Кинезиологические игры как здоровьесберегающая технология в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ в детском саду.
статья (старшая группа)

Гребенюк Светлана Николаевна

В рамках сегодняшнего эфира, посвященного здоровьесберегающим технологиям, предлагаю вашему вниманию опыт работы по использованию нейропсихологических игр в работе воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности детей с ОВЗ.  Современные дети –  это дети информационного века. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, планшетами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией –  замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивность, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

Современный мир – мир огромного потока информации, которая легко находится при помощи гаджетов. Современные дети – это дети информационного века, С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД(минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивность, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Новое поколение сильно отличается от предыдущих. Изменился уклад жизни, традиции, психология людей. Дети постоянно сталкиваются с проблемами в  повседневной жизни, начиная от неумения завязывать шнурки, имеют слабо развитую мелкую моторику, обладают крайней неусидчивостью, чаще не слышат обращенную к ним речь взрослых, и заканчивая маленьким словарным запасом и отсутствием достаточного общения. Как часто в своем детстве я слышала от бабушки: «Да, в наше время дети были другими….» И вот уже сейчас ловлю себя на том, что сама часто говорю своему взрослеющему сыну ту же фразу. И почему каждое новое поколение отличается от предыдущего? В чем причина непонимания взрослыми своих детей? И будет ли когда-нибудь разрешен «вечный конфликт» отцов и детей?

Во все времена современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников 50 или 20 лет назад.

Один педагог сказал, что все они какие-то кибермальчики и кибердевочки: голова как компьютер, неуёмные и гиперактивные. А кое-кто считает, что у них нет детства.

Современные дети – это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Перед нами сейчас ребенок 2012 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. Ученые констатируют: Ребенок стал другим! Но при этом хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности? Попробуем в этом разобраться.

С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД

(минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивность, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.

? «Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями;

? «Дети Света»- мировоззрение детей отличается от привычного;

? «Одаренные Дети»- уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками);

? во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые Дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения;

? в Америке – « Дети Индиго». Последнее определение становится популярным и у нас в стране.

На самом деле, у многих их особенностей есть вполне логичные объяснения. Они смотрят те же фильмы, что и родители, слушают ту же музыку, живут теми же проблемами.

Одна из основных особенностей современного поколения: зависимость от техники. Они не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютера. Ну что же, им предстоит жить в том мире, который нам и не снился. А объяснение-то лежит на поверхности: они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими:

 

? Они более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными.

? Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них.

? Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

? Они мало общаются, говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

? У них есть проблема разрешения конфликтов. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

? Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.

? У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в 10 - 12 и более травматично.

? Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Снова-таки, не их вина. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов.

? Современные дети не умеют играть. Тут две причины. Во-первых, современные игрушки и игры, в которых предусмотрено все и нечего додумывать. За детей все сделано. Во-вторых, в основном современные дети не имеют той радости, которая была у нескольких поколений: двора. Просто взгляните на современные дворы. Да, кое-где есть площадки, но в основном…

? Кроме того, если раньше дружили домами и квартирами, то сейчас все семьи держатся обособленно, потому-то и нет дворовых игр. Увы, дворовая игра, как культурный феномен, умерла.

Но наряду с этим, новое поколение:

? Более образовано. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и

придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.

? Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

Вышеизложенные особенности развития детей, обладающих новым типом сознания, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и обучении. По природе молодым людям хочется понять, каково их предназначение в мире и какие связи им нужно выстроить между собой, чтобы стать счастливыми. По той же причине они презирают созданную нами систему обучения – ведь у них нет недостатка в «сухих» знаниях.

Мы должны помочь найти нам ответы уже сейчас! Новое поколение нуждается не столько в образовании, сколько в воспитании.

Особенность воспитания детей 21 века обязывает нас не пичкать молодого человека знаниями, а готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место». На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.

Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.

 

У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Потому, когда вы требуете от малыша выключить компьютер или телевизор, задумайтесь над тем, а что вы предлагаете взамен. Где гарантия, что вы именно те образцовые родители, на которых малыш будет стремиться стать похожим?

Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Безусловная любовь, отражается, безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий Они приходят в наш мир совершенными - попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного. дети во все времена остаются детьми и ни чего не изменится. Дети растут в любых условиях и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни. Просто у современных детей –современное детство. 

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать. Трудности помогают ребенку стать сильнее. Пример: бабочке приходится приложить огромные усилия, чтобы вырваться из кокона. Если, стремясь ей помочь разрезать кокон, то она умрет, т.к. у нее не разовьются определенные группы мышц, и она не сможет летать, парить.

План.

1. Актуальность

 Современные дети –  это дети информационного века. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, планшетами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией –  замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивность, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Новое поколение сильно отличается от предыдущих. Изменился уклад жизни, традиции, психология людей. Дети постоянно сталкиваются с проблемами в  повседневной жизни, начиная от неумения завязывать шнурки, имеют слабо развитую мелкую моторику, обладают крайней неусидчивостью, чаще не слышат обращенную к ним речь взрослых, и заканчивая маленьким словарным запасом и отсутствием достаточного общения. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо внедрение здоровьесберегающих инновационных технологий в коррекционный процесс и использование кинезиологи. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Современная психолого- педагогическая практика  разработала множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга, активизировать межполушарное воздействие и добиться наиболее гармоничного развития ребенка. Развитие межполушарных связей у детей дошкольников просто необходимо. Развитие межполушарного взаимодействия совершенствует механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижает заболеваемость; готовит ребенка к школе, постепенно приучает его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способно помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный возраст для развития мозговых структур, интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Сейчас есть очень много игр и упражнений для головного мозга. Все они красочные яркие, интересны детям.

Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из актуальных направлений внедрения здоровьесберегающих инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологи. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Применение кинезиологических упражнений и пособий направлено на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием мозга, активизировать межполушарное воздействие и добиться наиболее гармоничного развития ребенка. Межполушарное взаимодействие совершенствует механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями.

Для детей с нарушением речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Предлагаемые задания могут значительно активизировать работу мозга ребенка, синхронизировать работу полушарий мозга, увеличить функциональные возможности. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

2.Задачи

  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать память, внимание, воображение, мышление;
  • Развивать связную речь;
  • Формировать произвольность;
  • Снимать эмоциональную напряженность и стресс;
  • Создать положительный эмоциональный настрой.

Слайд фото книг

Слайд фото пособий, прибамбасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С УЧЁТОМ ФГОС"

Здоровье сберегающие технологии, используемые в группе компенсирующей направленности....

Комплексное интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Волшебное превращение пенопласта в новогодние украшения»

Пояснительная записка: Работая на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, постоянно убеждаюсь, как важно найти и привнести в коррекционный процесс приемы, позволяющие повысить эффективность...

Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»

Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии  используются упражнения  по здоровьесбережению и  следующих здоровьес...