Проект "Умные пальчики"
проект

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

 В проекте  рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта роль развития мелкой моторики в речевом развитии детей. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук. Отмечены результаты использования пальчиковых игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_palchiki.docx242.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 71 "Радость"

Проект

«Умные пальчики»

Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет

«Затейники»

   

                                                Составил: воспитатель

 Чепкасова Галина Николаевна

Нижневартовск 2020

Проект «Умные пальчики»                                                               

«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

                                                                                            В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно   ускорить, а,   следовательно, и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась.

Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.

Паспорт проекта:

Тип проекта: игровой, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Сроки проекта: краткосрочный (ноябрь-декабрь)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей.

Предметом – комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

В качествегипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения нестандартного оборудования.

Задачи:

  • 1 выявить проблемы развития речи дошкольников;
  • познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
  • вызвать интерес у родителей по развитию мелкой моторики рук у детей;
  • познакомить родителей с элементами самомассажа рук;с игровыми упражнениями по развитию мелкой мускулатуры кистей рук;
  • создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в группе и создание условий для обогащения разнообразной деятельности детей;
  • развивать мелкую моторику, способствующую развитию высших свойств сознания, такие как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Прогнозируемый результат:

 1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.

  1. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики (игры, упражнения).
  2.  Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
  3.  Обогатить предметно – пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
  4. Расширение теоретических и практических знаний и умений у родителей по развитию мелкой моторики детей.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей, картотеки пальчиковых игр.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение:

  • психолого-педагогической,        методической        литературы        по        теме исследования.
  • Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Изучение анализа полученных результатов, выводы;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Изучение мнение родителей по данной проблеме.
  1. этап – основной.

Работа выстраивается в следующих направлениях:

  • с        детьми        –        в        специально        организованной        деятельности,        в совместной деятельности педагога и детей;
  • с        родителями        – посредством        проведения        индивидуальных консультаций, памяток.
  1. этап – заключительный.

  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
  • Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

План работы

Месяц

Недели

Тематика работы

По созданию предметно-развивающей среды

Ноябрь декабрь

1-4

1-4

Изучение литературы. Диагностика.

Картотека «Пальчиковые игры».

Создание игр из бросового материала и подручных средств. Оформление лепбука «Весёлая гимнастика»

Работы с детьми

ноябрь

1

Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы»

Самомассаж с использованием массажных мячиков. Рисование песком.

2

Игры с бусами «Одень бусинку»,

«Ожерелье для Золушки».

«Накорми лягушку» Игры с пинцетами Пальчиковая гимнастика.

Игры со скрепками «Ежик», «Солнышко».

3

Штриховка «Кто спрятался?».

Игры с прищепками «Цветочек», «Зайка», «Ежата». Вырезание по контуру.

4

Игры с камешками «Выложи дорожку», «Составь рисунок» Игра «Подбери крышку к банке».

Игра «Найди сюрприз» Пластилинография

Игры с крупами: «Дорожка», «Подсолнух».

декабрь

1

Рисование крупами.

Конструирование из бумаги «Змея», «Солнышко».

Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель», «Жираф».

2

Игра «Я портной» Игры со штриховкой.

Графические упражнения «Море», «Космос».

3

Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок»,

«Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Игры «Весёлые пипетки»

Создание объемных игрушек.

4

Пальчиковый театр.

Игра «Угадай букву на ощупь»

Игра «Угадай цифру на ощупь» Конструирование «Зоопарк».

План работы с родителями.

Период

Мероприятия

Дата

проведения

  • Консультация «Мелкая моторика»
  • Консультация        на        тему:        «Игры        на развитие мелкой моторики»;
  • Консультация «Весёлые        игры        с подручным материалом».
  • Консультация        «Игротека        для родителей».
  • Памятки «Игры между делом»
  • Фотовыставка        «Из        жизни        нашей группы».
  • Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов.

Ноябрь Декабрь

ДИАГНОСТИКА

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого- педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

  • Блок 1: определение уровня точности выполнения движений пальцами;
  • Блок 2: тактильные ощущения;
  • Блок 3: упражнения на координацию движений;
  • Блок 4: работа с бумагой;
  • Блок 5: обследование щепоти;
  • Блок 6: графические упражнения;
  • Блок 7: сила тонуса;

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку, далее ребёнок действует самостоятельно за что педагог выставляет соответствующий бал.

Блок 1. Определение уровня точности выполнения движений пальцами.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

«Коза» (два пальца        –        указательный        и мизинец        вытянуты        вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

«Вилка» (вытянуть        вверх        три        пальца        –        указательный,        средний        и безымянный,

расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

«Игра        на        рояле» (поочередное        постукивание        пальчиков        по        столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

«Солдатики» (поочерёдный показ пальцев).

«Кольцо» (поочерёдное соединение большого пальца с остальными пальцами: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. «Колечки»

Рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Блок 2. Тактильные ощущения.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

  1. «Узнавание качества предметов».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

  1. «Узнавание формы предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

  1. «Узнавание предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Блок 3. Упражнения на координацию движений и переключаемости движений пальцев рук.

  1. «Ладонь, кулак, ребро».

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под

счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

  1. «Катание шарика».

Ребёнок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

  1. «Зайчик».

Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.

  1. «Игра на рояле»

Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

Блок 4. Работа с бумагой.

  1. «Вырезание ножницами».

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Если справился, то усложняется - предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

  1. «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

  1. Обрывание листа бумаги

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Блок 5. Обследование щепоти

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.

  1. «Захват карандаша».

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

как ребёнок держит карандаш; в какой руке держит карандаш; как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.

  1. «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

  1. «Катание шарика».

Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Блок 6. Определение навыка работы с карандашом.

Цель: определения умения ребёнка пользоваться карандашом.

Методика «Дорожки» .

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Методика «Мячики».

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Методика «Лес».

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Ребёнку также предлагается нарисовать- прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Высокий уровень - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Навык считается сформированным, если ребѐнок правильно выполняет все задания.

Блок 7. Сила тонуса.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей

рук.


  1. «Сжатие двумя руками рук взрослого».

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные

ладонями внутрь руки педагога.

  1. «Сжатие руки взрослого одной рукой».

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Обработка и анализ результатов:

  1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
  2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
  3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

Работу проводить нужно регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом,но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять –в течение дня к ним можно обращаться несколько раз,но играть понемногу.

Успех в работе по развитию мелкой моторики может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те навыки и знания которые ребенок получил в детском саду, должны подкрепляться в семье.

Таким образом, включение технологических блоков с направленностью на сопряженное развитие общей моторики и тонкомоторных действий, в систему физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, интеграции усилий педагогов, родителей, направленная на их освоение и применение, конкретность заданий и мотивация детей на их выполнение, позволили получить положительный результат.

Используемая литература

  1. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

– М.: ТЦ Сфера, 2006.  

  1. Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
  2. Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А. - Генезис, М – 2008
  3. Разговорчивые        пальчики        «Для        самых-самых        маленьких», Т.Ю. Бардышева. –М., 2001 .
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
  6. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeммeлкуюмoтoрику и кooрдинaциюдвижeний рук / И.Е. Светлова. - Москва: Детство-пресс, 2012.
  7. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...