Статья "Особенности организации двигательного режима с детьми с ОВЗ"
статья (старшая группа)

Лукьянченко Елена Сергеевна

   Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.  Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

     

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     Особенности организации двигательного режима с детьми с ОВЗ

      Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.      

      При разработке рационального двигательного режима важно:

         - обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности;

        - предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

     Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.  

      Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

    Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, свойственно отставание в развитии двигательной сферы:

  • Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
  • Нарушение общей моторики (лазание, прыжки в длину, метание);
  • Нарушение ручной моторики;
  • Общая скованность и замедленность в выполнении движений;
  • Дискоординация движений;
  • Несформированность функций равновесия;
  • Недостаточное развитие чувства ритма;
  • Нарушение ориентировки в пространстве;
  • Замедленность процесса освоения новых движений;
  • Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
  • Трудности вызывают выполнения движений по словесной инструкции, особенно, многоступенчатой инструкциям.
  • Недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
  • При выполнении заданий и даже играя, дети быстро утомляются, теряют интерес к происходящему.

      Поэтому большая работа группе компенсирующей направленности направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности.

     Двигательный режим детей конструируется с учётом психофизических особенностей и возможностей детей, рационально сочетая организованные формы и виды двигательной деятельности, и самостоятельные двигательные действия.

      Это дает возможность каждому ребенку, на основе индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, проявить самостоятельность, инициативу и творчество.

      Для организации физической активности детей и их оздоровления используются разнообразные формы двигательной деятельности:

Утренняя гимнастика

  • традиционная;
  • на основе подвижных игр;
  • с использованием полосы препятствий.

Физкультминутки.

Двигательные разминки (динамические паузы).

Гимнастика пробуждения после дневного сна.

Дорожка здоровья с закаливающими процедурами (мероприятиями).

Подвижные и хороводные игры в помещении и на воздухе.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Активный отдых детей

Самостоятельная двигательная активность.

Утренняя гимнастика. 

      Является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Мы используем разные формы проведения гимнастики: традиционная (с предметами и без предметов), на основе подвижных игр, с использованием полосы препятствий, логоритмическая гимнастика.

Утренний круг.

       Во время утреннего круга мы используем логопедический коврик, Робо – мышка доходит до определённой картинки и дети выполняют различные гимнастики и упражнения для развития двигательной активности.

Физкультминутка

       Кратковременные физические упражнения - проводятся в процессе образовательной деятельности. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.

        С коррекционно – развивающей целью мы используем игры на координацию речи с движением. Где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

        Физкультминутки проводим  в форме упражнений общеразвивающего  воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений, игровых и логоритмических упражнений.

Двигательные разминки (динамические паузы) проводим ежедневно между занятиями. Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.

Игровые упражнения  хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени. Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению двигательной активности детей.

Двигательная разминка состоит из  игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Прыгни, как я», «Посмотри и повтори», «Удочка», «Перенеси палочку», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.

 Гимнастика пробуждения после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

После разминки в постели, самомассажа дети по очереди проходят по «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия и переходят к закаливанию по мокрым дорожкам.

  Подвижные, хороводные, игры - эстафеты в помещении и на воздухе.

     Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, подвижные игры и упражнения обеспечивают ускорение развития речи, что особенно важно для детей с ОВЗ.

      Подбор подвижных игр мы осуществляем в соответствии с комплексно – тематическим планированием, в соответствии с изучаемой лексической темой.

 Индивидуальная работа по развитию движений.

Активный отдых детей. Физкультурные развлечения, праздники, дни и недели здоровья.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

      В группе оборудован физкультурный уголок для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

      Включает в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

      Меняется в зависимости от игры и предоставляет достаточно места для двигательной активности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Консультация для родителей: «Роль физкультминуток и организация двигательного режима для детей с речевыми нарушениями»

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что...

Организация двигательного режима в ДОУ

Двигательный режим в нашем ДОУ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Оптимальная организация двигательного режима дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3Тема: Оптимальная организация двигательного режима дошкольников. Цель: Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства....

Организация двигательного режима дошкольников в течение дня

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё дале...

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...