Проект "Откуда берется пыль ?"
проект (подготовительная группа)

     Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дом – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Часто дома и в детском саду говорят, что с пылью надо бороться, что она вредна для здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beretsya_pyl.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Верх-Суетский детский сад «Улей»

Проект «Откуда берется пыль?»

Познавательно-исследовательский

(подготовительная группа)

(краткосрочный, групповой срок реализации с 12 октября-30 октября.)

                                                                                                                                             Авторы проекта:  Кутепова Е.А.

                               

2020 г.

Проект (подготовительная группа)

«Откуда берется пыль?»

Тип проекта: учебный

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский

Реализация проекта : с 12 октября-30 октября

Этапы проекта: 

Подготовительный этап: с 12 октября-   октября

Основной этап: с 16 октября - 28октября

Заключительный этап:

Участники проекта:

- дети;

- воспитатели;

- родители.

Проблема        

    Во время влажной уборки в группе помощник воспитателя протирала пыль с полок и подоконников. Лиза С. сказала: «А моей маме не нравится тоже, когда мебель или пол покрыты пылью. Каждый день она моет полы, пылесосит, протирает от пыли мебель. А я ей помогаю».Я спросила Лизу: «Зачем надо делать влажную уборку?» Лиза ответить затруднилась: «Ну, чтобы было чисто…».

     Тогда меня заинтересовало, а знают ли ребята нашей группы зачем делается влажная уборка  в нашей группе? На мой вопрос никто из ребят не дал точного ответа, отсюда мы решили с ребятами выяснить, так ли нужна уборка от пыли, и что такое пыль, откуда она берется и как влияет на организм человека, а может и не нужно вовсе убираться так часто.

Гипотеза

       Если мы будем знать, какое влияние пыль оказывает на организм человека будем знать способы борьбы с нею и применять их на практике, то сможем сохранить свое здоровье.

Актуальность

     Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших домов мы обращаем мало внимания. Но дом – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Часто дома и в детском саду говорят, что с пылью надо бороться, что она вредна для здоровья. Но мало кто знает что такое пыль и как она вредна, что любая домашняя пыль является комплексом аллергенов. Пыль - это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.

       Экологи всего мира единодушны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как пол сигареты.

      Чистый воздух необходим человеку. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья.

     Актуальность проекта заключается в том, что мы недостаточно знаем о пыли и постараемся ее исследовать.

Цель:

 Исследование комнатной пыли и ее влияния на организм человека.

Задачи:

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.По литературным источникам:

- выявить из чего состоит пыль, как она образуется в помещениях;

- рассмотреть отрицательное влияние пыли на здоровье человека;

- определить эффективные способы борьбы с пылью.

2. С помощью анкетирования определить, как родители воспитанников оценивают важность уборки в помещениях для здоровья человека.

3. Определить места наибольшего скопления пыли в помещениях.

4. Разработать рекомендации как защититься от пыли в

помещениях детского сада и дома.

Методы и приемы

В исследовательской деятельности нами были использованы методы наблюдения, анализа, прогнозирования, обобщения и описания

Итоговое мероприятие:

Презентация проекта. 

 Этапы проведения проекта.

1 этап: Организационный:

• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

• Подбор методической литературы для реализации проекта;

• Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы.

• Разработка содержания учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;

• Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

2этап. Подготовительный

• Разработка проекта;

• Организация деятельности по реализации проекта;

• Оказание помощи детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач

•Составление плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью

- определить источники информации,

- подобрать материалы и оборудование для работы,

-какими предметами научиться работать для достижения цели

3 этап: Основной

Мероприятия

16.10. Беседа с детьми «Что такое пыль и откуда она берется?» 

19.10. Взаимодействие с родителями: Анкетирование для родителей

Ознакомление детей с художественной литературой Рассказ «Победа над пылью»

20.10.Познавательное занятие «Источники пыли» 

Разгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок по теме .

21.10. Познавательное занятие «Влияние пыли на человека» 

 Взаимодействие с родителями: Рекомендации «Как защититься от пыли» 

22.10. Беседа с детьми «Какой вред приносит домашняя пыль» 

Презентация «Пылевые клещи» 

23.10. Совместная и самостоятельная художественно – продуктивная деятельность – рисование «Чистый дом» 

Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей «Домашняя пыль её влияние на здоровье человека» Воспитатели, родители

26.10. Познавательное занятие «Пыль. Польза или вред?»

Дидактическая игра «Хорошо и плохо» Воспитатели, дети

27.10. Опыт с клейкой лентой (скотч) «Запыленность комнат»

28.10. Опыты дома с ватными дисками «Хочу увидеть пыль»

29.10. Подвижные игры «Ветер и пылинки»…

30.10. Экспериментальная деятельность «Где больше пыли» 

Ожидаемые результаты:

Дети:

Расширены и закреплены знания и представления детей о пыли.

Знают правила поведения уборки дома;

Имеют представления о последствиях неправильного отношения к порядку дома, сформировано понимание как пыль влияет на здоровье человека;

Родители:

Принимают активное участие в реализации проекта.

Повышен интерес к познанию нового;

Понимают важность бережного отношения к своему и здоровью ребенка;

Расширен кругозор экологических знаний.

Продукт проекта

- Проведение опытов и экспериментов (приложение 1)

- Анкетирование родителей. «Что вы знаете о пыли» (приложение 2)

- Пословицы и поговорки, загадки, сказки про пыль (приложение 3)

- Познавательное занятие «Влияние пыли на организм человека» (приложение 4)

Заключение

Реализация данного проекта вовлекла всех участников (педагогов, воспитанников и их родителей) в одно общее увлекательное дело, где и дети взрослые могли вносить посильную продуктивную деятельность видеть результат своего труда. Где родители активно включились в воспитательно – образовательный процесс детского сада. На основании полученной информации и результатов можно сделать следующие выводы:

Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд мамы или других членов семьи, в группе — труд помощника воспитателя и дежурных. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. И особое внимание должно быть уделено борьбе с пылью. Пыль попадает в глаза, пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

      Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

      Каждому ребёнку, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда. Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем было удобно жить, заниматься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученной информации и  результатов можно сделать следующие выводы:

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

  • Каждому ребёнку, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда. Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем было удобно жить, заниматься.

Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, дома — труд мамы или других членов семьи, в группе — труд помощника воспитателя  и дежурных. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. И особое внимание должно быть уделено борьбе с пылью.

  • Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день. В холодную погоду проветривание группы проводится по графику. Сквозное проветривание проводится в отсутствие детей во время прогулки.
  • Перед входом в детский сад помещают скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре у входа настилают специальные коврики. Во избежание проникновения пыли в здание с улицы дети пользуются сменной обувью.
  • Мебель и оборудование протирают влажной тряпкой, игрушки моют. Влажную уборку помещения проводят 2 раза в день.

Почему необходимо убирать помещение только влажным способом? Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д. Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

Литература:

1. Толковый словарь С. И. Ожегов

2.Я познаю мир:Детская энциклопедия: Экология/ авт. -сост. А. Е.Чижевский-Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.

3.Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей/авт. Л. Я.Гальперштейн-СМосква: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.

4. Большая детская энциклопедия. перевод с английского на русский язык Т. Покидаева-Москва «Махаон», ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008г.

5. Азбука здоровья в картинках / авт. -сост. К.Люцис- Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г

6.Интернет ресурсы: энциклопедия Википедия, документальный видеофильмы.

Приложение 1

Экмперимент №1

Намазали вазелином полоски белой картонной бумаги и прикрепили полоски бумаги в групповой комнате, раздевалке, спальне, чтобы понаблюдать в каких из них экологическое пространство более запылённое

При проведении данного эксперимента наша жизнь шла своим чередом. Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра.

Мы рассматривали полоски невооружённым взглядом и через лупу.

На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределили места по степени загрязнённости:

1. групповая комната, т. к. мы находимся в группе больше всего времени

2. раздевалка

3. спальня.

Мы узнали, что пыль скапливается больше всего в труднодоступных местах.

Приложение 2.

Анкетирование родителей. «Что вы знаете о пыли»

1.Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? (если «да» расскажите)_____________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Как вы считаете, нужно ли делать влажную уборку в помещениях каждый день?______________________________________________

3. Сколько раз в неделю вы делаете влажную уборку дома?

__________________________________________________________

4. Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?

__________________________________________________________

5. Как вы думаете важно ли рассказывать детям о вреде пыли?

__________________________________________________________

Анализируя результаты анкетирования мы делаем вывод, что большая часть родителей осознают важность влажной уборки помещений для здоровья. Также мы не согласны с тем, что при уборке помещений нужно применять химические моющие средства. Дело в том, что на поверхности предметов, обработанных химическими моющими и чистящими средствами, после высыхания остается очень тонкий слой химического вещества вредного для организма человека, смыть который полностью невозможно.

Все участники опроса согласны с тем, что пыль влияет на здоровье человека.

Приложение3.

Литературная страничка

Посмотрите, сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений создал наш народ, используя слово пыль:

- Пыль в глаза пускать – хвастаясь, обманывать, создавать ложное впечатление,

- Лежать (валяться) в пыли, пылиться – находиться в забвении, лежать без употребления,

- Без шума и пыли – тихо и скрытно,

- Пыль столбом (стоит) – 1) о быстрой езде, скачке; 2) о шуме, беспорядке, суматохе,

- Работа у них не пыльная – о не тяжелой работе,

- Пыльным мешком ударенный – о том, кто глуповат, чудаковат; о человеке со странностями,

- Пыльная старина – об очень старом событии или предмете,

- Пылить – о бездумной и излишней трате средств,

- Не видно пылинки, а глаза выедает.

Приложение 4

Сказка про пылинку

Жила-была на свете Пылинка. Она лежала под диваном, рядом с другими пылинками. Маленькая и серенькая, совсем даже незаметная. Лежала она себе и думала: «До чего же мне скучно. Я такая маленькая и незаметная, совсем ничем неприметная. Вот лежу тут, и буду лежать еще много-много лет… Так и состарюсь. Стану седой и скрюченной, и ничего замечательного не сделаю. Как скучно!»………………………………

Рассказ «Победа над пылью».

Приложение5

Загадки про пыль.

Если в доме нет хозяйки —

Буду я хозяйкой в нем.

Мною стены, мебель, окна,

Все покроется кругом.

Ответ: Пыль

Я пушистая и мягкая,

И за что меня не любят? —

Пылесосом, мокрой тряпкою

Жизнь мою, бессовестные, губят!

Ответ: Пыль

Ты можешь обо мне не знать,

А я залезу под кровать.

Затем осяду на коврах,

На абажурах и шкафах,

Потом на тюль, под потолок,

Чтоб ты меня найти не смог.

И буду я до той поры,

Пока меня не вытрешь ты!

Ответ: Пыль

Приложение 6

Познавательное занятие «Влияние пыли на организм человека»

Цель. Влияние пыли на здоровье дошкольников дома и в детском саду.

Задачи:

1. Выявить, из чего состоит пыль, и чем мы дышим;

2. Показать, что именно отрицательно влияет на здоровье человека;

3. Познакомить со способами борьбы с пылью; .

Пыль – это мельчайшие сухие частицы, которые летают в воздухе.В состав пыли входят: вата, пух, минеральные частицы, чешуйки кожи, цветочная пыльца.

И мы задались вопросом, вредна ли пыль? Пыль сильно влияет на организм человека: у людей засоряются легкие, появляется аллергия и развиваются разнообразные болезни. Еще очень опасны клещи, которые находятся в домашней пыли. Клещики обитают в подушках, постельном белье, мягкой мебели, скоплениях пыли на полу, особенно в укромных местах, куда не достает веник и не попадают сквозняки. В квартиру они залетают вместе с теми же сквозняками, часто мы заносим их в одежде.

А может ли пыль быть полезной? Мы выяснили, что и от пыли есть польза!

- Многие животные купаются в пыли, чтобы, избавится от насекомых.

- Еще пыль можно назвать «кормилицей» - она разносит плодородную пыль на поля.

- Космическая пыль защищает землю от яркого света солнца и звезд.

На основании полученной информации мы сделали следующие выводы:

1. Победить пыль - невозможно.

2. Единственным методом борьбы с пылью является влажная уборка и проветривание комнат.

3. Комнатные растения - очистители воздуха.

Пыль – самый верный и постоянный спутник человечества. Пыль - это неотъемлемый элемент нашей жизни.

Беседа

Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Уезжаешь в отпуск, предварительно вымыв до блеска всю квартиру, плотно заперев окна и двери, а вернувшись, обнаруживаешь на полу залежи домашней пыли! Чудеса да и только! Процентов семьдесят ее рождены природой, а оставшиеся тридцать — человеком. Это в основном отходы от сжигания минерального топлива — нефти, газа, угля, дерева. Но не о них речь, с ними-то как раз все более или менее ясно. Так вот, наиболее существенным источником естественной (природной) пыли является почва. Выдуваемые ветрами частицы земли поднимаются высоко в небо и переносятся на многие сотни километров. Океанская пыль — маленькие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух, - на втором месте. Конечно Же, в атмосферу попадают не сами кристаллы, а мельчайшие капельки воды, возникающие при волнении и разрушении поднимающихся со дна водоемов пузырьков воздуха. (Кстати, именно поэтому возле морей воздух кажется соленым и пахнет водорослями) . Капли мгновенно высыхают, и воздух насыщается солями. Так Же, как и частицы почвы, кристаллики поднимаются высоко над землей и парят в соединении с водяными парами в виде облаков. 
Вулканы и большие лесные пожары -еще один значительный источник пыли. Причем, как вы понимаете, не только вулканы извергающиеся, но и курящиеся, находящиеся в неактивном периоде жизни. Таких «курительных трубок» по всей планете — сотни. Так, чадящий потихоньку вулкан Сакурадзима (Япония, остров Кюсю) ежегодно «награждает» человечество 14 миллионами тонн пыли. Расположенный рядом городок Кагосима считается самым пыльным в мире: его улицы, как ни стараются трудолюбивые японские дворники, всегда устланы слоем пыли и пепла. 
Наконец, не оставляют нас без внимания и пустыни. Например, огромная Сахара, от 60 до 200 миллионов тонн пыли которой оседает каждый год в горах Центральной Америки, осаждается в городах России, Англии, далекой Австралии. Не удивляйтесь, но ваша домашняя пыль может содержать любой из перечисленных выше образцов! А также.. . космическую пыль, попадающую на планету вместе с метеоритными дождями, цветочную пыльцу, грибки, споры, шерсть животных и волосы людей, резиновую пыль от истирающихся автошин, волокна из натуральных 
и искусственных тканей. Все это кружит в воздухе и проникает в наши квартиры. 
Впрочем, есть и еще кое-что, причем в очень больших количествах. Это.. . клещи — микроскопические живые существа, живущие в домашней пыли. Их около пятидесяти видов, и питаются они омертвевшими чешуйками человеческой кожи. Клещики обитают в подушках, постельном белье, мягкой мебели, скоплениях пыли на полу, особенно в укромных местах, куда не достает веник и не попадают сквозняки. В квартиру они залетают вместе с теми же сквозняками, часто мы заносим их в одежде. Подсчитано, что в обычной двуспальной кровати около двух миллионов клещей. Вреда от них мало, но у некоторых людей они сами и их выделения могут вызвать аллергию. 
Ну, а почему накапливается пыль в квартире, в которой никто не живет? Все очень просто. Во-первых, никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении. Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Во-вторых, даже плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют

Состав пыли

При определении состава пыли из разных источников оказалось, что происхождение приблизительно четвертой части всей пыли определить невозможно.

Вместе с ветром в поход отправляется вулканический пепел, дым, цветочная пыльца, а также высохшие останки животных, растений и многое другое. Кроме земных объектов в пыли содержатся также остатки космических метеоров, которые сгорели в атмосфере.

Частички из-за своих микронных размеров не оседают, постоянно находясь в воздухе.

На Россию ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Процентов семьдесят ее рождены природой, а оставшиеся тридцать — человеком. Это в основном отходы от сжигания минерального топлива — нефти, газа, угля, дерева. Так вот, наиболее существенным источником естественной (природной) пыли является почва. Выдуваемые ветрами частицы земли поднимаются высоко в небо и переносятся на многие сотни километров. Океанская пыль — маленькие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух, - на втором месте. Конечно же, в атмосферу попадают не сами кристаллы, а мельчайшие капельки воды, возникающие при волнении и разрушении поднимающихся со дна водоемов пузырьков воздуха. (Кстати, именно поэтому возле морей воздух кажется соленым и пахнет водорослями). Капли мгновенно высыхают, и воздух насыщается солями. Так же, как и частицы почвы, кристаллики поднимаются высоко над землей и парят в соединении с водяными парами в виде облаков.

Вообще, пыль — это очень маленькие частички различных веществ, которые не так уж и безопасны для нашего организма, как казалось бы на первый взгляд.

Мельчайшие частицы имеют неприятное свойство накапливаться и становиться причиной сразу многих проблем – от неопрятности квартиры до возникновения аллергических заболеваний.

Пыль в нашей квартире

Вредна ли пыль?

К примеру, при перемещении человек поднимает в воздух и пыль. Подобная пыль часто попадает в наши легкие.  Если же дышать пылью постоянно – существует вероятность возникновения хронических недугов дыхательной системы. Поэтому люди, которые беспокоятся о своем здоровье, должны думать и о чистоте воздуха помещения, в котором они находятся, своевременно проводить уборку от пыли, используют специальные приспособления (щетку для пыли, пылесос и пр.).

Экологи всего мира единодушны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. В первую очередь от нее страдают аллергики.

По статистике, каждый пятый житель нашей планеты в той или иной мере подвержен аллергии на пыль. Это заболевание выражается по-разному. Если одни всего лишь чихают, то у других может развиться астма – смертельно опасное заболевание.

Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.

Итак, пыль сильно влияет на организм человека: у людей засоряются легкие, появляется аллергия и развиваются разнообразные болезни.

Пыль в помещении может содержать целый ряд различных аллергенов. Тем не менее, в воздухе наиболее опасными являются частицы домашних клещей, табачного дыма и прочих элементов.

                      

Это… клещи — микроскопические живые существа, живущие в домашней пыли. Их около пятидесяти видов, и питаются они омертвевшими чешуйками человеческой кожи. Клещики обитают в подушках, постельном белье, мягкой мебели, скоплениях пыли на полу, особенно в укромных местах, куда не достает веник и не попадают сквозняки. В квартиру они залетают вместе с теми же сквозняками, часто мы заносим их в одежде.

        А это "пыльные" клещи. Они питаются вашей кожей. Их очень много в вашем матрасе. Их может жить почти миллион на один квадратный метр.

Вреда от них мало, но у некоторых людей они сами и их выделения могут вызвать аллергию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Предлагаемый сценарий для педагогов ДОУ   позволяет провести рисование после беседы с детьми по ОБЖ, закрепить знания детей о противопожарной безопасности....

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...»

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...»Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность: среднесрочныйУчастники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родит...

Конспект занятия по пожарной безопасности " Кого на помощь надо звать, если огонь начал пылать? "

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!...

Развлечение "Пылай, моя песня!"

Сценарий праздника, посвященного дню рождения М. Джалиля...

Занятие в подготовительной группе по теме "Пыль"

Занятие в подготовительной группе (интеграция дисциплин математика, информатика, естественнонаучные предметы )...

Исследовательский проект "Откуда берется пыль?"

Цель исследования: выяснение причин образования пыли...

Исследовательская работа (проект) «Откуда берется пыль?»» по направлению «Естественнонаучная: неживая природа»

Детско – исследовательский проект    «Откуда берется пыль?»  направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности.  Ребенок в про...