Валеологическое воспитание в группе (консультация для воспитателей)
консультация

Бердюгина Елена Валентиновна

Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kkonsultatsiya_dlya_vospitateley_po_valeologii.docx285.68 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологическое воспитание в группе

(консультация для воспитателей)

Бердюгина Елена Валентиновна, воспитатель

МАДОУ ДС № 68 г.Челябинска

В последнее время уровень здоровья детей  значительно снизился. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, растет число простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

  1. Упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.);
  2. Снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.);
  3. Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества.

Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации.

Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия проводимые  в группе для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены;
  2. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, массажная дорожка, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж;
  3. Соблюдение режима дня;
  4. Профилактика простудных заболеваний
  5. Создание условий для двигательной активности.
  6. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  7. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Цель мероприятий по валеологии – заложить основы валеологического воспитания детей 4–7 лет.

Задачи:

  • Формирование представлений о здоровом образе жизни, основах безопасной жизнедеятельности, культуре взаимоотношений;
  • воспитание внешней и внутренней культуры, культуры взаимоотношения полов, эмоционального общения;
  • формирование практических навыков и умений личной гигиены, занятия спортом;
  • формирование умений обходить опасности, не бояться их, бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.
  • D:\фото\108_PANA\P1080820.JPGИнтернет-магазин одежды FreeModa.ru: Готовим ребенка к зиме, Детская одежда в интернет-магазинах модных вещей, Скидка в Москве д 

Структура  валеологических игровых мероприятий:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию о своём физическом здоровье, о строении своего тела, о внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомятся со специализацией врачей.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети учатся выражать свои чувства и уважать чувства других; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; как правильно знакомиться, прощаться, поздравлять, благодарить, извиняться, просить, приглашать, говорить комплименты, общаться со старшими и сверстниками; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что дети знакомятся с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома.

Тематика занятий по валеологии.

Блок

Задачи

1 “Познай себя”

Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей”

Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и тд.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации”

Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и тд).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима – снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень – гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето – жара, солнечный удар, ожог.

Дети, как и все люди лучше запоминают информацию ту, которая им очень интересна или необычна. В  работе  используется следующие методы:

  1. удобное положение детей во время занятий (не за столами, а на ковре лёжа или сидя);
  2. занимательная беседа – диалог;
  3. использование красочного демонстрационного материала к каждой теме, дидактических игр на развития мышления, логики, памяти, кукол – героев.

Параллельно проводятся занятия по нравственному и экологическому воспитанию. Так как здоровье физическое невозможно без здоровья духовного.

Для закрепления пройденного материала используется различные виды игр.

В комплексе эти методы способствуют непроизвольному запоминанию информации.

На первых занятиях дети знакомятся  с понятием здоровье, для чего оно нужно, а также с набором кукол, которые будут присутствовать на каждом занятии.

Дети любят сказки. В сказках возможно все. Для детей была придумана сказка по кукол Колю и Олю. Сон похож на сказку. Поэтому куклы Коля и Оля часто путешествуют во сне по своему организму, беседуют с внутренними органами. Органы рассказывают детям о своих функциях, болезнях и как предупредить их заболевания.

Чтобы объяснить детям об органе или его функции, используются слова– заменители. Например: кислород – хороший воздух; клетки крови– красные человечки на красных корабликах привозят к пальчикам и другим органам нашего организма хороший воздух, витамины, желтые человечки на желтых корабликах защищают от микробов, фиолетовые человечки на фиолетовых корабликах – строители, застраивают ранки; мозг – главный компьютер, а рецепторы – это проводки, по которым мозг узнает, что мы сделали или хотим сделать.

В повседневной жизни необходимо создать условия для основной деятельности детей – игровой. Используется дидактические игры,  выносные коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр: больница, строители, правила пожарной безопасности, стадион и другие. В играх закрепляются валеологические знания.

 Проводятся беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.

Дети берегут и укрепляют свое здоровье и здоровье родителей: с удовольствием выходят на прогулку, занимаются гимнастикой и физическими упражнениями, дома с родителями разговаривают о вреде курения и алкоголя, а осенью, после летнего отдыха,  родители вместе с детьми  изготавливают плакаты о спорте или природе в своей семье. Многие родители отмечают положительное воздействие валеологических занятий на детей, вместе с детьми посещают спортивные секции, участвуют в спортивных мероприятиях, чаще устраивают настоящие детские праздники в семье.

Используемая литература

  1. Колобанов В.В. Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита. С-П.: Изд-во Агентство, 1997.
  2. Чумаков Б.Н. Валеология. М.: Изд-во “Агентство”, 1997.
  3. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 2000.
  4. Курс “Мир и человек”. Окружающий мир. 1 класс. М.: Изд-во “Баланс”, 1997.
  5. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. 9 класс. М.: Изд-во “Просвещение”, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игр в экологическом воспитании детей дошкольников консультация для воспитателей

Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают "открытия", уз...

Дидактические игры для детей средней группы ( консультация для воспитателей

Дидактические игры для детей средней группы ( консультация для воспитателей ) Бакарас Т.В. Дидактическая игра – один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется п...

Работа педагога с ребенком с ОВЗ в общеразвивающей группе. Консультация для воспитателей.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9169036","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Аппликация в средней группе.Консультация для воспитателей.

Аппликация в средней группе.Консультация для воспитателей....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.

Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...