Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
статья
Движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей, положительно влияют на развитие детской речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruka.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ,
«Рука- это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
Ребенок только родился- и уже осуществляет характерные хватательные движения (сжимает и разжимает кулачок).Это движение является первым и останется главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом- ходьба, бег, прыжки.
С рождения до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти (поглаживает и растирает ладошки вверх-вниз; разминает и растирает каждый пальчик). Затем он сам совершает рефлекторные движения- схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки.
С четырех- семи месяцев у ребенка появляются произвольные движения- он захватывает резиновые игрушки, бусы. С шести месяцев поднимает игрушку. рассматривает ее, перекладывает. С семи месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, матрешку, складывать кубики. На протяжении многих лет бабушки и мамы играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки (например, «Сорока- белобока»)
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три- четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Следовательно, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как психолог, я часто применяю в своей работе пальчиковые гимнастики.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, формируют умение вслушиваться и понимать смыл речи, повышают речевую активность ребенка.
-Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
-Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
-Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
-У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
-В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
1 группа. «Упражнения для кистей рук» (например, «Моем руки, «Заготавливаем капусту», «Месим тесто», «Флажки» и т.п.)
- развивают подражательную способность. Достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. «Упражнения для пальцев условно статические» (например, «Зайчик», «Очки», «Человечек» , «Вилка» и т.п.).
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. «Упражнения для пальцев динамические» (например, «Домик», «Семья», «Пальчики ложатся спать», «Дружные ребята»).
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Но нужно помнить, любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около пяти минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Консультативный материал для воспитателей и родителей...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Рука ребен...