Проект по работе с родителями "Счастье родителей в здоровье детей!"
проект (старшая группа)

Липагина Наталья Викторовна

Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями в области сохранения и сбережения здоровья детей на современном этапе. В проекте представлены традиционные и интерактивные методы методы работы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovaya_semya.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по работе с родителями.

        

2019 г

Информационная карта проекта

Тема: «Счастье родителей в здоровье детей!»

Инновационный проект по работе с родителями

.

Автор проекта: Липагина Наталья Викторовна

Участники проекта: Воспитатели; родители воспитанников; дети.

Срок реализации: 1 год.

База экспертной работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 16 г. Феодосии «Якорёк»

Актуальность:

В России сложилась, крайне  отрицательная, демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может по численности восполнить убыли  населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Данный пример говорит о  возможной социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью  и состоянием здоровья будущего поколения России.

Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об  обеспечения выживания, защиты и развития детей. Подписанное президентом В. Путиным «Постановление о повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»,  показало беспокойство государство за будущее  страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации  своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которого является сохранение и укрепление  здоровья детей и подростков на всех этапах развития. В «Концепции модернизации  российского образования» четко определена задача  достижения  нового современного качества образования за счет обновления  содержания образования  и совершенствования механизма контроля за его качеством.

        Данная проблема   обозначена в приказе Минобрнауки России   «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы  дошкольного образовании» и «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников и обучающихся»

Детство - уникальный период в жизни человека,   в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания  в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.

По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья  детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9 % от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7 %  дошкольников здоровы, 30-35 % страдают хронические заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Родители играют  огромную роль в сохранении и укрепления здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить  ребенку элементарные навыки  гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего процесса  и в ДОУ и в своих семьях дома.

Таким образом, эффективность здоровьесбережения обусловлена:

  • необходимостью повышения результативности педагогического процесса;
  • усиления его здоровьессберегающей и здоровьеформирующей направленности;
  • доминированием традиционных подходов  над нетрадиционными.

Описание проекта

Предлагаемый проект представляет собой систему   работы с родителями в области здоровьесбережения.

В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с родителями.

Проект  адресован работникам дошкольного образовательного учреждения, может быть использован родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.

Цель: Изучение и внедрение в практику  новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам здоровьсбережения дошкольников.

Задачи:

1.Изучение новых  здоровьесберегающих технологий  в ретроспективе и на современном этапе.

2. Выявление  интерактивных форм  и методов  взаимодействия  детского сада и семьи   по охране и укреплению  здоровья детей.

3.Разработка методических  рекомендаций  для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказание  адресной  квалифицированной  помощи родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ, специалистами детского центра «Здоровья».
4.Повышение педагогической культуры родителей по здоровьесбережению детей, путем  использования интерактивных форм.

5.Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Объект:

Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесбережения детей.

Предмет: Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе сотрудничества педагогов и родителей

Гипотеза:

Совместная деятельность  педагогов и родителей по  формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем  достижение хороших результатов  ребенка в школе  будет успешным, если будет:

- обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;

- процесс сотрудничества педагогов ДОУ, родителей и  сотрудников детского центра «Здоровье» организован как  технология коллективного дела по охране и укреплению здоровья дошкольников;

-использованы традиционные и интерактивные формы и методы  роботы с родителями по оздоровления детей;

- спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей и системность ее реализации;

- создано здоровьесберегающее пространства в ДОУ и семье с учетом   интересов ребенка, его возрастных и  индивидуальных особенностей.

Теоретическая  и практическая значимость:

- в разработке  плана сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы  с родителями.

- в разработке критериев, показателей и методик диагностики здоровья дошкольников, доступных в педагогической практике ДОУ;

- в разработке критериев  диагностики  родителей (опросы, анкетирование, тестирование)  для повышения эффективности взаимодействия с родителями;

- в разработке методических рекомендаций по содержанию и методике проведения традиционных и интерактивных форм работы  с родителями.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ  методической литературы.

2. Изучение и анализ  опыта работы  по оздоровлению детей.

3. Обследование детей дошкольного возраста.

4.Диагностика детей.

5.Анкетированиепедагогов, родителей.

Новизна проекта:заключается в разработке интерактивных  форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровления детей.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников;
2. Повышение уровня физической подготовленности;
3. Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса;
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала;

6.Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье осуществляется с учетом   интересов ребенка, его возрастных и  индивидуальных особенностей.

Сроки реализации  проекта

1этап. Предварительный: ноябрь 2019

2 этап. Практический: ноябрь 2019- июль 2020 года

3 этап. Обобщающий:  август 2020 года.

Контроль за реализацией проекта

Критерии оценки реализации проекта:
— состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.
— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
— диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

Итоговое мероприятие для родителей: пресс-конференция  «Итоги работы по проекту»

Итоговое мероприятие для  детей: Развлечение «путешествие в страну Чистоты и здоровья».

         Краткое содержание проекта «Счастье родителей в здоровье детей!»

 Автор проекта:    Липагина Н.В.

Этапы проекта

      Действия    

      педагогов

Действия детей

Действия членов  

семьи и    

     социальных    

      партнеров

Подготовительный

1.Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической  и медицинской литературе.

Ожидаемые результаты

Понимание отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме.

Подбор и анализ литературы.

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, обследование, тестирование)

Участие в тематических беседах: «Что такое семья?» (р.р)

 Планируемые продукты деятельности: творческие работы в виде рисунков, фотоколлаж. (х.э. р)

Ожидаемые результаты: формирование тесного взаимопонимания с старшими.

 Знакомятся с планом мероприятий по проекту.

Ожидаемые результаты: привлечение семьи к формированию доверительных партнерские отношения с детьми и педагогами

2.Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству

Ожидаемые результаты

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания и оздоровления.

Создание информационного банка о семье. —

3.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

Ожидаемые результаты:

Знакомство родителей со средствами физического воспитания детей.

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения всех категорий родителей воспитанников    для реализации установки на здоровьесбережение в домашних условиях.

4.Информирование родителей о результатах обследования детей (медицинский осмотр и диагностика)

Ожидаемые результаты:

5.Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях

Ожидаемые результаты:

Самоотчеты родителей

Повышение компетентности родителей по  вопросам здоровьесбережения.

2.Консультация для родителей  «Роль семьи  в оздоровительной работе  с детьми».

Индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.

Открытие клуба  «Здоровый ребенок»: «Возможные трудности привыкания и адаптации ребенка к условиям детского сада».
 

Ожидаемые результаты

Поддержка каждой семьи в период адаптации.

Составление картотеки: «Портрет семьи», «Паспорта здоровья»

Сбор данных для составления социального паспорта группы


3.Работа с группой риска, выявление проблемы (беседы, наблюдение, тесты, опросы).

Семинар-практикум «Критерии здоровья».

Ожидаемые результаты:

Получение обратной связи с данной группой родителей

4.Беседы с родителями, консультирование: «Здоровье-главное богатство»

Ожидаемые результаты: Совместное обсуждение полученных сведений о здоровье  детей.

5.Устный журнал для родителей: «Организация игротеки для детей и взрослых.

 «Тренируем пальчики - развиваем речь».

Ожидаемые результаты:

использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями.

Общая лекция врача-педиатра: «Позаботьтесь о своем здоровье».

Общее родительское собрание: «Роль  семьи и  детского  сада в формировании здоровья детей проводится заведующим

Сочинение родителей: «Мой ребенок»  в портфолио  дошкольника.

Помощь музработника для создания устного журнала:  подготовка консультации

«Музыка и гиперреактивность, охрана голоса детей»;

учителя-логопеда подбор материала к устному журналу: «Тренируем пальчики - развиваем речь».

Ожидаемые результаты:

Просвещение родителей по теме.

Деятельностный

1.Познакомить родителей со здоровьесберегающими методиками и технологиями.

2.Расширить знания родителей по проблемам воспитательно-образовательного и оздоровительного развития детей

3.Обучить родителей  традиционным и инновационным методам и приемам оздоровительной работы  с детьми

1.Групповые  родительские собрания: «Задачи обучения, воспитания и оздоровления детей в детском саду и семье»

(Интеллектуальная игра «Брейн - ринг» на тему: «Зная «Азбуку «АУ», я в беду не попаду!»)

2.Конференция: «Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье».

Почта для родителей.

Выпуск газеты для родителей: «Здоровье».

Создание «Шкатулки вопросов

Папка - передвижка «Вредные привычки родителей, их влияние на развитие здорового ребенка»,

3.Дни открытых дверей: «Добро пожаловать в детский сад»

Мастер-класс  «Нестандартное оборудование, используемое в работе с детьми».

Групповые  физкультурно-музыкальные развлечения.

Деньздоровья

Показ презентации «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» пресс-конференция

сбор фотографий о семейных походах летом, зимой на лыжах, катание на коньках, горках,

— составление рассказов «Вместе весело шагать»;

—рассуждение на тему: «Моя семья и спорт».(Р.Р)

Детское творчество:

— Рисунки «Моя спортивная  семья». (х.э.р)

— Совместный фотоколлаж с родителями: «Семейные традиции».

Дидактические игры: «Полезно- неполезно», «Витаминный салат», «Овощи, фрукты», (Физ. развит» «Пазлы»(какой витамин в этом продукте),

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека» (Соцкомуник  р.)

П/и «Найди свой витаминный домик».

Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют членов своей семьи, посещают родительские собрания и участвуют в них.

3Посещение родителями НОД, кружков, зарядок, развлечений.

Участие родителей в Дне здоровья

(совместная с детьми прогулка по тропе Здоровья , спортивные игры на спортивной площадке)

Помощь физинструктора в организации и проведении Дня здоровья

.

Участие родителей в пресс-конференции

Заключительный

1.Определение наиболее эффективных форм в работе с семьей.

Ожидаемые результаты:

Обработка результатов анкетирования.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания  по оздоровлению детей.

2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания

3Стимулирование творческой деятельности родителей в формировании здорового образа жизни детей.

4.Теоретическая и практическая обоснованность результатов.

Ожидаемые результаты:

Распространение опыта работы  на муниципальном уровне.

Анкетирование, наблюдение.

Тренинг: «Что я знаю о сохранение здоровья своего ребенка?»

2.Создание детско-родительских проектов.

3.Семинар: «Игры, которые лечат»

Творческий отчет семейного клуба:

- «Здоровый ребенок»;

Групповые туристические мини-походы с родителями.

Ожидаемые результаты:

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление галереи детского творчества, выставки совместных работ, аукционы.

Обобщение и распространение положительного семейного воспитания

4.Обследование детей (медицинский осмотр, диагностика образовательного процесса и детского развития).

Анализ результатов. Соотнесение результатов с целями.

Корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

Ожидаемые результаты

Разработка выводов и рекомендаций по теме, выбор наиболее эффективных форм работы специалистов ДОУ с родителями.

Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Родители делятся опытом с другими родителями :«Как провести выходной день с детьми», «Спорт это жизнь ».

Изготовление родителями газеты «Мы за здоровый образ жизни»

Работа в клубе « Здоровый ребенок » пресс-конференция  «Итоги работы по проекту»

Оценка результатов проекта:

В настоящее время проект находится в стадии реализации. Окончательная оценка результатов будет представлена в сентябре 2016 года.

 Несмотря на это,  можно дать оценку промежуточным  результатам проекта.

Положительные стороны:

- снижение заболеваемости: прослеживается тенденция к уменьшению числа случаев простудных  заболеваний

- улучшение показателей по физическому развитию детей:

 -увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения

-увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей .

- использование эффективно традиционных и интерактивных форм и методов  работы с родителями по оздоровления детей;

-привлечение и консультация родителей  детей, находящихся на сопровождение психолого- медико-педагогического  консилиума ДОУ и семей группы риска;

- расширение возможностей социального партнерства учреждения;

- создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом   интересов ребенка, его возрастных и  индивидуальных особенностей.

Проблемные стороны:

- поступление детей в ДОУ, имеющих помимо предрасположенности к простудным заболеваниям,  функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья;

-увеличение роста числа семей группы риска, детей и подростков с асоциальным поведением;

- недостаточно сформирована потребность родителей  в осознании ведения здорового образа жизни в своих семьях;

-   недостаточного объема финансирования;

Необходимость разрешения обозначенных проблем позволит внести корректировку  в данный проект.

Ожидаемые итоги проекта

  Организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных  и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников.

Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества на основе акмеологического подхода к здоровьесозиданию, которое осуществляется педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.

Дальнейшие перспективы реализации  проекта

Перспективой в реализации  проекта будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое  в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и  послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.

Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что совместная деятельность  педагогов и родителей поможет   сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего  достижения хороших результатов  ребенка в школе.  Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.

Библиография:

1.Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.

2.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

3.Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П.  Денеулина- М.:ТЦ  Сфера,2004.

3.Свирская Л. Работа  с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных  образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

4.Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.

5.Горшенинник В.В., Самошкина  И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды" "Здоровые дети - здоровая нация, здоровая нация - сила государства"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»...

Проект "Формы и методы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей"

В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя"...

Инновационный проект по работе с родителями. "Счастье родителей в здоровье детей!"

В России сложилась, крайне  отрицательная, демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может по численности восполнить убыли  населения....

Вовлечение родителей воспитанников в работу по укреплению и сохранению здоровья детей.

В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицате...