"Хорошо здоровым быть"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ирина Владимировна Киселева

Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности, направленный на сохранение здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zozh_kiseleva_i.v.docx95.1 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_opytov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по экспериментально-исследовательской

деятельности

с детьми старшей группы

«ХОРОШО ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»

                                                      Составила Киселева И.В., воспитатель

Министерство культуры Краснодарского края Управление культуры Калининского  района Калининская межпоселенческая библиотека | Галерея | Альбом

06.04.2022

ЦЕЛЬ: накопление у детей представлений о здоровом образе жизни на основании проведенных опытов.

 ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Закрепить, уточнить и расширить первоначальные знания о здоровом образе жизни. Показать на примере детского экспериментирования важность соблюдения правил для сохранения здоровья.

- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, анализировать результаты экспериментальной деятельности.

- Сформировать знания детей о микробах, способах их передачи от человека к человеку и средствах защиты от попадания микробов в организм человека.

- Показать детям на основе экспериментально-исследовательской деятельности важность всех органов в жизнедеятельности человека.

- Закрепить умение разгадывать загадки на основе логического мышления, развивать разговорную речь, расширять словарный запас.

Развивающие: 

- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, желание делиться информацией.

- Вызвать желание принимать участие в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое.

- Развивать умение строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения,

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, уметь работать в парах.

- Воспитывать любознательность детей, фантазию и творческий подход в экспериментально-исследовательской деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Воспитатель вместе с детьми заходит в группу и здоровается с присутствующими гостями.

- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение:

Чтобы Родине служить

Надо нам здоровым быть!

Главный враг здоровья –лень

С ней борюсь я каждый день.

Приучу себя к порядку:

Отправляюсь на зарядку,

Чищу зубы, умываюсь.

Правильно всегда питаюсь.

Дела ведь важнее нет,

Чем укрепить иммунитет!

Буду я всегда здоров,

Мне не надо докторов!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей)

- Да, вы правы. Это стихотворение о здоровье. И сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с правилами для сохранения здоровья и важности их соблюдения. А также принять участие в игре. Она называется «Хорошо здоровым быть». По правилам этой игры вам надо разбиться на пары. Вы видите перед собой большой круг. Он разделен на пять секторов, в каждом секторе находится конверт с заданиями. Также в центре круга стоит волчок с черной стрелкой. Каждая пара в порядке очереди крутит волчок, и на какой сектор укажет стрелка, то задание из конверта мы и будем с вами выполнять все вместе. Вы хотите поиграть? (Ответы детей)

- Тогда давайте быстрее приступим к игре.

ОПЫТ 1. «КАК ПЕРЕДАЮТСЯ МИКРОБЫ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ»

Цель: Опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку.

Оборудование: Крем с блестками, лупа, влажные салфетки.

Методика проведения:

- Ребята, представьте на секунду, что мы вдруг стали видеть все опасные микробы. (Воспитатель мажет ладони кремом с блестками). Предлагаю вам встать в круг.

Под чтение стихотворения он пожимает руку каждому ребенку.

- Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука

Здравствуй, левая рука

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

И ты мой друг.

Здравствуй весь

Наш дружный круг.

После рукопожатия «неожиданно» замечает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток.

- Что же делать, ребята с этими микробами на руках? (Ответы детей)

- Правильно. Помыть руки с мылом. А если мы в пути или гуляем на площадке, у нас нет возможности помыть руки с мылом, что нам придет на помощь? (Ответы детей) Верно, нам помогут влажные салфетки. Дети протирают руки влажными салфетками.

Вывод: Через рукопожатие микробы передаются точно также, как блестки, которые можно увидеть через лупу.

ОПЫТ 2. «СЛЫШУ-НЕ СЛЫШУ»

Цель: Опытным путем показать роль слуха в улавливании различных звуков.

Оборудование: Ватные диски.

Методика проведения: 

-Ребята, я предлагаю вам взять 2 ватных диска в каждую руку и встать в один ряд. Воспитатель встает за детьми на расстоянии 2-3 метра, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Предложить детям закрыть сначала одно ухо ватным диском. Произносить различные слова. Затем закрыть ватными дисками оба уха. Повторить опыт.

- Дети рассказывают о своих ощущениях. Воспитатель просит, чтобы они объяснили, когда было слышно хорошо, когда хуже, и когда ничего не было слышно.

Вывод: Необходимо беречь слух, говорить ровным спокойным голосом. Если мешают посторонние предметы. Например, наушники. Улавливание звука ухом понижается и это влияет на безопасность человека.

ОПЫТ 3. «СОВМЕСТИМОСТЬ КОНФЕТ И ГАЗИРОВКИ»

Цель: Опытным путем показать детям о том, как вредно запивать конфеты кока-колой.

Оборудование: Кока-кола, кусочки сахара рафинада, глубокая посуда.

Методика проведения:      

- Ребята, как вы думаете почему конфеты такие сладкие? Что туда добавляют? (Ответы детей)   

- Совершенно верно. В них добавляют сахар.

- Вы конечно уже знаете, что сахар в больших количествах вреден для здоровья человека. Но вы даже представить себе не можете, как он может быть опасен, если его еще и запивать сладкой газировкой.

- Сейчас мы перельем в тарелки бутылку газировки. А теперь берите сахар и бросайте его в тарелку. НАЧИНАЕТСЯ БУРНАЯ РЕАКЦИЯ.

- Ребята, представьте, что вместо тарелок это наши животики. Что будет чувствовать человек, если он будет сладости запивать газировкой? (Ответы детей)

Вывод: Если конфеты есть вместе с газировкой, то может заболеть живот.

- Сейчас послушайте советы и определите какие из них правильные , а какие нет. Ребята, вставайте рядом со мной и послушайте внимательно:

ИГРА «СОВЕТЫ»:

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши и

Скажите: «Да-да-да».

За неправильный совет

Говорите: «Нет-нет-нет»

И потопайте ногами.

1. Постоянно нужно есть

    Для зубов для ваших

    Фрукты, овощи, омлет.

    Творог, простоквашу.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши. (Да-да-да).

2. Не грызите лист капустный,

    Он совсем, совсем невкусный

    Лучше ешьте шоколад

    Вафли, сахар, мармелад.

    Это правильный совет? (Нет-нет-нет).

3. Навсегда запомните, милые друзья,

    Не почистив зубы,

    Спать идти нельзя.

    Зубы чистите всегда.

    И ответ ваш? (Да-да-да).

4. Зубы вы почистили

    И идите спать.

    Захватите булочку

    Сладкую в кровать.

    Это правильный совет? (Нет-нет-нет).

5. Чтобы зубы укреплять,

    Надо гвозди пожевать.

    Это правильный совет? (Нет-нет-нет).

6. Запомните совет полезный

    Нельзя грызть предмет железный.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши (Да-да-да).

7. Вы, ребята, не устали

    Пока советы вам давали?

    Был ваш правильный ответ,

    Что полезно, а что нет.

ОПЫТ 4. «ЗАЩИТА ЗУБНОЙ ЭМАЛИ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО НАЛЕТА»

Цель: Опытным путем показать детям как защищает зубная паста от бактериального налета.

Оборудование: Лимонная кислота, стаканы с водой, чайные ложки, зубная паста, зубная щетка, 2 яйца.

Методика проведения:

- Ребята, как вы думаете для сохранения здоровья зубов, надо их чистить? (Ответы детей)

- А зачем это надо делать? (Ответы детей)

- Да, ребята. Верно. Чтобы зубы не болели.

- Как вы считаете, как защищает паста наши зубы? (Ответы детей)

- Давайте мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам приготовить кислый раствор из лимонной кислоты и воды. Если мы не будем чистить зубы, то на них образуется налет из вредных бактерий, которые вырабатывают кислоту, похожую на ту, что вы приготовили в стакане. Также нам понадобятся 2 куриных яйца. А вот яичная скорлупа содержит кальций, так же, как и зубы.  

Пока дети готовят кислый раствор, воспитатель в целях эстетичности и безопасности обрабатывает яйцо зубной пастой. Разлить раствор из всех стаканов в 2 глубокие прозрачные емкости.

- Одно яйцо мы обработаем зубной пастой и поместим его в кислый раствор. А второе яйцо поместим в кислый раствор без обработки зубной пастой.

- Как вы думаете, что произойдет с яйцами? (Ответы детей)

- А теперь давайте представим, что мы оставили эти стаканы на одну ночь и результаты увидим на следующий день.

- СТИХОТВОРЕНИЕ «СПИТЕ РУЧКИ, СПИТЕ НОЖКИ»:

- Воспитатель читает стихотворение под медленную спокойную музыку:

    Наши рученьки устали,

    Потому что рисовали.

    А потом кормили кошку,

    А еще держали ложку.

    Наши ножки еле-еле

    Дошагали до постели.

    Ведь они весь день скакали,

    Мячик по двору гоняли.

   Спите ручки, спите ножки,

   Нужно отдохнуть немножко.

   Завтра будет новый день…

   Дили-дили, динь-дилень.

По ранее проделанному опыту, показать детям результаты.

- Просыпаемся, ребята. И предлагаю вам посмотреть, что стало с куриными яйцами за ночь пока вы спали.

- Обработанное яйцо сохранило свои свойства на прочность, а не обработанное стало мягким. Дать детям потрогать и убедиться в различии внешнего вида.

- Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

- Верно! В зубной пасте содержаться вещества, укрепляющие и защищающие зубную эмаль. Основной причиной заболевания зубов является бактериальный налет. Кислоты разрушают зубную эмаль. А зубная паста, содержащая фтор, укрепляет эмаль зубов.

Вывод: Зубная паста не только очищает зубы, но и сохраняет их от бактериального налета, вызывающего кислую среду в полости рта.

ОПЫТ 5. «ЧИХАНИЕ И КАШЕЛЬ»

Цель: Опытным путем показать детям распространение микробов и средства защиты от них.

Оборудование: Предметное стекло, медицинская защитная маска.

Методика проведения: Предложить детям взять предметное стекло и подышать на него – оно «запотело». Теперь наденем маски и еще раз подышим на предметное стекло. Оно осталось чистым.

-Ребята, благодаря этому опыту, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов. Поэтому необходимо проветривать помещение как можно чаще. При чихании и кашле пользоваться носовым платком или медицинской маской. И стараться побольше проводить время на свежем воздухе.

Рефлексия:

-Ребята, понравились вам опыты, которые мы провели? (Ответы детей)

-Какой опыт понравился больше? (Ответы детей)

- Опыты что нам показали? (Ответы детей)

-Да! Действительно надо вести здоровый образ жизни. Правильно питаться, мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком или медицинской маской, беречь слух и много еще правил есть для сохранения здоровья, о которых мы с вами поговорим в следующий раз.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ 1. «КАК ПЕРЕДАЮТСЯ МИКРОБЫ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ»

Цель: Опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку.

Оборудование: Крем с блестками, лупа.

Методика проведения: Пожать «грязными» руками руки детей

Вывод: Через рукопожатие передаются микробы точно так же, как блестки, которые можно увидеть через лупу.

ОПЫТ 2. «СЛЫШУ-НЕ СЛЫШУ»

Цель: Опытным путем показать роль уха в улавливании различных звуков.

Оборудование: Ватные диски

Методика проведения: Произносить на расстоянии 2-3 метра слова, постепенно понижая звук голоса.

Вывод: Если мешают посторонние предметы, то улавливание звука ухом понижается.

ОПЫТ 3. «СОВМЕСТИМОСТЬ КОНФЕТ И ГАЗИРОВКИ»

Цель: Опытным путем показать детям о том, как вредно запивать конфеты кока-колой.

Оборудование: Кока-кола, кусочки сахара рафинада, глубокая посуда.

Методика проведения: В емкость с кока-колой положить кусочки сахара-рафинада.

Вывод: Начинается бурление. Если конфеты есть вместе с газированной водой, то будет болеть живот.

ОПЫТ 4. « СВОЙСТВА ЗУБНОЙ ПАСТЫ»

Цель: Опытным путем показать детям вязкое свойство зубной пасты.
Оборудование:
Зубная паста, предметное стекло, кусочки ваты, камушки, вода, мерные ложки (пипетки).

Методика проведения: Выдавить на предметное стекло зубной пасты, налить немного воды, положить рядом на стекло камушек и кусочек ваты.

Вывод:  Зубная паста имеет вязкие свойства и хорошо связывается с  объектом.

ОПЫТ 5. « ЗУБНАЯ ПАСТА И ВОДА»

Цель: Опытным путем показать детям, что зубная паста растворяется в воде.

Оборудование: Зубная паста, стакан с водой, чайная ложка.

Методика проведения: Растворить зубную пасту в емкости с водой.

Вывод:  Зубная паста хорошо растворяется в воде и поэтому при гигиене полости рта надо пользоваться водой, чтобы паста не попала в организм человека.

ОПЫТ 6. «ОЧИЩАЕТ ЛИ ПАСТА ЗУБЫ»

Цель: Опытным путем показать детям, что зубная паста очищает зубы.

Оборудование: Зубная паста, тряпочка, металлические предметы.

Методика проведения: Выдавить на металлический предмет зубную пасту и потереть тряпочкой. Предмет начинает блестеть.

Вывод:  Зубная паста хорошо очищает зубы от налета после принятия пищи.

ОПЫТ 7. « ЗАЩИТА ЗУБНОЙ ЭМАЛИ ОТ БАКТЕРИАЛЬНОГО НАЛЕТА»

Цель: Опытным путем показать детям как защищает зубная паста от бактериального налета.

Оборудование: Лимонная кислота, стаканы с водой, чайные ложки, 2 столовых ложки, зубная паста, зубная щетка, 2 яйца.

Методика проведения: Разместить в два стакана с кислой средой куриные яйца. Одно - обработанное зубной пастой с фтором, а второе без обработки.

Вывод:  Зубная паста не только очищает зубы, но и сохраняет их от бактериального налета, вызывающего кислую среду в полости рта.

ОПЫТ 8. «ЧИХАНИЕ И КАШЕЛЬ»

Цель: Опытным путем показать детям распространение микробов.

Оборудование: Пульверизатор для воды, вода.

Методик проведения: С помощью пульверизатора распылять воду, подкрашенную пищевым красителем, демонстрируем, что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают людей.

Вывод: Когда человек болен, микробы «разлетаются» повсюду и поэтому для предотвращения распространения микробов необходимо прикрывать рот рукой или платком. Либо медицинскими защитными масками.

Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться. Человеку становится плохо, и он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов есть защита.

ОПЫТ 9. «ОПЫТ С ЗЕРКАЛОМ»

Цель: Опытным путем показать детям распространение микробов и средства защиты от них.

Оборудование: Предметное стекло, медицинская защитная маска.

Методика проведения: Предложить детям взять предметное стекло и подышать на него – оно «запотело». Теперь наденем маски и еще раз подышим на предметное стекло. Оно осталось чистым.

Вывод: Повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов. Поэтому необходимо проветривать помещение как можно чаще. И стараться побольше проводить время на свежем воздухе.

ОПЫТ 10. «ЗНЧЕНИЕ НОСА ДЛЯ ОБОНЯНИЯ И РЕЧИ»

Цель: Опытным путем показать детям значение носа для обоняния и речи.

Оборудование: Мешочки с мятой, цедрой лимона, ваткой, смоченной духами.

Методика проведения: Ребята, возьмите в руки мешочек. Там внутри что-то спрятано. Вы сможете по запаху узнать, что там внутри? (Ответы детей)

А теперь представьте, что микроб попал к нам в нос и заразил наши носики. Они перестали чувствовать запахи. Обменяться мешочками. Зажать носики пальчиками, как прищепками, и снова понюхать мешочки. Запахи не чувствуются. Произнесите слово «весна». Что произошло с голосом?

Вывод:  При заложенном носике мы не чувствуем запахи. Звуки нашей речи изменяются, становятся нечеткими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Хорошо здоровым быть!"

Проект по оздоровительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Развлечение "Хорошо здоровым быть" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий разработан в соответствии с комплексно-тематическим планом и является итоговым мероприятием тематической недели "Быть здоровыми хотим". Цель данного развлечения - формирование культуры здоров...

Родительское собрание : "Хорошо здоровым быть!"

Замечательно, когда здоровы вы, а еще лучше, когда здоровы дети. Лишь малое количество родителей может похвастаться тем, что они и их дети ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской...

Мини-проект "Хорошо здоровым быть!"

Цель: Формировать представление у дошкольников о ЗОЖ, умениизаботиться о своём здоровье; жить в гармонии с собой и окружающим миром....

Сценарий физкультурного досуга: "Хорошо здоровым быть"

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста.Цель: приобщить детей к здоровому образу жизни.В физкультурном досуге используются пословицы, стихи , загадки, подвижные игры и эстафеты о з...

Сценарий спортивного досуга «Хорошо здоровым быть!»

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни....

Многовариантный план каникул недели здоровья на тему «Хорошо здоровым быть»

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Сохранение, укрепление и охраны здоровья. Самостоятельность, творчество и инициатива в двигательной активности, интерес к сп...