Семинар-практикум по технологии Здоровый ребенок
консультация

Семинар-практикум "Развитие  выразительности движений, формирование двигательного воображения и осмысленной моторики по технологии «Здоровый ребенок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развитие выразительности движений, формирование двигательного воображения и осмысленной моторики по технологии «Здоровый ребенок»

Подготовила воспитатель группы №13 Карвенова А.Д.

Данную тему щироко осветили и раскрыли доктор психологических наук, директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев и его коллега, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией того же института Б.Б.Егоров. Они давно работают над проблемой физического воспитания дошкольников. Опираясь на исследования ряда ученых в области детской психологии, педагогики, педиатрии, возрастной физиологии, В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров пришли к возникновению развивающей педагогики оздоровления. Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой педагогики. Основные ее идеи изложены в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работыс детьми 4-7 лет. В книге представлены Программа, методическое пособие, много полезных упражнений и увлекательных оздоровительных игр. Человеческое дитя — здоровое... развитое... Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Ответ волнует их прежде всего как родителей, а уж потом как исследователей и педагогов- практиков. Эту книгу о развитии ребенка, о путях его оздоровления они посвятили своим любимым детям — Кириллу Кудрявцеву и Алтане Егоровой.

Формами организации оздоровительной работы по данной оздоровительной Программе являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, корригирующая гимнастика, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.

Первый основополагающий принцип оздоровительной работы с детьми  — это развитие  двигательного воображения. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

В данной Программе определена система развития воображения через особые формы двигательной активности детей, которая имеет оздоровительную направленность.

Так, имитируя позу кошечки, ребенок естественно преображается не в статике, как в йоге, а в динамике, в движении. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе кошечки ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно — именно в такой позе он находился в материнской утробе. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, тяжесть и т.д., на какое-то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному прохождению и распределению энергетических потоков внутри тела.

Второй основной принцип оздоровительной работы тесно связан с первым, это — формирование осмысленной моторики. А. В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Разберем этот принцип на данном примере: постановка у ребенка правильной осанки. Взрослый учит ребенка, что сидеть прямо — значит сидеть красиво, но почему это так — для детей остается далеко не очевидным, если не сказать, бессмысленным. Этот способ формирования здоровой осанки нередко приводит к тому, что она, не успев закрепиться, перерастает в патологическую (т. е. с разными искривлениями позвоночника).

Авторы оздоровительной технологии считают, что постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому необходимо создать условия для формирования навыка здоровой осанки. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений — «Лошадка перед прыжком», «Тяжелоатлет в рывке»), «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок), имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз-перевертышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной норке», «Пассажир в чемодане», «Стояние на потолке») и др. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, слона, бабочки, зайчика и т. д.).

Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими лицами.        

В подобные диалоги можно вступать и с руками, и с сердцем, и с желудком, с другими частями тела. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята им не как внешняя словесная декларация, исходящая от взрослого, а как изнутри осмысленная жизненная необходимость.

Третий основной принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем применять в ДОУ.

Например, на нефизкультурных занятиях в старшей и подготовительной группах рекомендуется использовать такое игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая — соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

«Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый характер. Он создает воображаемую семью. Здесь и «мама», и «папа», ц «братья», и «сестричка» — крепкая семья. Ведь только крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того как «скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и др.).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии, чувства психологической защищенности (благодаря «семейному контексту») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т. д. Такое упражнение рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма — преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.

Наконец, четвертый основной принцип — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Пример. Делая массаж друг другу, дети обмениваются тактильными посланиями. Массаж становится своеобразной формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смыл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный контакт, который так редок или весьма формализован в массовом ДОУ («Взялись за руки!»), дошкольник выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить ответ на свое обращение.

И последнее. Авторам как представителям теории развивающего образования нередко задают вопрос: не влияют ли отрицательно на здоровье детей интеллектуальные и эмоциональные перегрузки на развивающих занятиях и уроках? Есть все основания полагать, что использование специальных форм оздоровительной работы в тех образовательных учреждениях (ДОУ, школе), где применяются развивающие программы и технологии, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников и учащихся. Но для этого сами формы оздоровления должны способствовать развитию детей

Пример использования двигательного воображения и выразительности движения в игровом физкультурном занятии старших дошкольников.

Земляничка

Основные задачи: учить детей использовать рассказ педагога для

самостоятельного обогащения и развития игровых действий, способствовать творческому самовыражению.

Оснащение: привычное оборудование зала дополнить стульчиками, удобно разместить мячи, обручи.

Организация и методика проведения.

Ребята! Я приклеила на пол нарисованные ягодки. Наш физкультурный зал стал похож на лесную полянку! И вы, конечно, сразу вспомнили сказку ”Земляничка“! Когда земляничка поспела, ее хотели съесть разные лесные жители. Давайте покажем, кто и как подбирался к земляничке, - у нас получится сказочное физкультурное занятие!

Помните, первым заметил земляничку комар. Наверное, он сидел где-то наверху - на дереве, или на кустике, или на пеньке. Влезайте, кто на что хочет.

”Ягодка созрела: красная, душистая! - запищал комар. Услышала комара птичка и полетела на полянку, хочет съесть земляничку. Летите, птички! (бег врассыпную, махи руками 15-20 сек.).

Услыхала комара лягушка и поскакала на полянку, хочет съесть земляничку. Прыгайте, дети, на двух ногах: согните колени, разведите их в стороны, выставьте ладошки, растопырьте пальцы, квакайте (12-15 сек.).

Услыхала комара мышка, побежала на полянку, хочет съесть земляничку. Повыше поднимитесь, ребятки, на носочки, ведь у мышки очень маленькие лапки (бег врассыпную, 15-20 сек.).

Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: ”Дождь

пойдет: мокрый, холодный!“

Услыхала комара птичка, скорей - на дерево!

Ребятки! Ищите себе ”дерево“. Влезайте и на гимнастическую стенку, и на веревочную лестницу, можно повиснуть на канате.

Услыхала комара мышка, скорей - в норку! Ребята, можно спрятаться за стульчики, за обручи, за любой предмет в зале.

Услыхала комара лягушка, скорей под листок! Скачите, ребята, и думайте, что может быть листком. Можно под ”большой лист“ спрятаться - перевернуть стульчик и присесть, держа его за спинку вверх ножками. А можно под свои ладошки спрятаться - под ”маленький листок“, только пониже присядьте.

  • ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не съел...

Двигательный замысел возникает у детей двумя путями: в большинстве случаев – спонтанно, с понимания-догадки. В других случаях – при сознательном анализе возможных путей его осуществления, когда для того, чтобы реализовать замысел – создать игровой образ, дети демонстрируют его характерные черты.

Специальные игровые задания, выполняя которые, преодолевается стереотип действия с данным предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов.

«День рождение»

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры: Выбирается желающий ребенок, который приглашает детей на «День рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что они решили подарить.

(Воображаемыми предметами могут быть кукла, мяч, машинка, мягкая игрушка, коробка конфет, шарфик, шапка, книжка, и даже живой котенок).

Таким образом, создание образов с помощью движений вызывает у детей эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Образы, раскрываемые в таких занятиях, соответствуют характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают многократно повторять одно и то же упражнение, комбинировать варианты двигательных действий. В результате неоднократного использования одних и тех же способов выполнения движений в разных ситуациях дети приходят к их обобщению, что делает движение осознанным.

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительности движений.

Достижение выразительности движений - это своеобразная "сверхзадача" двигательного воображения. Это не только построение нового образа и вхождение в него, но ещё и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум на тему «Развитие выразительности движений, формирование двигательного воображения и осмысленной моторики по технологии «Здоровый ребенок» Подготовила воспитатель группы №13 «Тюльпанчик» Карвенова А.Д. Элиста, 2022

Слайд 2

Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) Авторы книги — доктор психологических наук, директор ин­ститута дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Т. Кудрявцев и его коллега, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией того же института Б. Б. Егоров. Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития — таково кредо этой педагогики. Ос­новные ее идеи изложены в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4—7 лет.

Слайд 3

Формами организации оздоровительной работы по данной оздоровительной Программе являются: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвиж­ные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, корригирующая гимнастика, физические упражнения в сочетании с закаливающими проце­дурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья

Слайд 4

Первый основополагающий принцип оздоровитель­ной работы с детьми — это развитие двигательного во­ображения. Развитие воображения становится необходи­мым внутренним условием при построении и проведении оз­доровительной работы с дошкольниками. В данной Программе опреде­лена система развития воображения через особые формы дви­гательной активности детей, которая имеет оздоровительную направленность . Пример: имитация позы кошечки.

Слайд 5

Второй основной принцип оздоровительной работы тесно свя­зан с первым, это — формирование осмысленной моторики. А. В. Запорожец в своих клас­сических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Пример: специальные игровые упражнения «Стоп-кадр» (ими­тация фотографических изображений — «Лошадка перед прыжком», «Тяжелоатлет в рывке»), «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неофор­мленной «глины», которую изображает другой ребенок), ими­тация и самостоятельное придумывание контрастных поз-перевертышей («Собака на заборе», «Кошка в мышиной нор­ке», «Пассажир в чемодане», «Стояние на потолке») и др.

Слайд 6

Третий основной принцип оздоровительной работы — созда­ние и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем при­менять в ДОУ. Пример: Игровое упражне­ние «Лепим умелую и уверенную руку». Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, эмпатии , чувства психологической защищенности (благодаря «семейно­му контексту») и вместе с тем — активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее свое­образного массажа, психомоторной релаксации и т. д.

Слайд 7

Наконец , четвертый основной принцип — формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Пример . Делая массаж друг другу, дети обмени­ваются тактильными посланиями. Массаж становится свое­образной формой невербального общения, где каждое при­косновение, каждое движение носит смыл адресованного обращения одного ребенка к другому. Через тактильный кон­такт, который так редок или весьма формализован в массо­вом ДОУ («Взялись за руки!»), дошкольник выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитыва­ет получить ответ на свое обращение.

Слайд 8

Пример использования двигательного воображения и выразительности движения в игровом физкультурном занятии старших дошкольников. Земляничка Основные задачи: учить детей использовать рассказ педагога для самостоятельного обогащения и развития игровых действий, способствовать творческому самовыражению. Оснащение : привычное оборудование зала дополнить стульчиками, удобно разместить мячи, обручи .

Слайд 10

Специальные игровые задания , выполняя которые, преодолевается стереотип действия с данным предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов. «День рождение» Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Ход игры: Выбирается желающий ребенок, который приглашает детей на «День рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что они решили подарить . ( Воображаемыми предметами могут быть кукла, мяч, машинка, мягкая игрушка, коробка конфет, шарфик, шапка, книжка, и даже живой котенок).

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Семинар- практикум для воспитателей "Растим здорового ребенка"

Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни.Задачи:·         Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики;·...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

laquo;Здоровье дороже всего» - гласит народная мудрость. И вряд ли найдется человек, способный оспорить ее. Цель данного семинара заключается в том, чтобы обучить педагогов  некоторым рефл...

Семинар - практикум для воспитателей "Психоэмоциональное здоровье ребенка в ДОУ"

Познакомить с методами и приемами способствующими развитию психоэмоционального состояния детей....

Семинар-практикум для воспитателей «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ»

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в реш...

Семинар практикум с родителями: «Что необходимо ребенку, чтобы вырасти здоровым?

Семинар практикум с родителями: «Что необходимо ребенку, чтобы вырасти здоровым?...

Семинар-практикум «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как условие создания психологического здоровья».

Представление опыта создания условий по обеспечению художественно – эстетического  развития воспитанников в условиях реализации ФГОС....