Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
статья (младшая группа)

Движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие ребенка, положительно влияют на развитие детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

                               ДОШКОЛЬНИКОВ,       

               «Рука- это вышедший наружу мозг человека»

                                                           И.Кант

Ребенок только родился- и уже осуществляет характерные хватательные движения (сжимает и разжимает кулачок).Это движение является первым и останется главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом- ходьба, бег, прыжки.

С рождения до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти (поглаживает и растирает ладошки вверх-вниз; разминает и растирает каждый пальчик). Затем он сам совершает рефлекторные движения- схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки.

С четырех- семи месяцев у ребенка появляются произвольные движения- он захватывает резиновые игрушки, бусы. С шести месяцев поднимает игрушку. рассматривает ее, перекладывает. С семи месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, матрешку, складывать кубики. На протяжении многих лет бабушки и мамы играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки (например, «Сорока- белобока»)

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три- четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Следовательно, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Как психолог, я часто применяю в своей работе пальчиковые гимнастики.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, формируют умение вслушиваться и понимать смыл речи, повышают речевую активность ребенка.

-Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

-Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

-Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

-У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

-В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

1 группа. «Упражнения для кистей рук» (например, «Моем руки, «Заготавливаем капусту», «Месим тесто», «Флажки» и т.п.)

- развивают подражательную способность. Достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. «Упражнения для пальцев условно статические» (например, «Зайчик», «Очки», «Человечек» , «Вилка» и т.п.).

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. «Упражнения для пальцев динамические» (например, «Домик», «Семья», «Пальчики ложатся спать», «Дружные ребята»).

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Но нужно помнить, любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около пяти минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультативный материал для воспитателей и родителей...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.      Рука ребен...