Футбол
рабочая программа

Polezhaev

Физическое воспитание играет большую роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.

Программы по которым работают дошкольные учреждения предусматривают своевременное физическое развитие детей, которое осуществляется целым комплексом средств. Среди них большое значение имеют занятия спортивными играми.

Ключевые слова: физическое развитие, спортивная игра, элементы футбола, занятия физкультурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл futbol.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Футбол»

Подготовил: Полежаев С.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация.        1

Пояснительная записка        1

Организационно-методические рекомендации.        2

Этапы обучения:        2

Методические рекомендации.        3

Ссылки на источники        10

Аннотация.

Физическое воспитание играет большую роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни.

Программы по которым работают дошкольные учреждения предусматривают своевременное физическое развитие детей, которое осуществляется целым комплексом средств. Среди них большое значение имеют занятия спортивными играми.

Ключевые слова: физическое развитие, спортивная игра, элементы футбола, занятия физкультурой.

Пояснительная записка

Футбол — спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.

Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно - сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры, требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Футбол - игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Организационно-методические рекомендации.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста игре в футбол представляет собой синтез методики спортивной школы (адаптированный к условиям ДОУ) и игровой специфики дошкольного учреждения. Таким образом, посредством разнообразных игр, игровых упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в условиях дошкольного учреждения.

Цель: занятий футболом в ДОУ — ознакомление детей с определенным видом игры и основами ее техники, формирование осознанного интереса и мотивации к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом, охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование его физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение умственной работоспособности, воспитание навыков поведения ребенка в коллективе.

Задача: обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий.

Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении - это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.

Принципы:

  • Принцип доступности;
  • Принцип индивидуальности;
  • Принцип постепенности

Этапы обучения:

Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа.

подготовительный

основной

заключительный.

На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей физической подготовленности; совершенствование общей выносливости; улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего деятельности сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полугода и более.

Основной этап — этап непосредственного обучения игре в футбол. То есть занятие. Длительность таких занятий составляет 25-30 минут. Занятие состоит их трёх частей вводная часть, основная, заключительная

Наличие трехчастной формы занятий позволяет педагогу рационально распределить учебно-тренировочный материал.

Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.Продолжительность вводной части для старших дошкольников - до 3—4 минут.

Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника.

Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т.п.

Продолжительность основной части - до 20 минут.

В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность заключительной части составляет 4—5 минут.

Заключительный этап — этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям.

Методические рекомендации.

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однако упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для детей. Однообразие и монотонность действий снижают интерес у детей. Упражнения и игры должны быть доступными дошкольникам. В начале обучения основное внимание детей направляется на овладение правильными движениями, а затем нужно стремится, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений.

Формы обучения: занятие, футбольный матч.

Длительность занятия составляет 25-30 мин. Занятие состоит из трёх частей:

вводная – 3-4 мин.

основная – 20 мин.

заключительная – 4-5 мин.

Длительность футбольного матча 25 мин. (с учетом перерыва)

Разминка – проводится перед началом матча.

1 тайм – 10 мин.

Перерыв – 5 мин.

2 тайм – 10 мин.

Правила игры в футбол

С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может сам оговорить некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т. д.

Цель игры. Цель команды в игре — забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из 5—8 детей и нескольких запасных. Один из игроков — капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки.

Судейство. Воспитатель следит за выполнением правил игры и принимает решения во всех спорных случаях. Он останавливает игру при нарушениях правил игроками, следит за поведением детей, контролирует время игры.

Время игры. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3— 5 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Результат игры. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большее количество мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной вничью.

Правила проведения игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его (ногами) товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды — не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками касаться мяча разрешается только вратарю.

Начало игры. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора стороны или начального удара.

Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля, и игра начинается по сигналу воспитателя одним из игроков команды, начинающей игру. Ребенок направляет мяч в сторону противника. После установленного перерыва команды меняются сторонами и начальный удар производится с центра поля игроком противоположной команды, т. е. той, которая не начинала игру.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую линию или линию ворот по земле или по воздуху, считается вышедшим из игры.

Нарушение правил и наказание за них. Игрокам не разрешается ставить товарищу подножку, ударять противника ногой, толкаться, тянуть за одежду, за руки, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Нарушением правил игры считается также бег с мячом в руках, попытка ловить его. Если игрок нарушает правила, воспитатель останавливает игру и делает ему замечание.

Оборудование и инвентарь

На участке с травяным покрытием оборудуется футбольное поле, длина поля не должна превышать 24 м, ширина 18 м. Если детский сад не располагает достаточной площадкой, то игра проводится с меньшим числом игроков в командах на площадках любых размеров. Разметка площадки делается мелом. Поперек площадки отмечаются средняя линия и центровой круг диаметром 5 м. На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м, шириной 3 м. Ворота делаются из круглого столба диаметром 12 см или из металлических труб. Они окрашиваются белым цветом.

Элементы футбольной техники

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.

Передвижение игроков по площадке:

• различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);

• различные виды прыжков, подскоки;

• подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.

Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу:

  • носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;

• носком ноги в ворота шириной 2—2,5 м с расстояния 3—4 м с места;

• 5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота (1,5—1,7 м) без вратаря;

• с разбега по неподвижному мячу в стену;

• передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;

• по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;

• игровое упражнение «Снайпер»;

• пяткой: подбежав с расстояния 2—3 м к 5—6 мячам, лежащим на одной линии, выполнить поочередные удары по ним;

• пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния 2,5—3 м;

• передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами - 2—2,5 м);

• передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);

• игровое задание «Кто быстрее»;

• серединой подъема (имитация удара по мячу);

• с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3—4 м;

• с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет (расстояние до предмета — 2—3 м);

• (с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по неподвижному мячу в стену (3—4 м);

• отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура — 20 см);

• по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);

• внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с разбега);

• отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8—10 ударов по мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);

• внутренней стороной стопы («щечкой»);

• по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние - 3-4 м);

• ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в стену;

• после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или предмет) с расстояния 2,5-3 м;

• передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;

• мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга — 4-5 м), игроками, стоящими по периметру круга.

Остановка (прием) мяча ногой:

• остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках) любым способом и остановка подошвой ноги;

• передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам, образующим этот круг.

выносится вперед - влево, левая — вперед -вправо. Прием мяча осуществляется в момент его приземления.

Ведение мяча ногой:

• по прямой (10 м) попеременно: то правой, то левой ногой;

• по начерченной прямой линии (10м) попеременно: то правой, толевой ногой;

• по извилистой линии;

• между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;

• по коридору (шириной 2 м и длиной Юм), постепенно уменьшая его ширину;

• произвольное ведение мяча любым способом.

Финты (уход с мячом в сторону от соперника):

• в паре с тренером, а по мере усвоения техники — с другим игроком;

• пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.

Отбор мяча:

• игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;

• игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» — только ногами).

Вратарская техника:

• ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг другу);

• ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;

• ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;

• ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре — 2,5-3 м);

• подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением вперед;

бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до колокольчика»);

• ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с расстояния от 2 до 4 м, затем игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).

• ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала руками — игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне живота, - затем ногами);

• ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером мяч с расстояния 2,5-3 м);

• из и. п. - полуприсед с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу мячу - отбивать мяч, брошенный водящим;

• прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);

• бросок мяча двумя руками:

• из-за головы;

• из-за плеча правой (левой) рукой;

• одной рукой сбоку низом;

• выбивание мяча в поле (пробежав несколько шагов, подбросить мяч невысоко вверх - вперед и ударить по нему подъемом ноги).

Приемы игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой, если есть возможность продвинуться вперед. Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом.

Вбрасывание мяча

• бросок мяча двумя руками из-за головы с места (с разбега) на дальность;

• перебрасывание мяча способом двумя руками из-за головы через сетку, стоя в паре.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребёнок берёт мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Упражнения

1. Удары ногой по подвешенному мячу.

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов.

3. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

4. Один ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

5. Бросок мяча в стенку и прием отскочившего мяча под подошву (внутренней стороной стопы).

6. Удар мяча ногой в стенку и его прием.

7. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

8. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

9. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает его (тоже ногой).

10. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

11. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

12. Вести мяч ломаными линиями, толчками одной и поочередно то правой, то левой ногой.

13. Вести мяч вокруг стоек.

14. Вести мяч вокруг стоек и ударять по воротам.

15. Вести мяч меняя темп передвижения.

16. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

17. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

18. Бросать мяч по цели на точность попадания.

19. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

20. Один ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

21. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 — 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

22. Вратарь стоит в воротах. 2 — 3 детей поочередно посылают мячи, вратарь должен ловить все мячи в воздухе или направлять мячи ногой в поле.

Подвижные игры

Подвижная цель.

Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий — в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг.

Мячом можно ударять только в ноги водящего.

Ведение мяча парами.

Дети делятся по двое. У одного из них — мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.

Гонка мячей.

Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого — по мячу. После сигнала воспитателя все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

Вариант. То же, но по первому сигналу воспитателя игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу — в медленном.

Задержи мяч.

Дети становятся в круг — это нападающие, внутри круга — защитник. Нападающие быстро передают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитник старается задержать его. Если ему это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.

Если в игре участвует много детей, то могут быть 2 — 3 защитника.

Игра в футбол вдвоем.

Дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2 — 3 м. Игроки передают мяч друг другу отбивая его то правой, то левой ногой, стараясь попасть мячом в круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший больше количество мячей в круг противника.

Забей в ворота.

Несколько играющих детей (4—6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот,- это нападающие. Двое детей (3) —защитники, они располагаются между линией и воротами. Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот ребенок, который больше забивает мячей в ворота.

У кого больше мячей.

Дети образуют две разные команды. Каждая из них берет два мяча и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 — 50 см от земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он, прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или -проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.

Футболист.

Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой. И др.

Ссылки на источники

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – 47-е изд., испр. и доп. – Москва. Мозаика-Синтез, 2006г.
  2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – Москва. Просвещение, 1992г.
  3. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий. – Москва. ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Футбол,футбол,кричат болельщики: "Гол!"

«Футбол,футбол, кричат болельщики гол!»И это про наш детский сад «Герл» . 1 июня , в Международный день защиты детей, состоялся турнир по мини-футболу между 2 командами : воспитанниками детского сада ...

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с элементами футбола в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Страна футбола».

Цель: Обогащение двигательного опыта детей по средствам обучения элементам игры в футбол.Задачи: Обучающие:  Продолжать знакомить детей с техникой владения мячом. Познакомить детей с качествами х...

Проект "Любим футбол! Играем в футбол!"

Воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к спорту, спортивной игре футбол, к преодолению трудностей, достижению поставленной цели....

Консультация для родителей "Футбол, футбол - да здравствует футбол"

В данной консультации рассказывается, о пользе футбола, его влиянии на организм ребёнка. Как важно приобщать ребёнка к спортивным играм....