Рекомендации «Как не сгореть эмоционально в адаптационном периоде».
консультация

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ    КАЗЕННОЕ     ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР    РАЗВИТИЯ   РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ   САД    № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Консультация для педагогов «Как не сгореть эмоционально в адаптационном периоде».                                                                                                  Выступление на методическом объединении.

Подготовил                                                                                                                            педагог – психолог                                                                                                                                    Кобзева А.М.

        

с. Левокумское

2021г.-2022г.

     Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Наша задача ускорить процесс привыкания детей к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

    Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?  Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

    Начнем с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Из своей практики знаю, что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации. Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.

              Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

 2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать потешек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

     В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

   

       Вовремя   адаптации не только тяжело детям и их родителям, но и воспитателям, этот  период может привести эмоциональному выгоранию педагогов. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.                      Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

           Основные симптомы профессионального выгорания.

- Психофизические - чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости), ощущение эмоционального и физического истощения, слабость, снижение активности и энергии, частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта, резкая потеря или резкое увеличение веса, полная или частичная бессонница, заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

- Социально-психологические симптомы - безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности), повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события, частые нервные срывы, чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность, постоянное чувство страха.

-Поведенческие симптомы-  ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее, постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает, чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

              Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.

1.Относитесь к жизни позитивно.

2. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

3. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

4. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

5. Высыпайтесь!

6. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

8. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

9. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе.

10. Научитесь жить с юмором. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.

11. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни!

12. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни.


Уважаемые коллеги будьте здоровы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы эмоционального положительного отношения к детскому саду - адаптационный период.

Ориентирование на создание не только предметго-развивающей среды, как очень значима эмоционально-развивающая среда, способствующая разностороннему и полноценному развитию  эмоционально-чувственно...

Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...

Мастер - класс для родителей по снятию эмоционального напряжения в адаптационный период при переходе из подготовительной группы в школу.

Мастер -  класс для родителей по снятию эмоционального напряжения в адаптационный период при переходе из подготовительной группы в школу....