Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сидоренко А.В.

Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_b.b.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 «Светлячок» станицы Отрадной  муниципального

образования Тихорецкий район

Учитель-логопед МБДОУ № 25

 «Светлячок» ст. Отрадной

Сидоренко А.В.

13.02.2020

Цели:

коррекционно-образовательные:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь;

  коррекционно-развивающие:

-учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в слогах, словах;

-развивать фонематические процессы;

    -развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

    -развивать память и мышление;
коррекционно-воспитательные:

  -воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.
 -воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
 -воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование:  изображение Буратино,  наборы  для  составления  схем, карандаши, тетради, картинки со звуками Б, Бь в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, пиктограммы.

                                                             Ход занятия:

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Как вы помните, Буратино так и не дошел до школы, и он много не знает. Буратино хочет сегодня у вас поучиться.

II Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  1. Общее расслабление:

Выполнение действий по тексту.
Руки на коленях,                  Пальчики прижаты.

  Руки, ноги сжаты,                  Пальцы разжимаем,

  Крепко, с напряженьем,        Отдыхаем, отдыхаем.

2. Массаж лица:

-поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

-поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

-поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

-поглаживание носа от кончика к переносице;

-поглаживание от уголков губ к ушам;

-«пальцевый  душ»   (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

   3.Развитие мимических мышц:

Улыбнулись. Огорчились. Удивились. Рассердились.

    4.Развитие артикуляционной моторики. 

Упражнения:

      -для челюсти: имитация жевания;

-для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

-для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя); а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).

5. Работа по развитию дыхания и голоса.

-вдох через рот — выдох через рот (5 раз).

III Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Объявление темы.

Дети садятся за столы. Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.

Логопед: Буратино вам хочет загадать загадки. Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан) С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака) Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок) Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Логопед: Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки [Б],[Б’]. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [Б],[Б’] и познакомим с ними Буратино.

2.        Акустико-артикуляционный образ звуков.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков Б, Бь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков.

Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной.

Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.

  1. Развитие фонематического слуха.
    Дифференциация звуков в ряду согласных.
    На звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем.
  2. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

- Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

- Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

4.        Связь звуков и букв.

-А теперь мы с  вами познакомимся с буквой  Б.  Ребята, а до этого мы с вами что  произносили - звуки  или  буквы?  (ЗВУКИ).

-Звуки мы с вами что делаем?  ( СЛЫШИМ, ГОВОРИМ)

-Буквы мы с вами что делаем?  (ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ)

-Теперь посмотрите  на  букву  Б.  Давайте  рассмотрим  её.

Буква Б — у мамы в бусах, 
Буква Б — в больших арбузах, 
В доброй, милой бабушке 
И красивой бабочке

-На что по-вашему  похожа  буква Б?   (ответы детей).

-А  теперь  давайте посмотрим, как  художник  представляет  себе  букву  Б, с  чем он  сравнивает.  Запомнили  букву Б.

-А теперь давайте из конструктора соберём букву Б и скажем из каких элементов она состоит? (СПИНКА,  ЖИВОТИК, А СВЕРХУ   КОРОТКАЯ  ПАЛОЧКА).

-А  в какую  сторону  смотрит  буква  Б?   (в правую).  Покажите, мне, пожалуйста, это направление, вправо.  

-А теперь давайте напишем  3-и  буквы  Б  по  точкам.  Начинаем писать  с верхней  точки. Ставим  на неё ручку,  ведем прямую вертикальную  палочку  вниз   до  нижней  точки.   Теперь ручку ставим на середину  вертикальной палочки  и  пишем  полукруг (животик),  и в конце  пишем   верхнюю  палочку  (шляпку).  

Логопед: Следующее  задание:   посмотрите, ребята, Буратино написал буквы Б, а  все  ли  они  написаны  правильно?  (НЕТ).  Возьмите  красный  карандаш,  вы  сейчас  будете,  как  учителя   исправлять  ошибки,  зачеркните  неправильно написанные  буквы  Б.  Закончили,  молодцы.  

IV.Физкультминутка.

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (встали на носочки).

V  Чтение слогов с договариванием.

Логопед: Буква Б подружилась с гласными буквами. Давайте посмотрим, что из этого получилось, и прочитаем слоги все вместе с договариванием до целого слова.

Дифференциация звука в слогах, словах.

Игра «Живое слово». Для игры берутся два слова: бант, бинт. После звукового анализа слова бант дети «становятся звуками» этого слова, встают в нужной последовательности и выбирают фишки соответствующих цветов. Остальные дети проверяют правильность «живой» (цветной) схемы. То же со словом бинт. Затем дети вместе составляют данные слова из букв разрезной азбуки и печатают их в тетрадях.

VI   Итог занятия и оценка работы детей.

Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с чем мы сегодня познакомились. Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам. И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с речевыми нарушениями «Профессия строитель»...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»

Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...

Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...

Комплексное интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Волшебное превращение пенопласта в новогодние украшения»

Пояснительная записка: Работая на группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, постоянно убеждаюсь, как важно найти и привнести в коррекционный процесс приемы, позволяющие повысить эффективность...