                    с учётом их индивидуальных возможностей»

 

Подготовила: воспитатель:

                                                                                                              Мелихова Ирина Владимировна   

Печора, 2021

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...