Здоровье-сберегающая технология "Детская йога"
материал

Зайцева Ирина Николаевна

"Детская йога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yogi1.docx123.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТСКОЙ ЙОГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                 

                                                              Выполнили воспитатели : Ермолаева. Н.А

Зайцева. И.Н

г. Красноярск

2020г.

                                                 

Содержание

 Наименование

1.Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе по проведению оздоровительной гимнастики с элементами детской йоги.

2.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы

3.Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы

4.Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы

5.Список литературы

                                     1. Пояснительная записка

           Вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение.

         Эти и другие психологические эффекты позволяют получить такие психотерапевтические результаты, как рост самосознания, повышение устойчивости к стрессу, снижению уровня страха.

                   Направленность и практическая значимость программы

Направленность: Оздоровительно-спортивная

Новизна: всей системы йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции.

                               Цели и задачи реализации программы

Цель: Активизировать внутренние резервы организма ребенка, знакомство с элементами йоги, воспитывать умение быть в гармонии с собой, природой и окружающим миром.

Задачи:

1. Знакомство с телом, с его различными положениями.

2.Обучение самомассажу, массажу лица, точечному массажу для профилактики ОРЗ, массажу кистей рук, массажу ног, пальчиковой гимнастике,

3. Обучение игровой гимнастике с элементами гимнастики для суставов: «Веселая прогулка», «У медведя во бору».

4. Обучение гимнастике для поясницы и плечевого пояса с элементами наклонов головы, корпуса вперед-вниз: «Веселые гуси».

5.Обучение различным вариантам ходьбы, ходьбы на прямых ногах: «Слон», « Медведь»

6.Обучение упражнениям на укрепление рук и плечевого пояса: «Косцы».

7.Обучение упражнениям на самовытяжение и расслабление: «Котята».

8.Учить выполнять специальные упражнения для развития силы и гибкости.

         Принципы и подходы к формированию и реализации программы

      В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

— обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

— гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;

— защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства;

— светский характер образования;

— свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

— адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

— автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

— сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с ФГОС ДО:

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;

— уважение личности ребенка;

— реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество с семьей.

                               Особенности реализации программы :

Словесные методы: объяснение, указания, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналы, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

Наглядные методы: использование наглядных пособий.

Практические методы: к практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.

                                    Формы организации детей:

          Включает в себя упражнения адаптационной гимнастики с использованием элементов, упражнений и статистических поз из системы Хатха – йога.

         Превышение программного материала заключается в том, что дети занимаются один раз в неделю, поэтому знакомство с йогой детей организовывается через игру, подражание, т.е. названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.

Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т.д.

Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность, осознанно задействуются резервы собственного организма, применяется система очищения и закаливания.

                                         Сроки реализации программы:

          Программа составлена для работы с детьми младшего дошкольного возраста сроком на 1год (с октября по май месяц). Курс комплексов детской йоги рассчитан на восемь месяцев и включает 8 сменяющихся учебных комплексов. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в неделю по 20 минут.

                        Мониторинг проводится по бальной системе.

          Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

               Возрастные особенности контингента воспитанников 4-5 лет.

         Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

         Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение — это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

         В этом возрасте ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

         Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.  К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы

  • Формирование и развитие систем организма ребенка, увеличение его адаптивности;
  • Профилактика психосоматических заболеваний путем физического совершенствования, коррекции психофизических отклонений;
  • Удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитие;

  • Умение детей выражать свои эмоции, контролировать их, совершенствовать движения, умение управлять своим телом, дыханием;

                                             Ожидаемый результат:

  • Осознание детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. 
  • Знание способов укрепления здоровья с помощью детской йоги (асаны, дыхательные упражнения, расслабление), желание ежедневного применения данной практики.
  • Овладение навыками самооздоровления.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности и развития

          физических качеств у детей 4-5 лет, имевших низкий уровень развития.

  • Стабилизация эмоционального фона у детей.
  • Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
  • Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях дополнительной программы

К концу года дети:

          Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Благодаря йоговским упражнениям у детей сформирован интерес к процессу движения под музыку;

— появляется выразительность движений и умение передавать в ритмике игровой образ;

— появляется умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

— формируется способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиции;

__ у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку;

         Большинство упражнений в детской-йоге  естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

 

3. Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы:

        Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

       Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

       Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.   Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

        Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Пранаямы — дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?

        Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-20 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

                              Требования к условиям проведения занятий.

1. Место Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3Время Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15до 20 минут.

4.Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятия (Приложение № 1)

Разминка: ходьба по массажным дорожкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стопы.

Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.

Разучивание поз, элементов комплекса (на первом этапе), дыхательные упражнения.

Цель: формировать навыки владения своим телом, достижение общего оздоровительного эффекта

Подвижная игра; игра на профилактику и нарушения осанки;

Релаксация. Цель: создание условия для положительного эмоционального настроя

Заключение: упражнение на расслабление всего организма.

Цель: достижение общего оздоровительного эффекта.

            Методические рекомендации по организации работы с детьми.

Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

                        Особенности выполнения статических поз:

Отдых перед вхождением в позу.

Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание.

Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

Дети смотрят на образец взрослого и выполняют с ним позы и упражнения.

Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

         Материально-техническое и методическое обеспечение программы :

Все участники образовательного процесса должны четко представлять:

— цель своей деятельности, которая заключается в полноценном физическом развитии ребенка;

— в слаженном взаимодействии между собой;

— должны быть вооружены необходимыми знаниями для работы: необходимые для понимания важности и механизма влияния на физическое развитие ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи.

Технические средства обучения:

1. Коврики по количеству детей

2. Музыкальное сопровождение

3. Ноутбук (колонка)

В диагностическом исследовании приняло участие15 детей 4-5 лет

Цель констатирующего этапа заключается в выявление уровня развития гибкости, координации  и выносливости при использовании физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности развития координации и гибкости выносливости детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии, показатели и уровни по методикам Ляха В. И, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко.

- 3 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной;

- 2 балла – характеристика предполагает периодическое проявление;

- 1 балл – данная характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер.

Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития 

Поставленные задачи решались методом анализа выполнения физических упражнений, целенаправленного наблюдения за процессом.

Для получения данных об исходном уровне развития были подобраны задания к каждому критерию:

4. Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы

       В диагностическом исследовании приняло участие15 детей 4-5 лет

Цель констатирующего этапа заключается в выявление уровня развития гибкости, координации  и выносливости при использовании физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности развития координации и гибкости выносливости детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии, показатели и уровни по методикам Ляха В. И, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко.

- 3 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной;

- 2 балла – характеристика предполагает периодическое проявление;

- 1 балл – данная характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер.

Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития 

Поставленные задачи решались методом анализа выполнения физических(контрольных) упражнений, целенаправленного наблюдения за процессом.

Для получения данных об исходном уровне развития были подобраны задания к каждому критерию:

Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

Шкала оценок:

1 балл

-ребенок не справляется с заданием;

-выполняет асаны по показу взрослого;

-не может устоять на одной ноге, не держит равновесие;

-при выполнении наклонов (на полу)вперед не достает до пальцев ног;

-плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа;

-затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов;

-допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики;

-не знает о влиянии йоги на организм.

2 балла-

-ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

-может устоять на одной ноге, держит равновесие;

-при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук;

-знает и называет 5-7 основных асан;

-развита мелкая моторика рук;

-самомассаж делает самостоятельно;

-допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики;

-при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.

3 балла

-ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

-держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге;

-при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног;

-может назвать более 7 основных асан самостоятельно;

-развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение;

-при выполнении асанов (поз) не испытыает трудности;

-правильно выполняет дыхательную гимнастику;

-самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.

Уровни:

2,5 – 3 – высокий уровень освоения

1,7 – 2,4 – средний уровень освоения

1 – 1,6 – низкий уровень освоения 

Диагностика

Контрольные тесты для оценки уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.

Методы диагностики: тестирование 4 неделя сентября

Фамилия

Имя ребенка

Выполнение асан

Гибкость

Равновесие

Самомассаж

Выносливость

сила брюшного

пресса

Выносливость

сила мышц спины

Дыхательная гимнастика

Общий

балл

Средний балл

уровень

Контрольные

упражнения

Ребёнок повторяет показанное упражнение:

Например:

И. п.: - основная стойка («солдат»,

1 – руки в стороны книзу («ракета»,

2 – руки в стороны («самолет»,

3 – руки вверх наружу («дерево»,

4 – руки вверх вместе («стрела»).- 3 балла – полное соответствие с образцом;

- 2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность- 1 балл – нарушение в последовательности движений.

Н.г                 к.г

Ребенок плавно наклоняется вперед, не сгибая колени достает пальцы ног

Н.г        к.г

В положении стоя на одной ноге, другая согнутая вперед

(носок касается колена опорной ноги), руки в стороны

Н.г      к.г

При выполнении самомассажа может предложить свое упражнение

Н.г       к.г

1.Поднять туловище из положения, лежа, на животе, туловище закреплено. Держать 10сек.

2.Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30см над полом, руки за головой Держать 10сек.

Н.г         к.г

Из и.п. лежа на спине, ребенок выполнял поднимание туловища, руки за головой, ноги фиксировались воспитателем. Подсчитывалось максимальное количество раз.(10раз)

Н.г       к.г

Дыхательная гимнастика

правильно выполняет дыхательную гимнастику

Н.г       к.г

Н.г        к.г

Н.г       к.г

Н.г     к.г

1.Банников  Константин

1

2

2

3

1

2

1

3

1

2

1

2

2

3

9

17

1,7

2,4

с

с

2.Безбородова Виктория

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

3

7

15

1

2,1

н

с

3.Богатырева Алиса

3

выбыла

3

3

3

3

3

3

21

3

в

выб

4.Вавринюк Саша

1

3

1

3

1

3

1

2

1

3

1

3

1

3

7

20

1

2,8

н

в

5.Верещагина Кира

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

20

21

2,8

3

в

в

6.Вощилко Степан

2

2

2

3

1

2

2

3

1

2

1

2

2

3

11

17

1,6

2,4

н

с

7.Еремеев Родион

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

1

1

2

3

10

14

1,4

2

н

с

8.Когодеев Яромир

2

2

2

3

1

2

1

3

1

2

1

1

2

3

10

17

1,4

2,4

н

с

9.Колисниченко Роман

2

выбыл

2

2

3

2

3

2

16

2,5

с

выб

10.Конопляник Андрей

1

2

1

3

1

2

1

2

1

2

1

1

1

3

7

15

1

2,1

н

с

11.Пятибратова Даша

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

14

21

2

2,8

с

в

12.Титова

Даша

2

3

3

3

1

2

2

2

1

2

1

2

2

3

12

17

1,7

2,4

с

с

13.Христофорова София

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

21

21

3

3

в

в

14.Шабалина Милана

2

3

2

3

2

2

3

2

3

3

3

3

2

3

17

19

2,4

2,7

с

в

15.Эллер

Дима

2

2

2

3

1

2

2

3

1

2

1

1

2

3

11

16

1,6

2,2

н

с

16.Пятков Никита

3

3

2

2

2

2

3

17

2,4

с

17.Шрейдер Дима

2

3

2

2

2

2

3

16

2,2

с

Начало года:      Высокий уровень 3 ч -25%       Конец года:  5чел-35%          

                            Средний уровень 5ч-35%                                10чел -65%

                            Низкий уровень   6 ч-40%                

5.Список литературы

1.Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

2.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

3.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М. Просвещение, 1993г.

4.Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997

5.Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.

6.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

7. А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». — Москва «Ника-центр», 2009 г.

8. Т.П. Игнатьева, «Практическая хатка – йога для детей». Санкт-Петербург «Нева», 2003г.

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.dissercat.com/content/osobennosti-metodiki-ispolzovaniya-gimnastiki-khatkha-ioga-v-fizicheskom-vospitanii-doshkoln#ixzz3JuOYGDbc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: -  Воспитывать привычку здорового образа...

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

«Пейте дети молоко – будете здоровы» (средняя группа) с использованием здоровье сберегающей технологии

1.      Формирование представлений о влиянии молочных продуктов на здоровье.2.      Познакомить с витаминной ценностью молока.3....

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....

План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»

laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...