Доклад для воспитателей на тему: "Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований"
консультация

Белокурова Людмила

В материалах рассмотрены  особенности воспитательно-образовательной  работы в группах детей раннего возраста в соответствии с современными требованиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_spetsifika_organizatsii_raboty_v_gr_gotovyy.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Специфика организации работы в группах раннего возраста с учетом современных требований

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие закона «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к важнейшему начальному уровню развития ребёнка.

В настоящее время все чаще в дошкольных учреждениях появляются воспитанники в возрасте от 1 и 6 месяцев до 3 лет. Этот возраст довольно особый. Он требует от педагогов специальных знаний и разносторонней подготовки. Все чаще воспитатели групп раннего возраста убеждаются в том, что очень мало сегодня печатается методической литературы и пособий для работы с детьми именно этого возраста.

Основной путь развития малыша второго и третьего года жизни – правильная организация пространственной предметно-развивающей среды для развития сенсорных способностей ребенка.

Итак, ППРС в группах детей раннего возраста должно быть организовано таким образом, чтобы дети имели свободный доступ ко всему игровому материала, ощупывали его, рассматривали со всех сторон (цвет, форма, величина, назначение) и обыгрывали до тех пор, пока есть интерес к тому или иному предмету. Способность использовать предметы дает возможность каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности. Малыш стремится к самостоятельной деятельности, но и нуждается в помощи воспитателя, чтобы использовать предметы, которые обязательно должны быть привлекательные, яркие, разноцветные, развивать интерес к ним и действий с ними, привлекать детское внимание, давать ребенку свободу, необходимую для ее развития.

В групповых комнатах должен быть правильный подбор и расстановка мебели (на уровне роста и глаз детей). Пользования мебелью, не соответствующие росту детей, приводит к тяжелым последствиям: сиденья с высокими или низкими столами, на высоких или низких стульях способствует искривлению позвоночника, развитию близорукости, перегрузке нервной системы. Весь игровой материал расположен на открытых полках на уровне глаз ребенка и на столах, к которым у нее есть свободный доступ.

Планирование воспитательной работы в группах детей раннего возраста по любой действующей программе принесет ожидаемые результаты лишь при условии дифференцированного подхода к изучению индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы воспитательная работа в группах раннего возраста была эффективной, развивающей, давала толчок к раскрытию способностей малышей, поощряла к познанию, ее следует осуществлять разумно, в определенной системе и последовательности, с учетом особенностей и уровня развития каждого ребенка. Основной критерий, которым нужно руководствоваться при планировании образовательного процесса – установление связи между содержанием занятий и другими видами деятельности малышей в повседневности. Один из главных принципов планирования – повторяемость, благодаря чему у детей раннего возраста формируется система знаний, развиваются сенсорные и познавательные способности. Итак, составляя перспективное планирование, нужно придерживаться комплексного подхода, интеграции видов деятельности и повторяемости материала.

Воспитатели группы детей раннего возраста учебный год, как правило, начинают с составления списка детей и определение сроков контроля за их нервно-психическим развитием (карты нервно-психического развития), который является необходимым для выявления у каждого ребенка «зоны ближайшего развития».

Наиболее эффективной формой в большинстве практиков считают ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с малышами при наличии перспективной сетки занятий и игровой деятельности на месяц.

Перспективное планирование сетки занятий и игровой деятельности на месяц дает возможность предусматривать работу обоих воспитателей, повышает их ответственность не только за конечный результат усвоения детьми программного материала за данный период, но и за отдельные этапы развития и воспитания каждого ребенка. И главное, перспективное планирование дает возможность обоим воспитателям видеть систему работы по развитию, обучению и воспитанию детей, а также по укреплению предметно-развивающей среды в группе.

Важно соблюдать расписание занятий, время их проведения, соотношение занятий, требований к занятиям согласно ФГОС ДО и СанПина.

Практика работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и раннего, доказывает целесообразность и необходимость планирования и проведения интегрированных занятий.

Воспитательно-образовательная работы в группах детей раннего возраста должно отвечать ряду современных требований:

1. Обучение детей осуществлять как в повседневном общении педагога и детей, так и в процессе руководства разными видами детской деятельности и на специально организованных занятиях, согласно расписания (указывать тип, вид занятия, программные задачи, материал).

2. В первую половину дня стоит проводить не более 2-х занятий.

3. Планировать на одном занятии только такое количество программных задач, с которыми дети могли бы безупречно справиться.

4. Ежедневно стоит проводить индивидуальную работу по речевому общению (2 раза в неделю с каждым ребенком) и по необходимости (с использованием дидактических игр).

5. Занятия в раннем возрасте проводятся только по подгруппам. Первой на занятия приглашается младшая подгруппа. Для старшей подгруппы в календарном плане всегда стоит предусматривать усложнённые занятия. Старшая подгруппа в это время находится под присмотром помощника воспитателя .

6. Форма проведения занятия должно быть исключительно игровой. Следует помнить: нельзя позволять ребенку долго сидеть на одном месте в одном положении, даже если ей это очень нравится. Необходимо менять виды деятельности.

7. Рационально и эффективно нужно использовать возможности прогулок для всестороннего и гармоничного развития малышей: стимулировать их мыслительные операции; развивать связную речь; обогащать чувственный опыт; развить наблюдательность, внимание, память, пространственные ориентации; развивать мелкую и крупную моторику. Поэтому, организовывая прогулки, следует их тщательно планировать.

8. Максимально планировать и проводить работу по ознакомлению малышей с детским фольклором (каждая игра-развлечение должна длиться 2-3 минуты).

9. Использовать в работе больше игр-занятий для ознакомления с художественной литературой с использованием различных видов театра (1-2 раза в месяц).

10. Необходимо максимально разнообразить игровую деятельность:

- подвижные игры (7-8 ежедневно, включая игры на прогулках);

- дидактические игры и музыкально-дидактические игры (до 19-20 на неделю);

- строительные игры (ежедневно);

- игры с песком и водой (2-3 раза в неделю в игровом уголке);

- сюжетно-отражательные игры (не менее 2 раз в неделю).

Планируя разнообразные игры, следует записывать в календарном плане название, цель, материал и оборудование.

11. Широко использовать сюжетные физкультурные и музыкальные занятия, на которых закреплять познавательные знания детей, полученные на предыдущих занятиях.

12. При проведении всех видов занятий по развитию речи с детьми раннего возраста следует учитывать то, что развитие активной речи каждого ребенка – первоочередная задача воспитателя. А потому не стоит злоупотреблять чрезмерным количеством вопросов, чтобы не затягивать занятия и не переутомлять детей. Исходить следует из того, что один общий вопрос и один хоровой ответ детей должен обязательно сочетаться с 3-4 индивидуальными (это значительно повышает насыщенность занятия, помогает привлечь к работе всех детей, выяснить, кто из них не усвоил материал, с кем стоит планировать индивидуальную работу).

Воспитатель группы раннего возраста должен быть гибким в реализации планирования воспитательно-образовательной работы и ориентироваться не только на то, что записал, а и на реальную жизнь детей в конкретное время, их интересы, желания, настроение.

Библиографический список

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2-х до 3-х лет). — спб. : ооо «Издательство «Детствопресс», 2017. — 160 с.

3. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Семинары-практикумы. - М.: Учитель, 2014. - 192 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"

Особенности организации работы в группах раннего возраста...

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС

Задачи  развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...

«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...

Организация работы с детьми раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов раннего возраста, в котором указаны целевые ориентиры образования в младшем и раннем дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДО....

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...