Игры для развития высших психических процессов
статья (средняя группа)

Безродная Юлия Александровна

В статье раскрываются вопросы значимости игры в жизни ребёнка. Также, представлены некоторые из игр для развития внимания, восприятия и памяти малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_molchunov_1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития ВПФ (высших психических функций)

Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения в общении.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Каждая игра из предложенного цикла длится не более 3-4 минут. Приучаем детей сосредотачиваться на предметах и объектах.

Игра «Дай шарик мишке» (развитие зрительного внимания)

На полке стоят игрушки. Вводим мотивацию: - Дай шарик мишке! – На! (скажем мишке). Не «уходить» в сторону. Держать основную задачу.

Игра «Найди среди игрушек…» (развитие зрительного внимания)

Просим найти среди игрушек собачку, робота, кораблик, всех мишек, мяч и пр.

Проси найти всех мишек, всех собак (активизируем речь).

Игра «Подберём колпачки» (развитие зрительного внимания и восприятия)

Снять колпачки заранее с фломастеров, которые уже не пишут и предложить ребёнку подобрать колпачок к каждому из них. Ищем слова, которые понятны ребёнку.

Игра «Бутылки с кружочками» (развитие зрительного внимания)

Обговорить обо всех частях бутылки (горлышко, донышко, стенки) и показать их. Начинаем сортировать, например, цветной параллон или мячики. В бутылку с жёлтым кружочком кладём желтые предметы, с красным кружочком – красные и т.д.

Игра «Контейнер с ячейками» (развитие зрительного внимания)

Взять контейнер как из под яиц. Расставить лягушек на полках и столах по всей комнате.

Говорим ребёнку: - Никита, а где у нас лягушки, давай поищем? Ребёнок ищет 5 лягушек и складывает их в контейнер с ячейками.

- Как квакают (или прыгают) лягушки? Покажи (или давай вместе).

-А что это у лягушки? (Юбка). Ребёнок скажет: - Юба! (А вы одобрительно: -Да, это юбка! и т.д.)

Игра «Найди мишку на картинке….» (развитие речевого и зрительного внимания)

На картинке разные мишки.

- Найди мишку – девочку.

 - Найди мишку с мороженным.

 - Найди мишку, который лежит.

- Найди мишку с арбузом.

Игра «Построй башню по рисунку» (развитие восприятия и внимания)

Применяем карточки с цветными фигурами в виде прямоугольников и квадратов (нарисованные на карточках) и крупный конструктор «Лего».

Показываем ребёнку сначала карточку из 3-х квадратов или прямоугольников. Когда справится, можно перевернуть карточку снизу вверх так, чтобы поменялся порядок цветов.

Игра «Найди пару» (развитие зрительного восприятия)

С нескольких кукол снимаем обувь и перемешиваем, а затем предлагаем ребёнку найти, где, чья обувь и надеть на кукол.

Игра «Мамины баночки» (развитие восприятия и мелкой моторики)

По законам психологии количество предметов = возраст+2 (можно начинать с возраста). Для слабого ребёнка предъявляем сначала столько предметов, сколько ему лет.

Снимаем крышки с баночек и кладём напротив их, поменяв местами. Ребёнок подбирает крышку к подходящей баночке. Провокация:  можно положить одну крышку от баночки, которой здесь нет и пусть ребёнок подумает….

Игра «Предмет и картинка» (развитие восприятия)

Показываем ребёнку картинку с каким-либо предметом, игрушкой и т.д., а он ищет в комнате в ящике или на полке такой же объёмный настоящий предмет или игрушку.

Игра «Перевёрнутые крышки» (развитие зрительного внимания и памяти)

Можно взять крышечки от детских «пюрешек» или побольше и приклеить на внутреннюю часть картинку с одним простым предметом. Рассмотреть с ребёнком эти крышечки с картинками и всё проговорить. Далее игра.

- А сейчас наступила ночь.  Ребёнок отворачивается или закрывает глазки ладошками. Взрослый в это время переворачивает одну крышку. Ребёнок открывает глаза и отгадывает, какой предмет спрятался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...

Игры для развития высших психических процессов

Подборка игр для развития речи, внимания, памяти, мышления, воображения....

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...

Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека по развитию высших психических процессов у детей с ЗПР

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.Возраст: 5 лет и старше1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форси...

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»

Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет "Обучение скорочтению чере развитие высших психических процессов".Рабочая программа воспитателя ГБДОУ детско...