Методика проведения утренней гимнастики
методическая разработка
Утренняя гимнастика в детском саду это не столько занятие физкультурой, сколько организационный момент в начале дня, нацеленный на создание положительного эмоционального настроения и сплочения детского коллектива.
Задачи педагога:
- провести зарядку весело и интересно;
- способствовать сплочению детского коллектива
Ожидаемый образовательный результат
- Положительный эмоциональный заряд.
- Сплочение детского коллектива, развитие добрых взаимоотношений между детьми, умение взаимодействовать
- Музыкальное и физическое развитие.
Рекомендации.
Посещать утреннюю гимнастику по желанию.
Утренняя гимнастика для детей 3-4 лет.
Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.
В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику.
Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением.
В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.
Длительность утренней гимнастики - 5-6 минут.
Комплексы состоят из 3-4 упражнений.
Упражнения повторяются 4-6 раз.
Инструктор по физической культуре следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки.
Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики.
Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.
Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет.
Этот возраст определяют как средний дошкольный. Расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, поэтому ребенок становится гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления и воображения создает условия для введения новых форм обучения:
- дети способны посмотреть упражнения, выслушать объяснение, запомнить, а затем выполнить задание;
- простые движения ребята могут воспроизвести по указанию взрослого без показа.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы и корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках). Эти виды ходьбы требуют большого напряжения, поэтому темп должен быть медленным. Если ходьба проводится под бубен, то ритм бубна — замедленный.
Продолжительность бега — 20 секунд с замедлением темпа.
В этом возрасте дети могут делать без перерыва 8 прыжков и после непродолжительной ходьбы вновь прыгать на месте.
Для общеразвивающих упражнений могут использоваться мелкие физкультурные пособия: султанчики, веревка, кубики, обручи, мячи.
Длительность утренней гимнастики - 6-8 минут.
Комплексы состоят из 4-5 упражнений.
Упражнения повторяются 5-6 раз.
Увеличивается число упражнений без показа, выполняемых по словесному описанию. Объяснения краткие и четкие.
Взрослый напоминает детям схему упражнения, последовательность его элементов. Например: «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз-два-три, выпрямились».
Взрослый не ограничивается общим рисунком движения, он объясняет и показывает четкие исходные положения и фиксированные промежуточные.
Разучивается техника движений.
Ребенка приучают различать, запоминать и применять разные способы движений, становится возможным самоконтроль, внимательное прослеживание движения.
Взрослый
- показывает детям правильное положение корпуса во время выполнения упражнений для формирования осанки;
- напоминает, когда удобнее совершать вдох и выдох;
- следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.
Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание — например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп — ходьба по-медвежьи, — которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).
В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега — широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.
Виды прыжков:
- на двух ногах с продвижением вперед;
- поочередные подскоки на правой и левой ноге;
- прыжком ноги в стороны, вместе.
Длительность утренней гимнастики - 8-10 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 6-8 раз.
Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:
- оттягивать носки ног;
- стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;
- взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает правила дыхания.
Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.
Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет.
У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.
Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления.
Длительность бега - 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.
Виды прыжков:
- на двух ногах на месте;
- на двух ногах, продвигаясь вперед;
- ноги в стороны, вместе;
- поочередно на правой и левой ноге;
- со скакалкой.
Длительность утренней гимнастики - 10-12 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 8-10 раз.
Взрослый использует, в основном, словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями.
Взрослый может обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох».
При разучивании наиболее сложных упражнений взрослый сочетает объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).
№ п/п | Группа | Длительность зарядки | Количество ОРУ | Частота повторе-ний ОРУ | Бег – количест-во секунд | Прыжки. Количество. |
1 | I младшая | 4 -5 минут | 2-3 | 4-5 раз | 7-8 секунд | 4 – 6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
2 | II младшая | 5-6 минут | 3-4 | 4-6 раз | 10 секунд | 4 – 6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
3 | Средняя | 6-8 минут | 4-5 | 5-6 раз | 20 секунд | 6 - 8 в чередовании с ходьбой 3-4 раза * 3 раза |
4 | Старшая | 8-10 минут | 5-6 | 6-8 раз | 30 секунд | 8 - 10 в чередовании с ходьбой 4 - 5 раз * 3 раза |
5 | Подготовительная | 10 – 12 минут | 6-8 | 8-10 раз | 35 – 40 секунд | 10 - 12 в чередовании с ходьбой 5-6 раз * 3 раза |
Используемая литература:
1.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Москва, 2019.
2. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 80 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_utrenney_gimnastiki.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика в детском саду это не столько занятие физкультурой, сколько организационный момент в начале дня, нацеленный на создание положительного эмоционального настроения и сплочения детского коллектива.
Задачи педагога:
- провести зарядку весело и интересно;
- способствовать сплочению детского коллектива
Ожидаемый образовательный результат
- Положительный эмоциональный заряд.
- Сплочение детского коллектива, развитие добрых взаимоотношений между детьми, умение взаимодействовать
- Музыкальное и физическое развитие.
Рекомендации.
Посещать утреннюю гимнастику по желанию.
Утренняя гимнастика для детей 3-4 лет.
Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.
В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику.
Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением.
В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.
Длительность утренней гимнастики - 5-6 минут.
Комплексы состоят из 3-4 упражнений.
Упражнения повторяются 4-6 раз.
Инструктор по физической культуре следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки.
Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики.
Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.
Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет.
Этот возраст определяют как средний дошкольный. Расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, поэтому ребенок становится гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления и воображения создает условия для введения новых форм обучения:
- дети способны посмотреть упражнения, выслушать объяснение, запомнить, а затем выполнить задание;
- простые движения ребята могут воспроизвести по указанию взрослого без показа.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы и корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках). Эти виды ходьбы требуют большого напряжения, поэтому темп должен быть медленным. Если ходьба проводится под бубен, то ритм бубна — замедленный.
Продолжительность бега — 20 секунд с замедлением темпа.
В этом возрасте дети могут делать без перерыва 8 прыжков и после непродолжительной ходьбы вновь прыгать на месте.
Для общеразвивающих упражнений могут использоваться мелкие физкультурные пособия: султанчики, веревка, кубики, обручи, мячи.
Длительность утренней гимнастики - 6-8 минут.
Комплексы состоят из 4-5 упражнений.
Упражнения повторяются 5-6 раз.
Увеличивается число упражнений без показа, выполняемых по словесному описанию. Объяснения краткие и четкие.
Взрослый напоминает детям схему упражнения, последовательность его элементов. Например: «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз-два-три, выпрямились».
Взрослый не ограничивается общим рисунком движения, он объясняет и показывает четкие исходные положения и фиксированные промежуточные.
Разучивается техника движений.
Ребенка приучают различать, запоминать и применять разные способы движений, становится возможным самоконтроль, внимательное прослеживание движения.
Взрослый
- показывает детям правильное положение корпуса во время выполнения упражнений для формирования осанки;
- напоминает, когда удобнее совершать вдох и выдох;
- следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.
Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.
Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание — например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп — ходьба по-медвежьи, — которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).
В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега — широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.
Виды прыжков:
- на двух ногах с продвижением вперед;
- поочередные подскоки на правой и левой ноге;
- прыжком ноги в стороны, вместе.
Длительность утренней гимнастики - 8-10 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 6-8 раз.
Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:
- оттягивать носки ног;
- стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;
- взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает правила дыхания.
Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.
Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет.
У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.
Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.
Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления.
Длительность бега - 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.
Виды прыжков:
- на двух ногах на месте;
- на двух ногах, продвигаясь вперед;
- ноги в стороны, вместе;
- поочередно на правой и левой ноге;
- со скакалкой.
Длительность утренней гимнастики - 10-12 минут.
Комплексы состоят из 5-6 упражнений.
Упражнения повторяются 8-10 раз.
Взрослый использует, в основном, словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями.
Взрослый может обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох».
При разучивании наиболее сложных упражнений взрослый сочетает объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).
№ п/п | Группа | Длительность зарядки | Количество ОРУ | Частота повторе-ний ОРУ | Бег – количест-во секунд | Прыжки. Количество. |
1 | I младшая | 4 -5 минут | 2-3 | 4-5 раз | 7-8 секунд | 4 – 6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
2 | II младшая | 5-6 минут | 3-4 | 4-6 раз | 10 секунд | 4 – 6 в чередовании с ходьбой 2-4 раза * 2 раза |
3 | Средняя | 6-8 минут | 4-5 | 5-6 раз | 20 секунд | 6 - 8 в чередовании с ходьбой 3-4 раза * 3 раза |
4 | Старшая | 8-10 минут | 5-6 | 6-8 раз | 30 секунд | 8 - 10 в чередовании с ходьбой 4 - 5 раз * 3 раза |
5 | Подготовительная | 10 – 12 минут | 6-8 | 8-10 раз | 35 – 40 секунд | 10 - 12 в чередовании с ходьбой 5-6 раз * 3 раза |
Используемая литература:
1.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования. Москва, 2019.
2. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения утренней гимнастики для всех возрастных групп.
В процессе утренней гимнастики необходимо правильно обеспечить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Выполнить моторную плотность, общую продолжительность утренней гимнастики. Разнообразие...
Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...
Методика проведения утренней гимнастики.
Комплексы утренней гимнастики....
Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников.
Методы проведения утренний гимнастики....
Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики".
В материале даны рекомендации по организации утренней гимнастики в детском саду с последовательностью и значением каждого упражнения. Общие методические требования. Основные требования к организа...
Методика проведения утренней гимнастики для воспитателей.
Как правильно проводить утреннюю гимнастику с воспитанниками....
Методика проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом....