ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Специфика организации работы с детьми раннего возраста»
презентация к уроку (младшая группа)

Гром Екатерина

«Специфика организации работы с детьми раннего возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас всех сегодня видеть. Надеемся, что мы интересно и полезно проведем здесь время. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только пришли к нам в сад. Тема нашего семинара:
 

Слайд 1
Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми от 
1года до 3х лет в период адаптации

Чтобы лучше понять малышей, на нашей встрече мы побудем немного детьми. Придумайте себе такое имя, каким вы хотели бы называться сегодня.
(проводим упражнение «Я иду в детский сад» - прочувствовать эмоциональное состояние ребенка, пришедшего в первый раз в  детский сад)
Теперь закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку…, а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?

Слайд 2 Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели маленьких детей проблема адаптации к новой обстановке и (хотя и кратковременная) разлука с мамой. Решение данной проблемы предполагает следующие педагогические действия: преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости; привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров и налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление); обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями; повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту их детей.  В период адаптации важно тактильное внимание и индивидуальный подход к каждому ребенку. Данные меры могут способствовать успешной адаптации детей к детскому саду, а также игры представленные на слайде.

Главный принцип воспитания, игра в жизни ребенка.  А.С. Макаренко

 Слайд 3Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста.

-Индивидуальный подход.

-Искренность и доброжелательность.

-Эмоциональность.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. При организации образовательной работы с детьми раннего возраста необходимо хорошо знать и чувствовать психологию маленьких детей.

Игра: «Иди ко мне».       

Особенности игры: предлагаемая игра проводится для дальнейшего сближения детей с воспитателем. В этой игре дети являются активными участниками.

Описание игры: воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «А, какой ко мне хороший Коля пришел!» И так повторяется с каждым ребенком.

Слайды 4 и 5 Наиболее характерной особенностью раннего возраста является ситуативность психики и поведения ребёнка. Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой ситуацией и неразрывно связаны с ней.
 (Своеобразие отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру проявляется и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмоции малыша ситуативны , легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные . Ребенок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем, малыша можно легко успокоить, отвлечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предложив другую игрушку или интересное занятие.) На протяжении раннего детства ситуативность поведения малышей постепенно преодолевается. К трем годам поведение ребенка становится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации.
У ребенка нет равнодушного или отстранённого отношения к окружающим вещам: он как бы находится в « силовом поле» предметов, притягивающих его. Ситуативность ребенка раннего возраста проявляется и в особенностях его восприятия и мышления.

Слайд 6,7 Восприятие в этот период практически неразрывно связано с действием: только активно действуя с предметами, малыш во всей доступной ему полноте познает их свойства. Маленький ребенок еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно - действенную форму.
 
Слайд 8 Нельзя принуждать детей (к чему? Задать вопрос при появлении слайда) к долгому сидению на стульях и к восприятию информации педагога. 
 Свобода перемещения в пространстве открывает ребенку большие возможности познания и освоения различных предметов, открытия новых свойств и связей между ними. Он начинает постигать зафиксированные в культуре значения предметов (чашка, чтобы пить; полотенце, чтобы вытираться и др.). На этой основе может сопоставить реальный предмет с его изображением на картинке и названием (звучащим словом), что становится основой формирования знаковой функции мышления.

Слайд 9,10 Рекомендации по развитию речи.  Одним из главных новообразований раннего возраста несомненно является речь. Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает с одной стороны включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий . Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, или «единство слова и дела» очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. И главное здесь – не только давать образцы правильных слов, но стимулировать активную речь самого ребёнка, вызывать его на диалог, создавать речепорождающую ситуацию.
Другой важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей: короткие и простые детские сказки, стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, И. Токмаковой, народные потешки и песенки, дают неоценимый материал для речевого развития . В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная . Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова . Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя. Эта линия речевого развития реализуется в выполнении простых инструкций, которые могут постепенно усложняться. Например: принеси куклу – принеси куклу и мячик, поставь куклу, мишку и мячик на полку – поставь мошку на полку, а куклу посади на стул и т. д. Данный приём помогает опосредовать свои действия словом (а не воспринимаемой ситуацией) и готовит к произвольному поведению.

 Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики. Таким образом, в сфере речевого развития ребенка перед педагогом стоят следующие основные задачи: развитие активной речи; развитие у детей понимания речи; приобщение к детской художественной литературе; развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций); развитие мелкой моторики. Для решения этих задач воспитатели должны создавать следующие психолого - педагогические условия.
Важным условием для развития речи является богатство впечатлений , получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками. Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов . Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подражать. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т. п. Речь педагога должна не только адресоваться группе детей, но и лично каждому ребенку. Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребёнка со сверстниками. Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей, а тем более взрослых. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу.
Слайд 11 На слайде представлены игры для развития речи детей раннего возраста.

Главными методами работы с маленькими детьми являются разнообразные игры в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это могут быть адаптированные для раннего возраста варианты игр , среди которых: хороводные игры (фольклорные и дидактические); пальчиковые игры; игры-драматизации (совместное проигрывание сказок); совместное рисование (мелом или фломастерами); подвижные игры (с мячом, с обручем и др.) совместное конструирование из бумаги, кубиков, крупных модулей; игры с дидактическими игрушками; игры с водой и с песком и др. Данные игры обладают комплексным дидактическим воздействием на детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и пр.) предъявляют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребёнка. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование , в котором формируется познавательная активность.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному , художественно-эстетическому развитию детей . Мебель и оборудование должны располагаться так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки , толкать перед собой тележки . Большое значение для полноценной жизнедеятельности ребёнка в ДОУ имеет социальная среда развития . Социальная среда развития – это условия, позволяющие ребенку общаться с другими людьми – детьми и взрослыми.

 

Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям его маленьких хозяев . Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни . Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами ( например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности .

В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности ?: приема пищи и занятий (столики со стульчиками); развития движений; сюжетных игр; игр со строительным материалом; игр с машинками ; изобразительной деятельности; музыкальных занятий ; чтения и рассматривания иллюстраций; игр с песком и водой; отдыха (уголок уединения); уголок природы (аквариум, фонтанчик). В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для « ряжения » детей. Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Основу и образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности , которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. К таким развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации тех видов деятельности , которые в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётом возраста детей в конкретной группе ДОУ. Наличие нужных материалов и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и личности ребёнка в целом .

 

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Специфика организации работы с детьми раннего возраста» Подготовили: Гром Е.А Момде С.А.

Слайд 2

Игры в период адаптации: «Иди ко мне» «Выдувание мыльных пузырей» «Хоровод» «Покатаемся на лошадке» «Кто в кулочке ?» «Тополиный пух» «Собачка» «Прилетела птичка» и др.

Слайд 3

« Главный принцип воспитания, игра в жизни ребенка А.С. Макаренко »

Слайд 4

Какая наиболее характерная особенность работы с детьми раннего возраста?

Слайд 5

Основные особенности работы с маленькими детьми: Необходимость включения в детскую деятельность; Необходимость личной обращенности к ребенку; Неэффективность любых вербальных методов воспитания; Необходимость принимать ребенка; Необходимость эмпатии .

Слайд 6

Каким видом деятельности и основой личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность?

Слайд 7

- дидактические игры; - сюжетно – отобрази тельные игры; - подвижные игры; - словесные игры: - пальчиковые игры; - музыкальные игры; - конструктивные игры и др.

Слайд 8

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками

Слайд 9

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр .) Общение со взрослым Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр .) Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок Двигательная активность

Слайд 10

Примеры проведения занятий для детей раннего возраста Цель: занятий с детьми раннего возраста - создать вокруг малышей развивающую среду, с помощью которой они познают мир. Помочь родителям научиться сотрудничать с ребенком, как на занятиях, так и в повседневной жизни

Слайд 11

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом: Центр театрализованной деятельности Центр сенсорного развития Центр конструирования Центр изобразительной деятельности Музыкальный центр Художественно-речевой центр Экологический центр

Слайд 12

Игры для развития речи в раннем возрасте: «Наши игрушки» «Чудесный мешочек» «Кто как кричит» «Опиши игрушку» «Игры с пальчиками» «Варим компот» «Чьи детки» «Кто спрятался»

Слайд 13

Спасибо за внимание! Успехов в Работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ.

I.                  СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ.  Во время проведения режимных процессов не...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ   СОГЛАСОВАННОСТЬ В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ГРУППЫ. Во время проведения режимных процессов необходим...

Семинар «Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.Задачи: 1. Совершенствовать педагогическое...

Специфика организации прогулки с детьми раннего возраста в ДОУ

quot;День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» Г.А. СперанскийОсобенности организации двигательной активности в зимний период:...

Доклад для воспитателей на тему: "Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований"

В материалах рассмотрены  особенности воспитательно-образовательной  работы в группах детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями...