Дидактические игры по теме «Развитие культурно- гигиенических навыков у дошкольников»
учебно-методический материал

Морараш Виктория Владимировна

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности.Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.Понятие культурного поведения у дошкольников, определяется, как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в разных видах деятельности.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов.

Это такие методы как: введение правил культуры поведения, упражнения на их закрепление, оценка поступков детей, этические беседы, чтение и беседы по художественным произведениям, игры, экскурсии, просмотр спектаклей и многое другое.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования гигиенических навыков у  дошкольников

Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять представления детей об одежде, формировать навык одевания/раздевания согласно алгоритму действий.

Материал: картинки с изображением куклы, картинки с изображением предметов одежды.

 «Хрюша – грязнуля»

Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены.

Материал: карточки с изображением поросёнка (грязный, чистый), карточки с изображением предметов личной гигиены.

 «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Материал:  две куклы – кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

Дидактическая игра «Перемешанные картинки»

Цель: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Дидактическая игра «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости – куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Дидактическая игра «Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Дидактическая игра «Посади цветочки на лужок»

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Дидактическая игра «Что ты можешь о них сказать?»

Цель: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Дидактическая игра «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Дидактическая игра «Что нужно кукле?»

Цель игры: Формировать в игровой форме культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.

Оборудование. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.

Дидактическая игра «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Дидактическая игра «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытья рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити.

Дидактическая игра «Причешем куклу»

Цель: учить отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать опрятность. Использовать потешку для расширения словаря.

Материал: кукла, петушок, расческа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство обучения культурно-гигиеническим навыкам младших дошкольников

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу...

Презентация на тему : "Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Важно знать и  и применить в работе с детьми множество интересных идей для усвоения ими старого доброго принципа "Чистота - залог здоровья". Воспитать в детях потребность и полезную при...

Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.

Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...