Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Меркулова Елена Анатольевна

Картотека игр и заданий на развитие высших психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление, речь) для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_psihicheskih_protsessov.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  заданий по развитию высших психических функций
(восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Высшая психическая
функция

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Восприятие

«Тихо-громко»
 
  (Развитие слуховового восприятия)            
(5-7 лет)

Цели: Развивать 
слуховое 
внимание, координацию движений и чувство ритма.
Ход игры:
Предложить детям внимательно прислушиваться к звучащей музыке.
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

Варианты: можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;  на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные; найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

       «Подбери  предмет по цвету»

  (Развитие зрительного   восприятия)
                         (5-7 лет)


Цели: закреплять умение соотносить цвет - как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета.

В середине карты – стрелка.

Карта круглая.
Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!»
На какой цветной кружок  укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы.

Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

 «Угадай, из чего сделан предмет»

(Развитие тактильного восприятия)
(5-7 лет)

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Материал:  набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Воображение

 «Продолжи рисунок»

(5-7 лет)

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры:  простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка.
Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 «Камешки на берегу»

(5-7 лет)

 Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Ход игры: Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.  Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути,превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д

«Что произойдёт, если…»

(5-7 лет)

Цель: Развивать воображение, связную речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям ответить подробно на предложенные вопросы.

Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? Что будет, если не наступит весна?

Память

У ребят порядок строгий

                    (5 – 7 лет)

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраи
ваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Так трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становитесь! ». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном педагогом.

Варианты:

1. После каждого построения порядок расположения игроков меняется.

2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.

«Кто ушел?»

(5 – 7 лет)

Цель: развитие памяти, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

Вариант 2.

Когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.

«Будь внимательным»

(5 – 7 лет)

Цели: развитие краткосрочной памяти, слухового внимания, логического мышления.

Ход игры: Педагог говорит детям: «Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово».
Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д.  После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

 «Пары картинок»

(5 – 7 лет)

Цель: развитие смысловой памяти

Материал: 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед детьми. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса.

Ход игры: Предложить детям внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Убрать картинки с правого ряда. Попросить детейа, чтобы они, глядя на оставшиеся картинки назвали те которые убраны.

Мышление

«Логические концовки»

(5 – 7 лет)

Цели: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырас
тают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

«Группируем по признакам»

(5 – 7 лет)

Цели: закреплять умение употреблять обобщающие поня
тия, выражая их словами.

Материал: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

    «Угадай картинку»

(5 – 7 лет)

Цель: развитие мышления и речи.

Материал: 24 предметные картинки.

Описание: Дети делятся
на две команды, размещаются за столами  на удалении друг от друга.
Каждой команде раздаются одинаковые 
комплекты
картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок.
Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Речь

«Придумай предложение»

(5 – 7 лет)

 Цели: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

 Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Замкни цепочку»

(5 – 7 лет)

Цели: развитие  фонетико-фонематической стороны речи и внимания.

Игровое правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыва
нием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

 Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

«Наоборот»

(5 – 7 лет)

Цели: развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противопо
ложное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Картотека заданий по формированию лексико -грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"

Картотека заданий по формированию лексико грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "День Победы"....

Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.

Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного  и нестандартного оборудования....

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

В материале  определены задачи для развития психических функций и подобраны игры и упражнения для их развития....

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье раскрываются особенности подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня. Анализируются результаты проведенного исследования, а также сформулированы рекомендации по ...

Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Предлагаю вашему вниманию картотеку, содержащую ряд психолого-педагогических игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного  возраста. Данный матер...