"Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"
консультация

Хрулева Мария Викторовна

"Обучение дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 111»

 Обучение дошкольников

рассказыванию по картине».

        Подготовила:

воспитатель Хрулева М.В..

        

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только  расширяет и      углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но       и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по  картине существенное значение имеет понимание особенностей  восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин  ребёнка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней  изображено.  

Так, в младшей группе, например, надо научить рассматривать картину, формируя умение замечать в ней самое главное, постепенно переходя от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображённые предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи ( ответы на вопросы и  составление небольших рассказов), поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составлять связного подробного  изложения.

        Структура занятия:

1 Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

2 Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной приём проведения - занятие - беседа. К концу года становится возможным переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Первые картины для младших дошкольников- это картины, изображающие отдельные объекты       ( игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей: « Наша Таня», « Мы играем» и др.

В занятиях в средней группе необходимо подвести детей к составлению небольшого    связного повествования, развивать монологическую речь, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

        Структура занятия:

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений). В конце года, если дети научились рассказывать     по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию.

В старшей группе важно научить детей правильно понимать содержание картины, учить составлять связный рассказ, активизировать и расширять словарный запас детей, развивать память, внимание, инициативное мышление. Рассказ-образец даётся воспитателем для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Таким образом, придумывая начало или конец к изображённому, дети приобретают умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

На занятиях с детьми подготовительной группы используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве образца часто используется художественное произведение.

        

Структура занятия:

1 Рассматривание картин осуществляется по частям.

2 Используются творческие задания, детям предлагается самим        задавать вопросы.

3 Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают; можно использовать указания, кому начинать, о чём рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

4 После пояснений и указаний дети принимают участие в коллектив-      ном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

          * Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление описательного рассказа по предметной картине.

* Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

* Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

* Составление описательного рассказа по пейзажной картине и         натюрморту.

* Творческое рассказывание по сюжетной картине.

        Требования к картине:

* Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

* Реалистичное изображение.

* Картина должна быть высокохудожественной.

* Доступность содержания и изображения ( отсутствие множества  деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка).

Литература: Федоренко А.П., Фомичёва Г.А. «Методика развития речи детей», «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А.Сохина, Ткаченко Т.А. «Обучение детей творческому рассказыванию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.

ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка.  Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу

БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах

На первом этапе - первоначального разучивания движения ставятся следующие задачи: познакомить детей с новым физическим упражнением, создать первоначальное целостное представление обо всем двигательном...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...