Закаливание детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Закаливание детей дошкольного возраста.

Закаливание детей дошкольного возраста.
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. 
Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Существуют 3 основных способа закаливания детей:
1. Закаливание воздухом.
2. Закаливание водой.
3. Закаливание солнцем.
И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике после сна.
Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время года при одностороннем проветривании.
в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.
Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.
Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.
Умывание. 
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. 
Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину.
Обливание. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев .
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые
лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.
Желаем вам не болеть и посещать детский сад !

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklivanie.docx18 КБ
Файл ЗОЖ в детском саду22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека. Дыхательная гимнастика.

Насосик.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Говорилка.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Ветерок.

Ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

Курочки.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Пчелка.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-жж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Косим траву.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

 

Прожорливые фрукты.

Оборудование: пластиковые бутылки, на которую с двух противоположных сторон наклеила картинки фруктов, фантик, кусочек ваты или смятая бумажная салфетка.

Ход игры: Игра предназначена для одного, двух или даже трёх детей одновременно. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). - К нам в гости пришли забавные, веселые фрукты. Они очень голодные, давайте их угостим полезными витаминками (фантик, кусочек ваты или смятая бумажная салфетка). В воротики- рот, нужно задувать наши «витаминки». Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

Сдуй дождинки с листочка

Ход игры: - Представьте, что сейчас лето. Пойдемте на прогулку в сад. Недавно прошел дождик. Давайте сдуем с листиков капельки дождя.

Дед или бабка

 Если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это - «бабка» со скромной прической.

Кораблики.

Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило - один «тайм» игры это один выдох.

Листопад.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Жук.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову - вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову - выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Снегопад.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Пузырики.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Самолет.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2-3 раза

Разноцветные шарики.

Посмотри-ка, мой дружок,

Вот какой у нас кружок!

Наш кружок прекрасный,

Ярко-ярко красный.

Шарик сделанный из цветной бумаги, закрепленный ниткой с двух сторон в виде фонарика. Ребенок берет двумя руками за нитки и дует на шарик, на расстоянии 10-15 см. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки», устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Мышка и мишка.

Взрослый читает стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

1 слайд

 О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно. 

 Вашему вниманию, представляю свой опыт работы по данной теме.

Работая с детьми логопедичекой группы, мы хорошо понимаем, что здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть коррекционной работы.

2 слайд

актуальным становится вопрос внедрения технологий в образовательный процесс.

Чтобы у детей было качественное обучение, развитие и воспитание. Дети должны с удовольствием получать новые знания и умения.

 Цель работы

выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий,;

оптимизировать процесс коррекции речи;

обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. 

3 слайд

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Создавать психологически комфортную среду в группах;  
  • Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
  • Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение;
  • Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

    Работая в тесном взаимодействии со специалистами, мы разрабатываем комплекс мероприятий, отбираем и систематизируем тематические материалы. Большинство наших пособий авторские, сделаны своими руками.

4 слайд 

Правильный выбор форм, методов и приёмов работы позволяет преодолеть многие трудности. В своей работе активно используем как традиционные, так и нетрадиционные методы.

5 слайд 

Создание плакатов здоровья и совместное проведение досугов, помогает привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

6 слайд

Утренняя гимнастика проводим ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением

7 слайд

Подвижные игры детей на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья, развивает общую моторику.

8 слайд

На основе простых дыхательных упражнений (поддувание, сдувание) привлекаем внимание ребенка к акту дыхания.  

   В своей работе мы используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.

В сжатые сроки у ребенка развивается дыхательная функция, что способствует более быстрой постановке звуков.

Самомассаж - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервноэмоционального напряжения в забавной игровой форме.

       Используем специальные ручные массажёры  (мячи с пуговицами, варежки обшитые бисером),су-джок мячи, «сухой бассейн».
Массажные движения помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

9 слайд

Пальчиковую гимнастику, сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

10 слайд

    Детям предлагаются упражнения на развитие межполушарных связей. Выполнение заданий сразу двумя руками. Различные лабиринты, бродилки. Используем схемы-помощники, мнемотаблицы. 

Эти упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, а значит развивают интеллект, внимание, память, мышление, речь.

11 слайд

Игры из серии «Песочная планета» -мы включаем в сетку занятий, в качестве познавательного материала.  У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье.

Сочиняем песочные сказки на песке. Обогащаем сенсорный опыт детей, в детском саду имеется сенсорная комната.

12 слайд

Дети рисуют звуковые дорожки: пальцем, кулаком, ребром ладони, щепотью.

В своей работе мы применяем такую гимнастику для глаз, как например:

  • Проследи глазками по цветным дорожкам;
  • Проследи глазками цифры от 1 до 10 (в зависимости
    от возраста); бег по дорожкам.

13 слайд

В нашем детском саду здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

      «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Игра с кодовым словом «Группа».

14 слайд

Сочиняем с детьми витаминные сказки. Находим сходство-различие. Изготавливаем мини-книжки.

15 слайд

Ведется работа над развитием фонематического слуха.  Упражнения и задания для подготовки руки к школе. Фонарики знаний.

16 слайд

«Умные» тактильные коврики помогают и повышают интерес детей.

17 слайд

Использование тематических лэпбуков в индивидуальной работе с детьми. Отгадывание и составление загадок.

18 слайд

  Использование здоровьесберегающих средств в тесном взаимодействии специалистов, позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса:

  • сформировало у педагогов и родителей мотивацию на сохранение здоровья воспитанников,
  • обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • позволило добиться снижения заболеваемости.

У детей происходит:

- улучшение в.п.ф.;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные, речевая функция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

"Зимнее закаливание" краткий справочный материал о правилах закаливания детей дошкольного возраста .

Материал изложен кратко, его удобно размещать на информационных стендах в группах. Содержит основные  понятия закаливания, которое можно начать даже в холодное время года....

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...