Семинар «Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ»
консультация (младшая группа)

Брежнева Елена Андреевна

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

 2. Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок

3. Способствовать творческому поиску

4. Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_vystuplenie.doc731.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Специфика организации прогулки

 с детьми раннего возраста в ДОУ»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

 2. Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок

3. Способствовать творческому поиску

4. Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО

Предварительная работа:

  1. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства прогулки.
  2.  Разработка сценария семинара

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча будет посвящена прогулке и ее значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.        Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

        Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья

(Участники выполняют задание)

        Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка — это обязательный  элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Одна из главных  задач ФГОС ДО «Орана и укрепление здоровья физического и психического»

"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»

                                   Георгий Нестерович  Сперанский (советский педиатр)

Давайте представим себя в роли администрации…., родителей….., воспитателей, детей…… И ответим на вопрос…. «Что ждем от прогулки? Каковы наши требования к прогулке?»

В сан.пин Из Главы XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса 

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом
воспитания и обучения. Запретом для прогулок является распоряжения со стороны администрации и МЧС. (Неблагоприятные метеоусловия, скользко, шквалистый ветер, ЧСитуации (метеорит) )

Требования к одежде:

  • В летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.
  • В уголок для родителей следует поместить рекомендации по закаливанию, соответствующие возрасту детей и времени года. Призывайте родителей не перегревать ребенка, одевать детей в соответствии с погодными условиями.

Требования безопасности при организации
прогулок на участке детского сада


Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию
участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со
своей должностной инструкцией.

Запрещается:
 Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
 Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные
игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно
возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский
персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости
организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

 Рассмотрим структурные компоненты прогулки

  1. Подготовительный этап
  2. прогулка
  3. завершающий этап.

I  этап. Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение
гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени, и
чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо
продумать и создать соответствующие условия. Одевать и раздевать детей при
подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в
которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками
самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй
подгруппой и выводит детей в приемную;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник
воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на
участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со
второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в
определенной последовательности. Когда у детей выработаются навыки одевания
и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только
помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).
Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не
забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее
содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа
о том, чем они будут заниматься.
Формы,  методы, приемы , которые можно использовать: Ситуативный разговор, похвала, положительная оценка, поощрение.

        

        II этап  - Прогулка.

 Виды прогулок:

Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.

Структура прогулки:


1. Наблюдение. Дидактические игры.
2. Подвижные игры: 2 игры большой подвижности, 1  игра малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.


Последовательность структурных компонентов прогулки может
варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились
на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного
напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры,
пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или
музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки в младшем возрасте длится от 7 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее
планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения
можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными
малышами. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны
предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
 Живая природа: растения и животные;
 Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь,
снег, текущие ручьи);
 Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.)
организуются 1-2 раза в квартал.
Приемы привлечения внимания детей к наблюдению  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи с помощью проблемной ситуации)


Дидактические игры и упражнения.


Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны,
занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты,

Виды дидактических игр:
 Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
 Словесные игры.
Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а
может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик»,
«Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д.
Проводят их со всей группой либо с частью ее.


2- ой структурный компонент - Подвижные игры:

Подвижные игры делятся на:

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные
дни целесообразно заканчивать прогулку играми малой  подвижности. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце
утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся
перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна,
увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

В Младшем  возрасте  рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные,
которых следует вовлекать в подвижные игры. Каждая игра начинается с выбора водящего. В младшем возрасте водящего назначает воспитатель.        Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре

Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети
дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения
правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры
большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда
дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры,
требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок,
какого — либо текста.


3 компонент индивидуальная работа:

  • в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей;
  • с  этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

4 компонент трудовая деятельность

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.
Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и
разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем
возрасте

Формами организации труда детей являются:
 Индивидуальные трудовые поручения;
 Работа в группах;
 Коллективный труд.
Воспитатель привлекает детей к:

  • сбору игрушек
  • оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
  • уходу за растениями и т.д.


Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения
одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются
умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща
планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из
одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в
кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей.
Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом».

5 компонент – самостоятельная деятельность

В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов самостоятельной детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

      Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки!!!

III этап Возвращение с прогулки

Задачи:

Развивать умения спокойно заходить в помещение, придерживать дверь, самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик, приводить в порядок. Формировать правила необходимости располагать обувь и одежду для сушки, обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам.

Формировать привычку посещать туалетную комнату, закреплять навыки поведения в туалетной комнате приводить свой внешний вид в порядок.

Формы и методы:  

Напоминание, положительная оценка, поощрение.

        

Конспект проведения прогулки во 2 младшей группе

Тема «Весеннее путешествие»

Цель: Познакомиться с сезонными изменениями в природе

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе родного края.

2. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к своей малой Родине.

Образовательные:

1. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях.

2. обобщить и систематизировать знания детей о деревьях, птицах.

Развивающие:

1. Развивать бережное отношение к окружающему.

2. Развивать внимание, память.

3. Активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: ствол, корень, листва, пасмурно, солнечно, перелётные птицы, тополь, береза.

Предварительная работа с детьми: изготовление кормушки; изготовление альбома «Времена года»; просмотр слайдов об сезонных изменениях; разучивание стихотворений о весне, «Весна» Плещеева, «. Рисование «солнышко», разучивание игр. Провели развлечение «Весна идет». Изготовление поделок родителей вместе с детьми «Солнышко».

Методические приемы: показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение, игровые приемы.

Наглядный материал, оборудование: корзинка , кормушка, колокольчик, зонт, ведра, лопатки, грабли, руль, палочки для рисования.

Структура прогулки:

Вводная часть:

Эмоциональный настрой, мотивация предстоящей деятельности при помощи сюрпризного момента, появление Веснянки.

Основная часть:

1. Беседа о весне.

2. Стихотворение Плещеева «Весна».

3. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

4. Беседа о дереве берёза (части дерева) .

5. Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги».

6. Физминутка «Ветер дует нам в лицо».

7. Трудовая деятельность «Кормление птиц».

8. Закрепление цвета (желтый, зеленый) .

9. Трудовая деятельность сбор веточек.

10. Индивидуальная работа рисование палочкой на песке.

Итог прогулки

Обобщение действий

Ход прогулки:

Воспитатель построила детей друг за другом и предложила поехать на машине гулять, дети поют песню:

I куплет

В машине, в машине

Шофер сидит

Машина, машина

Гудит, гудит:

Би-би-би, би-би-би.

II куплет

Вот поле, вот речка

Вот лес густой,

Приехали дети

Машина стой

Би-би-би, би-би-би.

Наблюдение и беседа:

На участке детей воспитатель переодевается в костюм Веснянки.

Воспитатель: Здравствуйте ребята Я-Веснянка, пришла погулять с вами. А вы знаете какое сейчас время года?

Дети – весна.

Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете?

Дети – трава зеленеет, птицы поют, появляются зеленые листочки, тепло, солнечно.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик» (Воспитатель берет в руки зонт и проводит игру)

Раздается звук колокольчика и дети подходят воспитателю, он загадывает загадку:

Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкин стан

Белый сарафан

Дети – берёза.

 Воспитатель: Что есть у берёзы?

Дети – ствол, ветки, листья, корень.

Воспитатель: Какого цвета ствол, листья?

Дети – ствол белого цвета, листья жёлтого и зелёного цвета.

 Воспитатель знакомит детей с названием нового дерева: Тополь и предлагает игру «Раз, два, три – к дереву беги».

После игры, чтобы восстановить дыхание проводится физминутка:

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше

II Воспитатель показывает детям кормушку и спрашивает у детей

- Что это?

Дети – кормушка.

 Воспитатель: Для чего нужна кормушка?

Дети – чтобы подкармливать птиц зимой.

 Воспитатель: давайте насыпим хлебные крошки в кормушку и повесим её на дерево.

 Воспитатель: Ребята я (весна) пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вам в подарок листочки.

(Воспитатель раздает детям листочки закрепляя их цвет: жёлтый, зелёный индивидуально с каждым)

 Воспитатель предлагает собрать жёлтые и зеленые листочки с песка в ведёрочки с помощью лопаток и грабель. (Трудовая деятельность) .

 Воспитатель предлагает на песке нарисовать солнышко и раздает им разноцветные палочки. Дети с удовольствие рисуют на влажном песке.

 Воспитатель: Ребята вам понравилось гулять со мной?

Дети –да.

 Воспитатель: Мне тоже очень понравилось гулять с вами, а чем мы на прогулке занимались?

Ответы детей:

- Называли признаки весны

- Вешали кормушку

- Отгадывали загадку

- Рисовали палочками

- Собирали листья, веточки

 В завершении нашего семинара предлагаем вам памятки. Желаем вам успехов и терпения! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация с детьми раннего возраста.

Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша, поэтому жизнь ребенка с момента поступления в 1 младшую группу приобретает новое содержание, дети постепенно включаются в систематическую...

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.

I.                  СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.  Во время проведения режимных процессов не...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ   СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ. Во время проведения режимных процессов необходим...

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

quot;День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» Г.А. СперанскийОсобенности организации двигательной активности в зимний период:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Специфика организации работы с детьми раннего возраста»

laquo;Специфика организации работы с детьми раннего возраста»Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас всех сегодня видеть. Надеемся, что мы интересно и полезно проведем здесь время. Сегодня ...